Суббота 27 апреля 2024 г.
Фаджр
01:32
Восход
04:58
Зухр
12:39
Аср
17:43
Магриб
20:14
Иша
22:43
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Намаз больного: мнения ханафитских правоведов

Намаз больного: мнения ханафитских правоведов

В исламском праве определена категория людей, которая называется «ахлюль-узр» (люди оправдания), то есть те верующие, которые по той или иной причине не могут в полной мере совершать свои индивидуальные религиозные обязанности. К таким людям относятся те, кто из-за физических особенностей или болезни не способны совершать должным образом пятикратную молитву. Шариат, опираясь на слова Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Сура «Корова», 286) позволяет болеющему человеку совершать намаз сидя, полулёжа и лёжа в зависимости от степени недуга. При этом подчёркивается, что верующему, находящемуся в здравом рассудке и способному совершать при исполнении молитвы, как минимум, наклоны и движения головой не разрешается оставлять молитву несмотря на его физические недуги, так как намаз является поклонением, предписанным Аллахом и одним из главных столпов ислама.


Порядок совершения намаза больным человеком

Одним из главных элементов молитвы является стояние, как сказано об этом в Коране: «Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (Сура «Фуркан», аят 64). Если человек, несмотря на недомогание может совершать предписанную часть молитвы стоя с совершением поясных и земных поклонов, то в этом случае ему стоит совершать весь комплекс молитвенных действий, не оставляя, что-либо из них. Если же по причине здоровья он не может стоять, то ему следует заменять стояние сидением, и совершать поясной и земной поклоны в таком положении. Если человек может сидеть, но при этом не может совершать поясной и земные поклоны, то он должен молиться сидя и заменять полноценные поясные и земные поклоны наклонами головы, при этом при земном поклоне ему следует наклонять голову больше, чем при совершении поясного. Если человек не может сидеть, то ему следует совершать молитву полулёжа на спине, и если не может молиться так, то лёжа. В таком положении ему также стоит отмечать поясной и земной поклоны наклонами головы. В книге «Аль-йатима» сообщается, что у Аль-Хильвани спросили о допустимости совершения земного поклона посредством наклонов головы тому, кто страдает от мигрени. Хильвани ответил: «Да, ему можно совершать земной поклон, ограничиваясь наклоном головы, если совершение земного поклона может навредить ему» (Татарханиййа, том 1, с. 581).

Стоит отметить, что учёные-правоведы имели разные мнения относительно границ недугов, которые считаются достаточным оправданием для оставления молитвенного стояния. Имам Тимурташи считал, что достаточной уважительной причиной для оставления стояния является состояние слабости молящегося, из-за которого он может упасть во время молитвы, или же головокружение и подобные недуги. В книге «Аз-захириййа» подчёркивается, что достаточным оправданием для оставления стояния во время намаза является состояние человека, который не может выйти для справления нужды за пределы дома из-за угрозы усиления недуга. Эта же мысль со ссылкой на высказывание учёного Мухаммада бин Фадля присутствует в книге «Фатава-ннасафия». В книге «Аль-хави» говорится, что стояние во время молитвы может оставить тот, кто способен стоять только при поддержке другого человека, или тот, кто способен ходить только при поддержке двух людей, поддерживающих его справа и слева (См. там же.).

Есть также ряд мнений относительно молитвы того, кто может частично выстаивать молитву. Так, факих Абу Джафар сказал: «Молящемуся стоит выстаивать молитву ровно столько, сколько он может выдержать, когда у него заканчиваются силы, он может сесть. Если человек может совершать стояние достаточное для произнесения такбира ифтитах, то ему следует стоя произнести такбир, потом сесть. Если он может стоя прочесть часть суры «аль-Фатиха», то ему следует в стоячем положении произнести такбир, прочитать столько, сколько он может, потом сесть и продолжить молитву сидя. Этого же мнения придерживались «Солнце имамов» шейх Аль-Хальвани и автор книги «Аль-хуляса». Однако автор книги «Аль-хания» сказал: «Я боюсь, что не будет принята молитва того, кто оставляет стояние». По мнению ученика Абу Ханифы Мухаммада, если человек может простоять в молитве время достаточное для прочтения трёх маленьких или одного большого аята, то ему необходимо выстоять этот короткий промежуток, после чего он может совершать молитву сидя. Абу Джафар сказал: «Если человек может совершить стояние, время которого не превышает время чтения трёх маленьких или одного большого аята, то ему следует совершать стояние без чтения аятов. Ему необходимо выполнить фард стояния, потом сесть и выполнить фард чтения аятов. Не следует молящемуся читать часть аятов стоя, часть сидя, так как положено выполнять обязательство чтения аятов в намазе или только стоя, или только сидя. Такого же мнения придерживался автор книги «Ас-сагнакы» (См. там же).

В книгах по фикху, как было указано выше, говорится о допустимости совершения намаза больным человеком стоя, оперевшись на что-либо, например, стену или посох. Данное мнение высказывается «Солнцем имамов» шейхом Аль-Хальвани». Также допускается совершение больным человеком намаза сидя, опираясь на что-либо. Такое мнение приводится в книге «Хулясатуль-хания» (Татарханиййа, том 1, с. 582).

В книге «Татарханийа» относительно этого говорится следующее: «Если человек может совершать молитву оперевшись на посох, или если у него есть слуга, на которого он может опереться во время молитвы, то ему следует совершать молитву стоя, используя опору». Данное мнение основывается на словах Абу Юсуфа и Мухаммада относительно совершения больным малого омовения. Эти два имама считали, что если больной не может совершить малое омовение, но нашёл человека, который может ему в этом помочь, то ему следует воспользоваться помощью и отказаться от совершения таяммума (Там же).

Если человек может совершить поясной поклон, но не может совершить земной, то ему следует заменить земной поклон наклоном головы в сидячем положении. Такой способ упоминают шейх Аль-Хальвани и Ас-Сарахси. Ханафитские правоведы Хавахирзада и шейх Ас-Сафар считают, что молящийся вправе выбрать в каком положении ему совершать молитву, или стоя с совершением земного поклона посредством наклона головы, или сидя, также совершая поклоны, ограничиваясь наклоном головы. При этом они отмечают, что второй вариант более предпочтительный. В книге «Аль-хания» говорится, что в случае если молящийся не может полноценно совершать земной поклон, то совершение молитвы сидя с заменою земного поклона на наклоны головы является мустахабом. Ученик Абу Ханифы Зуфар и имам Шафии считали, что в данном случае молящемуся следует совершать молитву стоя. Часть правоведов считает, что если молящийся не может совершать ни земной, ни поясной поклоны, но может совершать молитву стоя, то ему следует замещать поясной поклон наклоном головы в стоячем положении, земной также наклонением головы, но в сидячем положении (Там же).

Больному, который не может совершать молитву стоя и ему сложно совершать её даже сидя, разрешено совершать молитву сидя, оперевшись на стену, человека или другой объект. Шейх Аль-Хальвани сказал: «Такому человеку следует молиться сидя, опираясь на какую-либо опору. Не следует ему молиться лёжа. Если же состояние здоровья не позволяет ему совершать молитву сидя, опираясь на что-либо, то ему следует принять полулежащее положение, обратившись лицом в сторону киблы». Часть учёных-ханафитов и имам Шафии допускали совершение молитвы лёжа на правом боку так, что лицо молящегося было направлено в сторону киблы (Там же).

Как было указано выше, замена поясных и земных поклонов совершается посредством наклонов головы, но если же человек не может совершать знаки головой, то в этом случае часть учёных советует молящимся делать знаки бровями или глазами. Имам Шафии сказал: «Ему следует делать знаки глазами, но, когда уйдёт его болезнь, и он сможет совершать молитву должным образом, ему необходимо будет восполнить молитвы, которые он исполнил посредством знаков глазами» (Татарханиййа, том 1, с. 582).

Что касается учёных ханафитов, то среди них есть разные мнения относительно вопроса совершения молитвы посредством знаков глазами или бровями. Часть из них считает, что если человек не в силах совершать знаки головой, заменяющие поясной и земной поклоны или хотя бы совершать движения головой, чтобы обозначить эти поклоны, то ему не следует совершать намаз в таком положении и возместить его, когда к человеку вернётся способность совершать знаки головой или, когда он сможет совершать намаз полноценно. Такое мнение излагается в книге «Шарху-тТахави» (Татарханиййа, том 1, с. 583). Автор книги «Аль-хидайа» сказал: «Не совершаются знаки заменяющие поясной и земной поклоны ни глазами, ни сердцем (мыслями), ни бровями» (Татарханиййа, том 1, с. 582). Сообщается, что спросили ученика Абу Ханифы имама Мухаммада о человеке, который по причине болезни совершает намаз лёжа, посредством движения глаз, головы или молится только сердцем (мысленно). Сказал имам Мухаммад: «Я не сомневаюсь, что совершение молитвы посредством наклонов головы разрешено, и не сомневаюсь, что совершение её сердцем недопустимо, но я сомневаюсь, допустимо ли совершать её посредством движения глаз» (Татарханиййа, том 1, с. 583). О допустимости молитвы посредством движения глаз высказывали своё мнение ученики Абу Ханифы Зуфар и Абу Юсуф. Автор «Аль-фатаваль-Аттабийа» считает, что молитву можно совершать, в том числе посредством движения бровей (Татарханиййа, том 1, с. 582).

Часть учёных считает, что если человек более одного дня находится в состоянии, при котором он не может совершать намаз даже посредством движения головы, то с него снимается обязательство совершения молитвы. Этого же мнения придерживался «солнце имамов» Ас-Сарахси и автор книги «Аль-фатава вальвальджия», который сказал: «Если умрёт больной человек, который в ходе болезни не мог совершать молитву посредством движения головы, то не накладывается на него и его родственников обязательство восполнения этих молитв» (Татарханиййа, том с. 582-583).

Мнение данной группы ханафитских учёных, а также учёных, которые отрицают возможность совершения намаза посредством знаков глазами или бровями основано на хадисе от Имрана бин Хусайна, в котором сообщается, что он, страдая от болезни сказал:

قال: كانت بي بواسير؛ فسألتُ النَّبيّ -صلى الله عليه وسلم-، فقال:"صلِّ قائمًا، فإنْ لمْ تستطعْ؛ فصلِّ قاعدًا؛ فإنْ لم تستطعْ؛ فعلى جنبك"، زاد النِّسائيّ: "فإنْ لم تستطع فمستلقيًا

«Я страдал от геморроя и спросил я Посланника, мир ему и благословение Аллаха, как мне молиться. Он сказал: «Молись стоя, но если ты не в состоянии сделать этого, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать даже это, то совершай его лежа на боку». Этот хадис передал аль-Бухари.

Данный хадис взят за основу их мнения, так как в нём не упоминается совершение молитвы посредством знаков бровями или глазами.

Другая же группа, в том числе допускающая совершение молитвы посредством движения бровей и глаз придерживается мнения, что обязательство совершения намаза с больного, который не может совершать движения головой, замещающие поясной и земной поклоны не снимается. И если больной излечится, то ему необходимо будет восполнить все молитвы, которые он пропустил или исполнил без совершения поклонов головой. Если же он скончается, то за него должны будут возместить его молитвы его наследники. Это связано с тем, что на такого человека распространяется хукм человека, находящегося в обморочном состоянии (См. там же).

Отметим, что иджтихад учёных в данном вопросе основан на важном принципе мусульманского права: «Наличие трудностей подразумевает облегчение обязанностей». Как подчеркивают ученые, этот принцип опирается на ряд аятов:

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура 2 «Корова», аят 185);

«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура 22 «Хадж», аят 78).

Учитывая множественность мнений учёных ханафитского мазхаба относительно совершения намаза в состоянии болезни, отметим, что в разных регионах исламского мира преобладает один или несколько конкретных способов совершения намаза при болезни. В связи с этим стоит отметить, что верующему необходимо в этом и иных вопросах следует ориентироваться на своих духовных наставников и решения официального духовенства региона или страны, так как одной из обязанностей верующих является следование за сведущими в делах религии людьми. Это поможет верующему мусульманину избежать ошибок и неточностей в поклонении, которые могут привести к нарушению, совершаемого им поклонения.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме