Вторник 30 апреля 2024 г.
Фаджр
00:47
Восход
04:50
Зухр
12:39
Аср
17:47
Магриб
20:20
Иша
21:50
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Аяты Мухкамат и Муташабихат

Аяты Мухкамат и Муташабихат

С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!

Кур`ан содержит в себе аяты ясные по смыслу (мухкамат) и аяты иносказательные/многозначные (муташабиhат). Данное разделение основано на аяте:

﴿هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ ۖ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ ۗ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللهُ ۗ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ﴾

«Он Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты (мухкамат), которые являются основой Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными (муташабиhат). Те, чьи сердца отклонились в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаhа и обладающих основательными знаниями, которые говорят: "Мы уверовали в это, все это от нашего Господа", но поминают назидание только обладающие разумом» (Áль ‘Имран: 7).

Ясные аяты (мухкамат) – это аяты, которые несут лишь одно языковое значение или же смысл которых является ясным, незатруднительным. Некоторые примеры ясных по смыслу аятов:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ ﴾

«Нет ничего подобного Ему» (аш-Шура: 11),

﴿ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾

«Нет никого равного Ему» (аль-Ихляс: 4),

﴿ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا ﴾

«Знаешь ли ты подобного Ему», то есть нет подобного Ему (Марьям: 65),

﴿حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ﴾

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи» (аль-Ма`ида: 3).

Все вышеприведенные аяты являются ясными по смыслу и не требуют толкования и исследования для понимания их смысла.

Иносказательные/многозначные аяты (муташабихат) – это аяты, значение которых не является ясным или имеющие несколько значений и нуждающиеся в изучении для правильного понимания. Некоторые примеры аятов муташабиhат:

﴿ الرَّحْمٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ ﴾

«Милостивый "истава"[1] над троном» (Та-hа: 5),

﴿ إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ ﴾

«К Нему (дословно) восходят прекрасные слова, и возносят праведное деяние» (Фатыр: 10), то есть прекрасные слова, как «Нет бога, кроме Аллаhа» поднимаются к почетному месту – небесам, а праведные деяния поднимаемы ими (благими словами). Такое толкование не противоречит аяту:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ ﴾

«Нет ничего подобного Ему» (аш-Шура: 11).

Толкование аятов муташабиhат должно соответствовать аятам мухкамат и не должно противоречить им. Это касается категории муташабиха, которая допустима для познания учеными.

Методы толкования аятов муташабихат

Существует два достоверных метода в отношении толкования аятов муташабиhат:

1. Тафвид – метод праведных предшественников (саляф салих), живших в первые три столетия по хиджре. То есть метод большинства ранних ученых. Они дают общее толкование (та`виль иджмали), веруя в эти аяты и будучи убежденными, что они не несут в себе смыслов, присущих телам, а содержат в себе значения достойные Величия Аллаhа, при этом, не конкретизируя их отдельным смыслом, но основывая их смысл на аятах мухкамат, таких как:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شيءٌ ﴾

«Нет ничего подобного Ему» (аш-Шура: 11). Подобно тому, как сказал имам аш-Шафи‘и (150-204х)[2]:

ءَامَنْتُ بِمَا جَاءَ عَنِ اللَّهِ عَلَى مُرَادِ اللَّهِ وَبِمَا جَاءَ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ عَلَى مُرَادِ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ

«Я уверовал во все, что передано от Аллаhа, как хотел Аллаh, и во все, что передано от Посланника Аллаhа, как хотел Посланник Аллаhа», то есть не так, как представляет себе воображение, наталкивая на смыслы недостойные Всевышнего.

Сказал имам ат-Тирмизий (ум. в 279х) в сборнике «Сунан»[3]:

والمذْهَبُ في هذا عِنْدَ أَهْلِ العِلْمِ مِنَ الأَئِمَّةِ مِثل سُفيان الثَّوري ومَالِكِ بنِ أَنَس وابنِ المبارَك وابنِ عُيَيْنَة ووكيعٍ وغيرِهم أَنَّهُمْ رَوَوْا هذه الأشياءَ ثُمَّ قَالوا: تُرْوَى هذه الأحاديثُ وَنُؤْمِنُ بِـها وَلا يُقال كَيْف

«Тот путь, по которому шли в этом вопросе ученые, такие, как имамы Суфьян ас-Саурий (97-161х), Малик ибн Анас (93-179х), Ибн аль-Мубарак (118-181х), Ибн ‘Уйайна (107-198х), Ваки‘ (род. 129х) и другие, заключался в том, что они передавали все это, а затем говорили: «Эти хадисы передаются, и мы веруем в них, но не говорится о них: «каким образом?» [то есть, недопустимо приписывать Аллаhу качества созданных]».

Сказал имам муфассир аль-Куртубий (ум. 671х) в книге «аль-Джами‘ ли ахкам аль-Кур`ан»[4]:

وقد عرف أنّ مَذْهَبَ السَّلَفِ تركُ التَّعَرُّضِ لتَأْويلِها مَعَ قطعِهِمْ باستحالةِ ظَواهِرِها، فيقولون أمرُّوها كما جاءتْ

«Известно, что путь саляфов заключается в том, чтобы не вдаваться в толкование [аятов и хадисов муташабиhат] вместе с их категоричностью в невозможности буквального понимания, и поэтому они говорили: "Передавайте их так, как они переданы"».

Все это указывает на то, что ученые саляфы не следовали буквальному пониманию текстов муташабиhат, хотя большинство из них и не давали подробного толкования.

Таков метод большинства саляфов, при том, что были среди них те, кто дал подробное толкование, как на это указывает толкование, содержащееся в сборнике «Сахих» имама аль-Бухарий (194-256х) в главе «Толкование Кур`ана»[5]:

سُورَةُ القَصَصِ ﴿ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ۚ ﴾ إلّا مُلْكَهُ ويُقال ما يُتَقَرَّبُ بِهِ إِلَيْهِ

«Сура аль-Касас "Все исчезнет, кроме Его Ваджhа[6]", то есть кроме Его Власти, также допустимо сказать: "Кроме благих деяний, совершенных искренне"». Власть Аллаhа – это один из Его извечных сыфатов, не подобный власти, которой Он наделяет созданных. Также там есть и другие примеры толкования, как толкование слова «дахик» الضَّحِك, переданного в хадисе, как милость (а не смех или улыбка, как преподносят хашавиты).

Использование подробного метода толкования также достоверно передано от имама Ахмада ибн Ханбаля (164-241х), который был из числа саляфов. Он сказал в толковании аята:

﴿وَجَاءَ رَبُّكَ﴾

«Придет [могущество] Господа твоего[7]» (аль-Фаджр: 22), то есть великие события, происходящие в Судный день, указывающие на Могущество Аллаhа. Этот иснад посчитал достоверным хафиз аль-Байhакый (384-458х)[8], передано в книге «Манакыб Ахмад», как указал на это Ибн Касир[9].

Много кто из ученых упомянул в своих трудах, что Ахмад ибн Ханбаль толковал аяты муташабиhат, среди них хафиз ‘Абдур-Рахман ибн аль-Джаузий (510-597х), который, в силу его глубочайшего знания текстов мазхаба и положений Ахмада, является одним из столпов ханбалитского мазхаба.

1. Та`виль – метод поздних богословов (халяфов – пришедших после третьего столетия). Они не ограничиваются общим толкованием, а дают аятам подробное пояснение, определяя им значение, которому отдали предпочтение, исходя из установленных доводов и языковых норм. И так же, как саляфы, поздние богословы не придают буквального смысла аятам муташабиhат. Нет сомнения в дозволенности использования учеными этого метода, в особенности, когда существует опасность вероубеждению простых мусульман, чтобы сохранить их от идеологии антропоморфизма. После эпохи саляфов глубокое знание и понимание арабского языка стало теряться и некоторые люди, по причине своего невежества, начали видеть в текстах лишь буквальный смысл.

Пример подробного толкования:

﴿ مَا مَنَعَكَ أنْ تَسْجُدَ لِما خَلَقْتُ بِيَدَيَّ ﴾

«Что помешало тебе совершить земной поклон тому, кого Я создал сохраняя?»[10] (Сад: 75). Буквальный перевод этого аята неприемлем: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я создал обеими руками?».

Сказал хафиз ан-Нававий (ум. в 676х) в комментариях к одному из хадисов муташабих (хадис «ан-нузуль») в «Сахихе Муслима»[11]:

ﻫﺬا ﻣِﻦْ ﺃﺣﺎﺩﻳﺚِ اﻟﺼِّﻔﺎﺕِ ﻭﻓﻴﻬﺎ اﻟﻘﻮﻻﻥِ اﻟﺴَّﺎﺑﻘﺎﻥ ﻗﺮﻳﺒًﺎ: ﺃَﺣﺪُﻫﻤﺎ اﻹﻳﻤﺎﻥ ﺑﻬﺎ ﻣﻦ ﻏﻴﺮ ﺗﻌﺮّﺽٍ ﻟﺘَﺄْﻭﻳﻞٍ ﻭﻻ ﻟﻤﻌﺮﻓﺔِ اﻟﻤﻌﻨﻰ ﺑَﻞْ ﻳﺆﻣﻦ ﺑﺄﻧﻬﺎ ﺣﻖٌّ ﻭﺃﻥ ﻇﺎﻫﺮَﻫﺎ ﻏﻴﺮُ ﻣﺮاﺩ ﻗﺎﻝ اﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﴿ﻟَﻴْﺲَ ﻛَﻤِﺜْﻠِﻪِ شَيءٌ﴾، ﻭاﻟﺜَّﺎﻧِﻲ ﻳﺘﺄﻭﻝ ﺑﺤﺴﺐ ﻣﺎ ﻳَﻠﻴﻖ ﺑﻬﺎ

«Это один из хадисов о Сыфатах Аллаhа, и существует два мнения [относительно таких хадисов], которые мы упомянули ранее: Первое мнение – верить в истинность этих хадисов, не вдаваясь в их толкование и постижение, то есть верить, что это истина, и что их буквальный смысл не имеется в виду. Сказал Всевышний Аллаh: «Нет ничего подобного Ему» (аш-Шура: 11). И второе – это толкование в соответствии с достойными их значениями».

Примеры толкования аятов муташабиhат

Значение аята:

﴿مِنْ رُوحِنَا﴾ и ﴿مِنْ رُوحِي﴾

Всевышний Аллаh Создатель души и тела и не является ни душой, ни телом. Что касается аята о душе Пророка ‘Исы, где Аллаh отнес ее к Себе, то это указывает на значение создания, владения и наделения высокой степенью, но не означает, что душа ‘Исы является частью Аллаhа[12]:

﴿مِنْ رُوحِنَا﴾

«От Нашей (то есть созданной Нами, почетной) души».

А также аят в отношении Адама:

﴿مِنْ رُوحِي﴾

«От Моей (то есть созданной Мною, почетной) души».

Значение 12-го аята суры ат-Тахрим: ﴿فَنَفَخْنَا فِيهِ مِنْ رُوحِنَا﴾ заключается в том, что Аллаh велел Джабраилю вдохнуть в Марьям душу, которая принадлежит Аллаhу и является почетной перед Ним, так как души бывают двух видов: почетные и скверные. Души Пророков относятся к первой группе, поэтому отнесение Всевышним души ‘Исы и души Адама к Себе – это отнесение (идафа), носящее в себе смысл власти и наделения почета. Совершает неверие тот, кто думает, что Всевышний Аллаh является духом. Все души созданы, и Аллаh пречист от подобного.

Так же идафа в аяте, в котором говорится о Каабе (сура аль-Хадж, аят 26): ﴿بَيْتِيَ﴾ «(дословно!) Мой дом» имеет смысл владения для придания почета, но не несет смысла, что Аллаhа находится в Каабе.

Так же аят: ﴿رَبُّ الْعَرْشِ﴾ «Господь Трона» (аль-Му`минун: 116) имеет значение, что Аллаh – Создатель Трона, который является самым великим творением, но не несет в себе смысла, что Аллаh соприкасается с ним, сев на него или находясь параллельно ему, имея большое или малое пространство между Собой и Троном – все это недопустимо по отношению к Аллаhу. Особенность Трона заключается в том, что он подобен Каабе и Ангелы совершают обход вокруг него так же, как мусульмане совершают обход вокруг Каабы. Также там не совершаются грехи, потому что все находящиеся там – это почетные Ангелы, не ослушивающиеся повелений Всевышнего ни на мгновение ока. Кто же полагал, что Аллаh создал Трон, чтобы сесть на него, то он уподобил Аллаhа царям, которые устраивают для себя большие ложа, чтобы воссесть на них. Кто думал так, он не знал Аллаhа.

Значение аята ﴿ يَخَافُونَ رَبَّهُمْ مِنْ فَوْقِهِمْ ﴾

«Они страшатся их Господа (Властвующего) над ними» (ан-Нахль: 50). Здесь речь не идет о местонахождении или направлении.

Значение аята ﴾ ﴿ وَجَاءَ رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا

«Придет [Могущество] твоего Господа и придут Ангелы рядами» (аль-Фаджр: 22). Данный аят не означает, что Аллаh приходит, перемещаясь и уходя из одного места и занимая другое. Тот, кто думает так – совершает неверие. Всевышний Аллаh создал движение, покой и все остальные качества созданных. Ему не присуще движение или неподвижность. В аяте имеется в виду «Пришло Могущество твоего Господа», то есть результат Могущества Аллаhа, так как в Судный День будут происходить события, указывающие на Могущество Аллаhа. Достоверно передано от имама Ахмада, что он сказал относительно аята:

﴿ وَجَاءَ رَبُّكَ ﴾

«Пришло Его Могущество», как передал аль-Байhакый в «Манакыб Ахмад», как уже было упомянуто ранее.

Значение слова «вместе» (مَعَ), упомянутого в Кур`ане в отношении Аллаhа

Сказано в Кур`ане:

﴿ وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنْتُمْ ۚ ﴾

«Он с вами, где бы вы ни были» (аль-Хадид: 4), то есть Он знает о вас абсолютно все. Также слово مَعَ (с, вместе) иногда используется в значении помощи и защиты, как в аяте:

﴿ إِنَّ اللهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا ﴾

«Воистину Аллаh вместе с богобоязненными» (ан-Нахль: 128). Но не имеется в виду вселение или слияние, и совершает неверие тот, кто так думает, так как Аллаh пречист от слияния и отделения.

Недопустимо говорить, что Аллаh воссоединился со вселенной или отделен от нее по расстоянию, так как эти качества являются качествами объектов. В отношении объекта допустимо воссоединение и разделение, Аллаh указал в Кур`ане на непричастность к подобным свойствам в аяте:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ ﴾

«Нет ничего подобного Ему» (сура аш-Шура, аят 11).

Аллаhу не присущи размеры большие или маленькие и не говорится о Нем высокий или низкий, так как Он не подобен созданным. Необходимо отвергать любую мысль, которая ведет к определению Аллаhа размерами и границами.

Некоторые приписали Аллаhу Всевышнему усталость и сказали, что после сотворения небес и земли Он отдыхал и прилег на спину. Эти слова являются неверием. Аллаh пречист от этих качеств, а также от эмоций, чувства усталости, боли или наслаждения. Тот, кому присущи эти качества, обязательно является возникшим, созданным, которому присуще изменение. Все это недопустимо в отношении Всевышнего Аллаhа.

Сказал Всевышний Аллаh:

﴿وَلَقَدْ خَلَقْنَا السَّمَاوَاِت وَالأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِى سِتَّةِ أَيَّامٍ وَمَا مَسَّنَا مِنْ لُّغُوبٍ﴾

«Мы создали небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней и не присуща Нам усталость» (Каф:38). Устает только тот, кто действует органами, а Аллаh пречист от органов.

Сказал Всевышний:

﴿إِنَّ اللَّهَ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾

«Аллаh Слышащий, Видящий» (Гафир: 20) без подобия созданным. Слышание и Видение Аллаhа – сыфаты вечные без начала, не являющиеся органами, то есть эти сыфаты не являются ушами или глазами. Не обуславливается Его Видение и Слышание направлением, близостью или дальностью, освещением или колебаниями воздуха.

Значение аята ﴿فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ﴾ «Куда бы вы не направлялись, там Ваджhу-Ллаh»

Сказал Всевышний:

﴿ وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ ﴾

«Аллаhу принадлежит восток и запад, куда бы вы ни направлялись – там ваджh[13] Аллаhа» (аль-Бакара: 115). Значение этого аята следующее: «Куда бы вы ни направляли свои лица, совершая нафль намаз в пути, то там – кыбла для вас», то есть то направление, в которое вы направились, является вашей кыблой[14]. И не имеется в виду под словом «ваджh» орган (лик).

Совершает неверие тот, кто приписывает Аллаhу органы, так как если бы Ему были присущи органы, то Он был бы подобен нам, и Его могло постигнуть то, что постигает нас, как например исчезновение.

Также могут иметься в виду под словом «ваджh» благие деяния, как если сказать:

فَعَلْتُ كَذَا وَكَذَا لِوَجْهِ اللَّهِ

«Я сделал то-то и то-то ради Аллаhа (ливаджhи-Лляh)».

Значение аята ﴾ اللهُ نُورُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ﴿ «Аллаh [ведущий к] свету [веры жителей] небес и земли»

Сказано в Кур`ане:

﴿ اللهُ نُورُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ﴾

«Аллаh ведет жителей небес и земли к свету веры» (ан-Нур: 35). Данное толкование передал аль-Байhакый (384-458х)[15] от ‘Абдуллаhа ибн ‘Аббаса. Аллаh не является светом, Он – Создатель света. Сказано в Кур`ане:

﴿ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ ﴾

«Аллаh создал тьму и свет» (аль-Ан‘ам: 1). Следовательно, Он не может быть светом, подобно Своим созданиям. Аллаh превыше этого. Совершает неверие тот, кто думает, что Аллаh – это скопление света.

Наиболее ясным доводом того, что Аллаh не является осязаемым объектом, подобно небесам и земле, и не является неосязаемым объектом, подобно темноте или свету, является следующий аят:

﴿ الحَمْدُ للهِ الّذي خَلَقَ السَّماواتِ والأَرْضَ وجَعَلَ الظُّلُماتِ والنُّورَ ﴾

«Хвала Аллаhу, который создал небеса и земли и создал тьму и свет» (аль-Ан‘ам: 1). Тот, кто думает, что Аллаh осязаемый или неосязаемый объект – тот уподобил Аллаhа творениям, и упомянутый аят этому подтверждение. Большинство уподобленцев убеждены, что Аллаh является осязаемым объектом, но некоторые думают, что Он неосязаемый объект, говоря, что Он сверкающий свет. Этого аята достаточно для того, чтобы опровергнуть обе группы.

Также бытует много убеждений неверия, подобно убеждению, что Аллаhу присущ цвет или образ.

Токлкование 85 аята суры аль-Вакы‘а

﴿وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنكُمْ وَلَكِن لَّا تُبْصِرُونَ﴾

«Мы (то есть наши Ангелы) ближе к нему (умирающему) чем вы, но вы не видите (тех, кто присутствует рядом с ним)». Или имеется в виду: «Аллаh знает о нем больше и могущественнее над ним, чем вы (те, кто находится рядом)». Но данный аят недопустимо понимать, что Аллаh Своей Сущностью находится рядом с умирающим.

Толкование 16 аята суры Каф

﴿وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ﴾

«Мы знаем о нем больше, чем он сам» (дословно: ближе к нему, чем его яремная вена). Или: «Более Властны и Могуществены над ним, чем он сам». Не позволительно понимать данный аят буквально, считая, что Аллаh находится внутри человека.



[1] Слово «истава» в арабском языке имеет множество значений, среди которых есть те, которые недостойны Аллаhа, как например сидение и утверждение, и есть достойные Его, как например, властвование.

[2]См. «Даф‘у шубах ман шаббаха ва тамаррад», Такый ад-Дин аль-Хисний, стр. 56.

[3] См. «Сунан ат-Тирмизий», 4/692.

[4] См. «Тафсир аль-Куртубий», 4/14.

[5] «Сахих аль-Бухарий», Китаб ат-тафсир, 6/112.

[6] Слово «ваджh» в арабском языке имеет несколько значений, среди которых есть недостойные Аллаhа, как например, лик, и есть достойные Его, как например, власть или сущность.

[7] Данный аят нельзя понимать в значении передвижения с одного места в другое в отношении Аллаhа.

[8] Сказал хафиз Салях ад-Дин аль-‘Аляи: «После аль-Байхакыя и ад-Даракутни не было им подобных или того, кто был близок к ним» («аль-Вашй аль-му‘лям»). Хафиз Абу Са‘ид аль-‘Аляи – это тот, о ком сказал хафиз Ибн Хаджар: «Шейх наших шейхов» (он был из 8 в.х.).

[9] См. «аль-Бидая ва ан-нихая», 10/361.

[10] См. «Та`сис ат-такдис», ар-Разий, стр. 173-174.

[11] См. «Шарх сахих Муслим», 16/204.

[12] См., например, «Тафсир аль-Куртуби», стр. 457, толкование суры «Сад», 75 аят.

[13] Буквальный перевод этого слова – лик. Аллаh пречист от органов, поэтому недопустимо использовать данный смысл к Аллаhу.

[14] См. «Тафсир ат-Табарий», 1/506.

[15]См. «аль-Асма вас-Сыфат», стр 81.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме