Воскресенье 28 апреля 2024 г.
Фаджр
01:22
Восход
04:55
Зухр
12:39
Аср
17:45
Магриб
20:16
Иша
22:47
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Собрание Корана Абу Бакром «правдивейшим» (да будет доволен им Аллах)

Собрание Корана Абу Бакром «правдивейшим» (да будет доволен им Аллах)

Нафиков Дамир Амирович – член Консультационно совета ДУМ ТО.

Аннотация. Приводит Ибн Аштах в своём труде «Мусхафы», что Ал-Лейсбин Са’д сказал: «Абу Бакр первым собрал Коран».

Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да смилуется Аллах над Абу Бакром – он первый, кто собрал Коран между двух обложек».

Заслуга Абу Бакра не только в его участии в войнах с вероотступниками, а прежде всего в собрании и сохранении Писания Всевышнего Аллаха, и, что немаловажно, его дальнейшей передаче последующим поколениям. В данной статье я хочу рассмотреть более подробно, каким образом происходил этот сложный процесс сбора и анализа священных текстов в те далёкие времена.

Ключевые слова. Коран, ниспослание, собрание, сподвижники, Абу Бакр, Умар, Зайд бин Сабит, единогласное принятие.

Чтобы понять каким образом происходило собрание Корана необходимо рассмотреть такие важные моменты, как низведение Корана и его собрание во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

1. Стадии низведения Корана.

Все учёные единогласно указывают на три стадии низведения Корана, которые мы вкратце рассмотрим ниже.

Первое низведение – от Всевышнего Аллаха в «хранимую скрижаль».

Всевышний Аллах сказал:

بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَّجِيدٌ (21) فِي لَوْحٍ مَّحْفُوظٍ

«Но это достохвальный Коран. В “хранимой скрижали”». (Коран 85:21-22).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إنَّ أولَ ما خلق اللهُ القلمُ، فقال لهُ : اكتبْ، قال : ربِّ وماذا أكتبُ ؟ قال : اكتُبْ مقاديرَ كلِّ شيءٍ حتى تقومَ الساعةُ

«Воистину первое, что сотворил Аллах, это «Калям», и велел ему: «Пиши». Он вопросил: «О Господь мой! Что мне написать?» Аллах ответил ему: «Запиши предначертанное всего в мироздании до конца света».

Запись всего, что должно произойти от начала до конца Мира и запись или низведение Корана в «хранимую скрижаль» произошло задолго до сотворения Небес и Земли. Как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

كتب الله مقادير الخلائق قبل أن يخلق السماوات والأرض بخمسين ألف سنة، قال: وعرشه على الماء

«Аллах записал предначертанное всем творениям за пятьдесят тысяч лет до сотворения Небес и Земли», добавив: «А Престол Его был над водой».

Эта скрижаль не просто так названа «хранимой», ведь она хранится у Всевышнего Аллаха, и шайтаны не имеют к ней доступа.

Есть разные мнения среди учёных относительно места, где находится «хранимая скрижаль». Так Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) и Муджахид (да смилуется над ним Аллах) сказали, что «хранимая скрижаль»находится на лбу Исрафиля. Мукатиль (да смилуется над ним Аллах) сказал, что «хранимая скрижаль» находится справа от Престола Всевышнего Аллаха.

Второе низведение – из «хранимой скрижали» в «Байт аль-изза» - «Храм могущества», кааба на первом к этому Миру небе.

Всевышний Аллах сказал:

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ

«Месяц Рамадан, в который был низведён Коран». (Коран 2:185).

В другом аяте:

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ

«Воистину Мы низвели его (Коран) в благословенную ночь». (Коран 44:3).

В другом аяте:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ

«Воистину Мы низвели его (Коран) в ночь Могущества». (Коран 97:1).

Разъяснил это толкователь Корана и учёный муж этой общины Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах), сказав:

«فُصِلَ الْقُرْآنُ مِنَ الذِّكْرِ فَوُضِعَ فِي بَيْتِ الْعِزَّةِ مِنَ السَّمَاءِ الدُّنْيَا فَجَعَلَ جِبْرِيلُ يَنْزِلُ بِهِ عَلَى النَّبِيِّ صلى الله «عليه و سلم

«Коран был отделён от скрижали и вложен в «Байт аль-изза» - «Храм могущества», Кааба на первом к этому Миру небе, и потом Джибрильснизошёл с ним к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

В другом риваяте Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

أُنْزِلَ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا لَيْلَةَ الْقَدْرِثُمَّ أُنْزِلَ بَعْدَ ذَلِكَ فِي عِشْرِينَ سَنَةٍ, ثُمَّ قَرَأَ

وَبِالْحَقِّ أَنزَلْنَاهُ وَبِالْحَقِّ نَزَلَ ۗ وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا مُبَشِّرًا وَنَذِيرًا (105) وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلً

«Ниспослан был Коран целиком на первое к земле небо в ночь Могущества. После этого Он ниспосылался в течение 20 лет». Потом он прочёл: «И с истиной Мы низвели его (Коран), и с истиной он снизошёл, и не отправили Мы тебя только дарующим радостную весть и увещевателем. И Коран Мы разделили, чтобы ты читал его людям постепенно, и низвели Мы его постепенно». (Коран 17:105-106).

Третье низведение – из «Байт аль-изза» - «Храм могущества», небесной каабы Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Это низведение в отличие от двух первых происходило постепенно в течениедвадцати трёх лет посредством ангела Джибриля (мир ему). Всевышний Аллах сказал:

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ (193) عَلَىٰ قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ (194) بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ

«Явился с ним (Кораном) верный дух. Сердцу твоему, чтобы был ты из увещевающих. На ясном арабском языке». (Коран 26:193-195).

2. Собрание Корана при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует).

Собрание Корана имеет два значения: заучивание наизусть и запись.

Как сказал Али (да будет доволен им Аллах):


«لَمَّا مَاتَ رَسُولُ اللَّه صلى الله عليه و سلم آلَيْتُ أَنْ لَا آخُذَ عَلَيَّ رِدَائِي إِلَّا لِصَلَاةِ جُمُعَةٍ وَ فِي رِوَايَةٍ: إِلَّا لِصَلَاةٍ حَتَّى أَجْمَعَ الْقُرْآنَ فَجَمَعَهُ»

«Когда умер Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) я поклялся, что не облачусь в свой халат, кроме пятничной молитвы», (в другом риваяте: «Кроме как на молитву»), «пока не соберу Коран» (то есть пока не выучу его наизусть). И он его собрал.

Многие сподвижники (да будет доволен ими Всевышний Аллах) собралиКоран в своих сердцах, так как они знали его наизусть.

Письменное собрание Корана происходило три раза.

Первая запись Корана была произведена при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах) сказал:

«كُنَّا عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّه عليه و سلم نُؤَلِّفُ الْقُرْآنَ مِنَ الرِّقَاعِ»

«Мы при Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) записывали Коран на коже».

Вторая запись Корана была проведена при Абу Бакре (да будет доволен им Аллах), а третья при Усмане (да будет доволен им Аллах).

Все три записи отличаются между собой, о чём буде сказано далее.

Сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был первым, кто знал наизусть весь Коран и собрал его в своём сердце, и он проводил ночи напролёт, читая Коран и украшая им все молитвы. Ежегодно к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в месяц Рамадан являлся Джибриль (мир ему), и Пророк перечитывал перед ним весь Коран, а в последний год жизни Пророка Джибриль явился ему дважды. Аиша и Фатыма (да будет доволен ими Аллах) сказали:

سَمِعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم يَقُولُ: "إِنَّ جِبْرِيلَ كَانَ يُعَارِضُنِي الْقُرْآنَ فِي كُلِّ سَنَةٍ مَرَّةً وَ إِنَّهُ عَارَضَنِي الْعَامَ مَرَّتَيْنِ وَ لَا أُرَاهُ إِلَّا حَضَرَ أَجَلِي"

«Мы слышали, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Воистину Джибриль являлся мне один раз в год, и мы прочитывали Коран, а в этом году он явился мне дважды, и я не вижу ничего другого, кроме того, что пришёл мой срок”».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передавал это стремление к сохранению и заучиванию Корана своим сподвижникам, которые были свидетелями его ниспослания или участниками событий, ставших причиной ниспослания какого-либо аята или нескольких аятов. Запоминать Коран помогало им то, что он низводился постепенно и арабы отличались исключительно хорошей памятью. Среди арабов, учитывая преобладающий кочевой образ жизни, были единицы, кто умел читать, ещё меньше тех, кто умел писать, поэтому им приходилось компенсировать безграмотность запоминанием информации. Сподвижники сами запоминали услышанное от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и, вернувшись домой, прочитывали услышанное своим жёнам и детям. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)отбирал лучших из своих сподвижников и отправлял их к племенам, чтобы они обучали их чтению Корана.

Убада бин Ас-Самит (да будет доволен им Аллах) сказал:

«كَانَ الرَّجُلُ إِذَا هَاجَرَ دَفَعَهُ النَّبِيُّ صلى الله عليه و سلم إِلَى رَجُلٍ مِنَّا يُعَلِّمُهُ الْقُرْآنَ»

«Если человек переселялся (в Медину), то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передавал его одному из нас, и он обучал его Корану».

В мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)стоял гул от чтения Корана и ему пришлось велеть мусульманам читать потише, чтобы не мешать друг другу.

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было большое количество сподвижников, знавших наизусть Коран. Только во время трагического события, произошедшего в местности колодца Маун погибло семьдесят сподвижников из числа чтецов Корана, знавших его наизусть. Имам Аль-Куртуби сказал:

«قَدْ قُتِلَ يَوْمَ الْيَمَامَةِ سَبْعِينَ مِنَ الْقُرَّاءِ وَ قُتِلَ فِي عَهْدِ النَّبِيِّ صلى الله عليه و سلم بِبِئْرِ مَعُونَةَ مِثْلُ هَذَا الْعَدَدِ»

«В битве при Аль-Ямама было убито семьдесят чтецов Корана и во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при колодце Мауна было убито такое же число чтецов».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ограничивался только тем, что он сам и его сподвижники заучивали Коран, он велел своим сподвижникам записывать его. Для этой сложной миссии он назначил самых лучших и образованных сподвижников. Учёные называют разное количество этих писарей: от двадцати шести до сорока человек. Когда ниспосылался один или несколько аятов, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел их записывать и сразу говорил в какую суру и в каком месте этой суры записать эти аяты. Некоторые сподвижники записывали сами без приказа от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) услышанное от него. Письменные приборы были примитивные и они записывали аяты на очищенных от коры пальмовых стволах, гладких, плоских камнях, коже, рёбрах и лопатках животных.

Абдулла Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

«كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم إِذَا نَزَلَتْ عَلَيْهِ سُورَةٌ دَعَا بَعْضَ مَنْ يَكْتُبُ فَقَالَ: "ضَعُوا هَذَا فِي السُّورَةِ فِي الْمَوْضِعِ الَّذِي يُذْكَرُ فِيهِ كَذَا وَ كَذَا»

«Когда нисходил какой-либо аят, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призывал того, кто умел писать и говорил: «Запишите его в такую-то суру в место, где говорится о том-то».

Всё записанное хранилось в доме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но, несмотря на это, весь Коран при жизни Пророка,имеется в виду записанный, не был собран воедино. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) старался сохранить и передать Коран последующим поколениям мусульман до конца этого мира и остерегался искажений и добавлений к священному тексту. Этим объясняется его запрет на запись от него чего-либо помимо Корана. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لا تكتبوا عني شيئًا إلا القرآنَ ، فمن كتب عني غيرَ القرآنِ فلْيمحْه ، و حدِّثوا عني و لا حَرَجَ ، و من كذبَ «عليَّ متعمِّدًا ، فلْيتبوأْ مقعدَه من النارِ

«Не записывайте от меня ничего, помимо Корана, и кто записал от меня что-то помимо Корана, пусть сотрёт это, и рассказывайте от меня, ибонет в этом греха, а кто возводит на меня ложь преднамеренно, пусть уготовит себе место в Аду».

Таким образом, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) покинул этот мир, Коран сохранился в сердцах его сподвижников, которые знали его наизусть и, кроме этого, был записан на разных материалах: коже, камнях, досках и костях, но эти записи не были собраны воедино.

Собрание Корана Абу Бакром (да будет доволен им Аллах).

Здесь уместно привести рассказ Зайда бин Сабита (да будет доволен им Аллах), где кратко описано, как и по какой причине Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принял решение собрать Коран воедино. Зайд бин Сабит(да будет доволен им Аллах) рассказал:

أَرْسَلَ إلَيَّ أبو بَكْرٍ مَقْتَلَ أهْلِ اليَمَامَةِ وعِنْدَهُ عُمَرُ، فَقالَ أبو بَكْرٍ: إنَّ عُمَرَ أتَانِي، فَقالَ: إنَّ القَتْلَ قَدِ اسْتَحَرَّ يَومَ اليَمَامَةِ بالنَّاسِ، وإنِّي أخْشَى أنْ يَسْتَحِرَّ القَتْلُ بالقُرَّاءِ في المَوَاطِنِ، فَيَذْهَبَ كَثِيرٌ مِنَ القُرْآنِ إلَّا أنْ تَجْمَعُوهُ، وإنِّي لَأَرَى أنْ تَجْمع القُرْآنَ، قالَ أبو بَكْرٍ: قُلتُ لِعُمَرَ: كيفَ أفْعَلُ شيئًا لَمْ يَفْعَلْهُ رَسولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ؟ فَقالَ عُمَرُ: هو واللَّهِ خَيْرٌ، فَلَمْ يَزَلْ عُمَرُ يُرَاجِعُنِي فيه حتَّى شَرَحَ اللَّهُ لِذلكَ صَدْرِي، ورَأَيْتُ الذي رَأَى عُمَرُ، قالَ زَيْدُ بنُ ثَابِتٍ: وعُمَرُ عِنْدَهُ جَالِسٌ لا يَتَكَلَّمُ، فَقالَ أبو بَكْرٍ: إنَّكَ رَجُلٌ شَابٌّ عَاقِلٌ، ولَا نَتَّهِمُكَ، كُنْتَ تَكْتُبُ الوَحْيَ لِرَسولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ، فَتَتَبَّعِ القُرْآنَ فَاجْمَعْهُ، فَوَاللَّهِ لو كَلَّفَنِي نَقْلَ جَبَلٍ مِنَ الجِبَالِ ما كانَ أثْقَلَ عَلَيَّ ممَّا أمَرَنِي به مِن جَمْعِ القُرْآنِ، قُلتُ: كيفَ تَفْعَلَانِ شيئًا لَمْ يَفْعَلْهُ النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ؟ فَقالَ أبو بَكْرٍ: هو واللَّهِ خَيْرٌ، فَلَمْ أزَلْ أُرَاجِعُهُ حتَّى شَرَحَ اللَّهُ صَدْرِي لِلَّذِي شَرَحَ اللَّهُ له صَدْرَ أبِي بَكْرٍ وعُمَرَ، فَقُمْتُ فَتَتَبَّعْتُ القُرْآنَ أجْمَعُهُ مِنَ الرِّقَاعِ والأكْتَافِ، والعُسُبِ وصُدُورِ الرِّجَالِ، حتَّى وجَدْتُ مِن سُورَةِ التَّوْبَةِ آيَتَيْنِ مع خُزَيْمَةَ الأنْصَارِيِّ لَمْ أجِدْهُما مع أحَدٍ غيرِهِ، {لقَدْ جَاءَكُمْ رَسولٌ مِن أنْفُسِكُمْ عَزِيزٌ عليه ما عَنِتُّمْ حَرِيصٌ علَيْكُم} إلى آخِرِهِمَا، وكَانَتِ الصُّحُفُ الَّتي جُمِعَ فِيهَا القُرْآنُ عِنْدَ أبِي بَكْرٍ حتَّى تَوَفَّاهُ اللَّهُ، ثُمَّ عِنْدَ عُمَرَ حتَّى تَوَفَّاهُ اللَّهُ، ثُمَّ عِنْدَ حَفْصَةَ بنْتِ عُمَرَ

«После битвы в Аль-Ямама Абу Бакр отправил за мной и, когда я пришёл к нему, с ним был Умар. Убу Бакр сказал: «Воистину ко мне пришёл Умар и сказал: «Воистину много людей пало в горячей битве при Аль - Ямама и я боюсь, что знающие Коран наизусть и в дальнейшем будут погибать в сражениях, и многое из Корана будет утрачено, если вы его не соберёте. Воистину я считаю, что ты должен собрать Коран». Абу Бакр сказал: «Я сказал Умару: «Как я буду делать то, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?!» На что Умар ответил: «Клянусь Аллахом, это благо!» Умар не переставал повторять это мне до тех пор, пока Аллах не раскрыл мне для этого сердце, и я не согласился с мнением Умара». Умар при этом сидел, ничего не говоря. Абу Бакр сказал: «Ты молодой, умный человек, мы ни в чём тебя не подозреваем (то есть мы не сомневаемся в тебе). Ты записывал Откровение для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так проверь и собери весь Коран». Клянусь Аллахом! Если бы он поручил мне перенести одну из гор, это было бы для меня не тяжелее, чем то, что он поручил мне собрать Коран. Я обратился к ним: «Как вы будете делать то, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?!» На что Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, это благо!» Они не переставали повторять это мне, пока Аллах не раскрыл сердце моё навстречу тому, чему Он уже открыл сердца Абу Бакра и Умара. Я приступил к поиску Корана, собирая его со шкур, костей, досок и сердец людей. А два аята из суры «Ат-Тауба»: «Уже пришёл к вам Посланник из вас, тяжело для него видеть вас в затруднении, и он желает вам благо…», я обнаружил только у Хузейма Аль-Ансари и не нашёл их ни у кого, кроме него. Листы, на которых был записан Коран, хранились у Абу Бакра до тех пор, пока Аллах не забрал его, потом у Умара, пока Аллах не забрал и его, потом у дочери Умара Хафсы».

Как было сказано ранее, мы знаем, что Коран был весь записан при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но он не был собран воедино, а эти записи находились в разных местах. Как сказал сам Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах):

قُبِضَ النَّبِيُّ صلى الله عليه و سلم وَ لَمْ يَكُنِ الْقُرْآنُ جُمِعَ فِي شَيْءٍ

«Когда умер Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Коран не был собран ни в чём». То есть он не был собран воедино в одну книгу, или всё написанное собрано в одном месте.

Аль-Хаттаби сказал:

إِنَّمَا لَمْ يَجْمَعْ صلى الله عليه و سلم الْقُرْآنَ فِي الْمُصْحَفِ لِمَا كَانَ يَتَرَقَّبُهُ مِنْ وُرُودِ نَاسِخٍ لِبَعْضِ أَحْكَامِهِ أَوْ تِلَاوَتِهِ فَلَمَّا انْقَضَ نُزُولُهُ بِوَفَاتِهِ أَلْهَمَ اللَّهُ الْخُلَفَاءَ الرَّاشِدِينَ ذَلِكَ وَفَاءً بَوَعْدِهِ الصَّادِقِ بِضَمَانِ حِفْظِهِ عَلَى هَذِهِ الْأُمَّةِ فَكَانَ ابْتِداءُ ذَلِكَ عَلَى يَدِ الصِّدِّيقِ بِمَشْوَرَةِ عُمَرَ

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не собрал Коран воедино в мусхаф, потому что он ожидал, что может прийти отменяющий закон или чтение аят. Когда завершилось низведение Корана со смертью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Аллах вдохновил праведных халифов на собрание Корана, выполняя правдивое обещание о гарантии сохранения Корана для этой уммы, и началось это по приказу Абу Бакра Ас-Сыддика по совету Умара».


Из слов Аль-Хаттаби становится ясным, почему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не собрал Коран воедино и почему и по каким причинам это сделал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) велел собрать эти раздельные записи Корана на различных материалах, сделанные при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). После сбора всё это было переписано на листы с соблюдением порядка сур и аятов в них как их расположил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Несомненно, поводом к собранию Корана стала гибель большого числа шейхов из сподвижников, знавших Коран наизусть и опасение утраты Божественного Писания. Инициативу проявил Умар (да будет доволен им Аллах), который боялся и переживал за сохранение Корана. Именно он настоял и уговорил Абу Бакра приступить к этой важной миссии. Абу Бакрвыбрал для этой работы молодого, образованного и энергичного писаря Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и свидетеля последнего прочтения Корана Пророком Джибрилю – Зайда бин Сабита (да будет доволен им Аллах). Зайд, в свою очередь, применил очень надёжный метод в сборе Корана, который гарантировал его сохранение от убавлений и прибавлений, и в этом ему помогал инициатор всего этого – Умар (да будет доволен им Аллах). Как передаёт Хишам от своего отца Урва бин аз-Зубейрабин Аль-Аввама:

«أَنَّا أَبَا بَكْرٍ قَالَ لِعُمَرَ وَ لِزَيْدٍ: "اقْعُدَا عَلَى بَابِ الْمَسْجِدِ فَمَنْ جَاءَكُمَا بِشَاهِدَيْنِ عَلَى شَيْئٍ مِنْ كِتَابِ اللَّهِ فَاكْتُبَاهُ»

«Абу Бакр сказал Умару и Зайду: «Сидите у дверей мечети и кто придёт к вам с двумя свидетелями чего-либо из Писания Аллаха, то запишите это».

Абдуррахман бин Хатыб сказал:

«قَدِمَ عُمَرُ فَقَالَ: "مَنْ كَانَ تَلَقَّى مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم شَيْئاً مِنَ الْقُرْآنِ فَلْيَأْتِ بِهِ". فَكَانُوا يَكْتُبُونَ ذَلِكَ فِي الْمُصْحَفِ وَ الْأَلْوَاحِ وَ الْعُسُبُ وَ كَانَ لَا يَقْبَلُ مِنْ أَحَدٍ شَيْئاً حَتَّى يَشْهَدَ شَاهِدَانِ»

«Пришёл Умар и сказал: «Кто получил от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) что-то из Корана, пусть принесёт это». Они переписывали это на листы, доски и стволы пальм. Он не принимал ничего из этого, пока два свидетеля не подтверждали его достоверности».

Ибн Хаджар считает, что два свидетеля, это запись и знание наизусть.

Но большинство учёных сказали, что речь идёт о двух свидетелях, которые должны были подтвердить, что эта запись была произведена непосредственно в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Алямуддин Ас-Сахави сказал:

«الْمُرَادُ أَنَّهُمَا يَشْهَدَانِ عَلَى أَنَّ ذَلِكَ الْمَكْتُوبُ كُتِبَ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم»

«Имеется в виду, что два свидетеля должны были засвидетельствовать, что эта запись была совершена перед Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

Подтверждает слова Алямуддин Ас-Сахави риваят Ибн Аштаха, что Ал-Ляйсбин Са’д сказал:

«أَوَّلٌ مَنْ جَمَعَ الْقُرْآنَ أَبُو بَكْرٍ وَ كَتَبَهُ زَيْدٌ وَ كَانَ النَّاسُ يَأْتُونَ زَيْدَ بْنَ ثَابِتٍ فَكَانَ لَا يَكْتُبُ آيَةً إِلَّا بِشَاهِدَي عَدْلٍ»

«Абу Бакр первым собрал Коран, а записал его Зайд. Люди приходили к Зайду бин Сабиту, и он не записывал ни один аят без свидетельства двух человек».

То есть Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах) не ограничивался только написанным, а требовал свидетельство двух людей, которые слышали и видели, как этот аят был записан на этом материале. Несмотря на то, что Зайдбин Сабит (да будет доволен им Аллах) сам знал Коран наизусть и записывал его при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он проявлял такую скрупулезность в собрании Корана, чтобы ни у кого не было никаких сомнений в достоверности Писания Всевышнего Аллаха. Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах) провёл целый год в этой сложной работе – сборе и записи Корана и закончил этот труд к концу двенадцатого года по хиджре.

Аль-Харис Аль-Мухасиби сказал:

كِتَابَةُ الْقُرْآنِ لَيْسَ بِمُحْدَثَةٍ فَإِنَّهُ صلى الله عليه و سلم كَانَ يَأْمُرُ بِكِتَابَتِهِ وَ لَكِنَّهُ كَانَ مُفَرَّقاً فِي الرِّقَاعِ وَ الْأَكْتَافِ وَ الْعُسُبِ فَإِنَّمَا أَمَرَ الصِّدِّيقُ بِنَسْخِهِ مِنْ مَكَانٍ إِلَى مَكَانٍ مُجْتَمِعاً وَ كَانَ ذَلِكَ بِمَنْزِلَةِ أَوْرَاقٍ وُجِدَتْ فِي بَيْتِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم فِيهَا الْقُرْآنُ مُنْتَشِرٌ فَجَمَعَهَا جَامِعٌ وِ رَبَطَهَا بِخَيْطٍ حَتَّى لَا يُضِيعُ مِنْهَا شَيْئٌ

«Запись Корана, это не новшество, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел записывать Коран, но он был разделён и записан на шкурах, лопатках и стволах пальм. А Абу Бакр Ас-Сыддик велел переписать его с одного на другое, ведь это были листы, на которых был по отдельности записан Коран, и они хранились в доме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Собиратель сложил их воедино и прошил нитью, чтобы ничего не было из него утрачено».

После проделанной работы по сбору и записи Корана Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах) представил этот мусхаф всем сподвижникам,которых тогда было много в Медине и других городах. Впоследствии этот мусхаф получил единогласное одобрение. Он стал источником для дальнейшей работы по записи и распространению Корана по всему Миру. Несомненно, именно эта запись стала мощным толчком в развитии письменности и источником многих коранических наук, таких, например, как тафсир, усулюль-фикх и многих других.

Салим и Хариджа сказали:

أَنَّ أَبَا بَكْرٍ الصديق رضي الله عنه جَمَعَ الْقُرْآنَ فِي قَرَاطِيسَ وَ كَانَ قَدْ سَأَلَ زَيْدَ بْنَ ثَابِتٍ النَّظَرَ فِي ذَلِكَ فِأَبَى حَتَّى استعان عليه بعمر، ففعل، وكانت تلك الكتب عند أبي بكر حتى توفي، ثم عند عمر حتى توفي، ثم كانت عند حفصة زوج النبي صلى الله عليه وسلم، فأرسل إليها عثمان فأبت أن تدفعها إليه، حتى عاهدها ليردنها إليها، فبعثت بها إليه، فنسخها عثمان في هذه المصاحف ثم ردها إليها، فلم تزل عندها حتى أرسل مروان فأخذها فحرقها

«Воистину Абу Бакр «правдивейший» (да будет доволен им Аллах) решил собрать Коран, записав его на листах, и попросил это сделать Зайда бин Сабита, но он отказался. Он попросил помочь уговорить его Умара и Зайдсогласился и сделал. Эти записи хранились у Абу Бакра до его смерти, потом у Умара до его смерти, и потом у жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хафсы. Усман попросил её дать ему этот мусхаф, но она отказала, и он поклялся вернуть его ей обратно, и тогда она отдала его. Усманпереписал его в несколько мусхафов и вернул его ей. Он оставался у неё до тех пор, пока Марван не поручил забрать его и сжечь».

В исторических источниках приводится, что, когда Марван стал губернатором Медины он отправил людей к Хафсе бинт Умара (да будет доволен ею Аллах), чтобы она отдала им мусхаф Абу Бакра (да будет доволен ею Аллах). Она знала, что они хотят его сжечь, поэтому отказала им. Но когда она умерла, её брат Абдулла отдал этот мусхаф Марвану, и тот уничтожил его. Так закончилась история этого великого труда, проделанного под руководством великого человека, лучшего после всех пророков и посланников Божьих – Абу Бакра «правдивейшего» (да будет доволен им Аллах).

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме