Текущее время
Сегодня Четверг 30 Января 2020 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 06:28

Восход 08:42

Зухр 12:55

Аср 15:07

Магриб 16:59

Иша 18:52

Введите ваш эл.адрес:

«Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел даже самым незначительным, пусть это даже будет радостный взгляд на своего товарища» («Сахих» Муслима)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Постановление Консультационного совета Духовного управления мусульман Тюменской области относительно погребально-поминальных обрядов казахов, проживающих на территории Тюменской области

Постановление Консультационного совета Духовного управления мусульман Тюменской области относительно погребально-поминальных обрядов казахов, проживающих на территории Тюменской области

Изучив факты, описанные в просьбе инициативной группы казахов Тюмени и Тюменского района от 18 сентября 2019 года №128 о их соответствии канонам ислама (Приложение №1), Консультационный совет Духовного управления мусульман Тюменской области провел исследование погребально-поминальных обрядов казахского народа: даур, бата жасау, жыртыс, конак асы, поминки, совершаемые после погребения (Приложение №2).

На основании проведенного исследования Консультационный совет Духовного управления мусульман Тюменской области постановил:

1. Отказаться от проведения обряда даур, так как в его основе лежит языческий ритуал, который по своей сути противоречит исламскому шариату. Выполнение подобных обрядов ведет к искажению вероубеждения человека (это требование до людей должен доводить имам, проводящий джаназа намаз).

2. Считать дозволенным традицию бата жасау (дуа), основанную на оказании моральной и психологической помощи семье умершего, так как данная традиция, несмотря на ее народные истоки, соответствует сунне пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

3. Считать соответствующей сунне пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, оказание материальной помощи семье умершего (бата беру) при условии соблюдения анонимности, добровольности такого пожертвования, совершаемого ради достижения довольства Аллаха, без каких-либо учетных записей, которые могут вести родственники усопшего, и принуждения соплеменников.

4. Считать не соответствующей шариату традицию раздачи тканей (жыртыс), полотенец и других вещей (кроме вещей покойного) участникам погребальных и поминальных обрядов, так как данная традиция берет свое начало с доисламского периода истории казахского народа.

5. По возможности родственникам покойного рекомендуется воздерживаться от приема гостей и приготовления пищи в день похорон, так как по канонам ислама не следует питаться в доме умершего в день погребения и в течение трёх дней после похорон. Накормить родственников, приехавших издалека, могут помочь соседи, друзья, знакомые.

6. Учитывать то, что священный Коран не обязывает проводить поминки на третий, седьмой, сороковой дни и по истечении года после похорон. Это народная традиция, которая не противоречит шариату, если проводится без расточительства.

7. Рекомендовать при организации поминальных обрядов отказаться от больших трат и пышности при их проведении.

8. Воздерживаться от осуждения, оказания прочего психологического давления на соплеменников, по различным причинам не имеющих возможности организовать полноценный с точки зрения казахских народных традиций погребально-поминальный обряд. Как его следует организовать, должен разъяснять имам местной религиозной организации и имам, проводящий джаназа намаз.

9. Помимо погребально-поминальных обрядов, о которых имеется упоминание в Коране и Сунне стоит считать дозволенными к соблюдению народные традиции, не противоречащие шариату в данной сфере.

10. Все приложения, указанные в настоящем документе, являются неотъемлемой его частью.

Приложение №2

Народные погребально-поминальные традиции казахов и их соответствие исламскому шариату

1. Бата

Слово «бата» - это искажённый вариант арабского термина «фатиха», имеющий несколько значений. В языках тюркоязычных мусульманских народов словом «фатиха» (татары, узбеки), “бата” (казахи, киргизы) обозначается благословение мулл, старейшин, родителей (фатиха бирү, фатиха алу – тат., узб., бата беру, бата алу - каз.,кирг.), которое даётся перед важными событиями в жизни человека, семьи, рода, такими как, свадьба (фатиха -туй – узб., той батасы – каз., кирг.), проводы в армию, похороны и т.д., и включающее в себя пожелание благ, мольб о здоровье, достатке и мире.

Среди погребально-поминальных обрядов казахов имеется традиция «бата жасау». Данный древний обычай подразумевает оказание материальной помощи семье умершего. В прошлом члены рода преподносили близким покойного лошадь, корову, барана. В нынешнее время членам семьи усопшего дают деньги. По обычаю, родственники умершего специально едут выразить соболезнование по поводу кончины и преподносят «жасау», «бата». Не выразить таким образом сочувствие, соболезнование в казахском обществе считается позором.

2. Конак асы.

Конак асы – это поминальная трапеза у казахского народа с древних времён, проводимая в формате тризны - пиршества в память умершего.

Первый ас проводят ещё до погребения усопшего для многочисленных родственников (құдайы тамақ), которые приходят высказать соболезнование родственникам умершего. Следующий поминальный обряд проводится непосредственно после погребения (ШЫҒАРУ АСЫ). Потом в течение года поминают умершего через 7 дней после смерти, это называется жетісі; через 40 дней – қырқы. В некоторых районах Казахстана отмечается, три дня - ҮШІ и 100 дней – жүзі. Самыми большими поминками являются те, которые казахи проводят через год после кончины человека.

Рассматривая первый и второй пункты статьи, стоит отметить, что традиция проведения поминальных и траурных обрядов присутствует у всех без исключения мусульманских народов, однако значительно отличается по форме проведения. Что касается пророческого периода ислама, когда происходило становление шариата, траурные обряды ограничивались совершением омовения тела покойного, заупокойной молитвой «джаназа», погребением, разделом наследства среди родственников. Помимо этого, сообщается, что пророк Мухаммад, мир ему, призывал верующих к активному участию в совершении заупокойной молитвы, а также поддерживал своих последователей, понёсших утрату близких людей утешительными словами.

При рассмотрении вопроса о поминальных церемониях с точки зрения ортодоксального ислама, стоит упомянуть следующий хадис. Абдулла ибн Джа‘фар передал: «Когда пришло извещение о смерти [моего отца] Джа‘фара, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [обратившись к своей семье] сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Воистину, их постигло то, что их заняло [не дает им возможности приготовить пищу даже для себя]» (Хадис от ‘Абдуллы ибн Джа‘фара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауду, Ибн Маджа, аль-Байхакы, ат-Табарани и др. См., например: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 130, хадис № 998, «хасан сахих»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 4. С. 100, хадисы № 7096, 7097 (одинаковы по смыслу); аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 1. С. 372, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 4. С. 222, хадис № 1739; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 483, хадис № 1739; Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 9 (св. х. Абу Дауда. Т. 3). С. 497, хадис № 3132; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 558. Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93, хадисы № 274, 275 (одинаковы по смыслу); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 5. С. 120, 121; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 105, хадис № 1494; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 15. С. 138, хадис № 5488).

В данном хадисе указывается на то, что пророк, мир ему, призвал своих домочадцев освободить семью Джафара от хлопот и оказать им поддержку в виде приготовления для них пищи. Такая форма траурных церемоний сохраняется в арабских странах. В течение трёх дней родственники и соседи приносят в дом умершего готовую пищу и высказывают соболезнования родным и близким.

При изучении погребально-поминальных традиций казахов, становится ясно, что широкомасштабные поминальные обеды, проводимые казахским обществом, возлагают на плечи организаторов большие затраты, включающие в себя заклание лошадей, коров, овец, покупку множества вещей, одежды и еды. С точки зрения приведённого выше хадиса, данные мероприятия противоречат сунне, так как пророк Мухаммад, мир ему, стремился облегчить состояние семьи покойного. Таким образом верующим казахам нужно помнить о том, что данные традиции остались в казахской среде с доисламского периода и с точки зрения шариата к исполнению не обязательны.

На наш взгляд в некоторой степени можно считать дозволенным обычай «бата жасау», сопровождающийся высказыванием соболезнований и оказанием материальной поддержки семье умершего, так как в исполнении данного обычая имеется аналогия ситуации, указанной в хадисе о Джафаре.

3. Жыртыс.

В казахской традиции погребально-поминальных обрядов существует обычай раздачи тканей, платков и полотенец «жыртыс». Жыртыс (от глагола жырту – рвать) также имеет глубокие корни. По мнению российских этнографов, современный обряд раздачи различных видов ткани на похоронах и поминках - это эволюционированная форма разрывания одежды покойного, существовавшая в древности. Куски одежды раньше раздавали исключительно на похоронах и поминках людей, проживших более 60 лет и имевших достаточно высокое положение в социальной иерархии общества. Из лоскутков ткани шили одежду для детей, чтобы они жили так же долго, как тот, кому принадлежала эта ткань до смерти.

Помимо похорон и поминок, жыртыс раздаётся на свадьбах. Люди верят, что это позволяет человеку приобщиться к счастью молодых. Похожий обряд существует среди казахов и киргизов при встрече паломников, вернувшихся с хаджа. Перед паломником расстилают большую материю, по которой он проходит, после этого встречающие паломника люди разрывают ткань на части и забирают себе. Это делается с целью получения баракята (блага), которое хаджи обрёл, совершая паломничество.

Часть верующих полагает, что жыртыс является с точки зрения ислама нововведением, однако такой термин правильнее применять к ритуалам, которые были привнесены в религиозную практику общества после того как в нём утвердились определённые формы совершения тех или иных обрядов. Жыртыс в своей основе не привнесённый элемент в религиозную практику казахов-мусульман, а обряд, который существовал ещё до распространения ислама в казахской среде. Это касается не только казахского народа, подобных примеров очень много во всём мусульманском мире, в том числе среди арабов. Данные явления можно обозначить как пережитки «джахилии» - доисламского периода истории того или иного мусульманского народа. Однако многие из таких пережитков органично встроились в обрядовую практику мусульман. Так, в обряде жыртыс происходит синтез древнего доисламского обычая получения благополучия через частичку успешного, благородного человека или долгожителя, отошедшего в иной мир с исламским обычаем табаррук, который подразумевает получение божьего благословения, в том числе через вещи и предметы, принадлежащие или принадлежавшие ранее пророкам и праведникам. Говоря о сегодняшней традиции раздачи во время поминок кусков тканей, полотенец и платков, мы можем констатировать тот факт, что первоначальное сакральное значение данный обычай утратил.

Исламский шариат подразделяет действия мусульманина-мукалляфа на следующие категории: фард (предписанные действия); ваджиб (обязательные); сунна (желательные); халяль (дозволенные); харам (запретные). Определить то в какую из указанных категорий входит то или иное действие мусульманина можно лишь на основании канонических религиозных текстов. Соответственно, в силу отсутствия в Коране и сунне пророка Мухаммада, мир ему, каких-либо указаний на подобный обряд, мы не можем отнести ту форму обсуждаемого нами обычая к фарду, ваджибу и сунне.

Ислам запрещает расточительство, а учитывая масштаб поминальных мероприятий и растраты, связанные с ними, в том числе расходы на приобретение различных тканей, мы приходим к мнению, что данный обычай входит в категорию запретных с точки зрения шариата действий. Если же родственник умершего, не находясь под психологическим давлением соплеменников, а по собственной воле желает во время траура или в иное время сделать подарки родственникам, с которыми он давно не виделся или стремится восстановить с ними связь после ссор, в данном случае, при условии намерения, основанного на достижении довольства Аллаха, его действия стоит рассчитывать, как халяль, так как ислам обязывает укреплять родственные и братские узы, в том числе через дарение подарков.

Казахский народ продолжает строго придерживаться народных традиций в проведении погребально-поминальных и иных обрядов. Часто люди, не имеющие финансовой возможности самостоятельно организовать весь годовой цикл поминок, вынуждены брать деньги в долг, оформлять кредиты для того, чтобы не быть опозоренными перед соплеменниками. Таким образом, строгое соблюдение необязательных с точки зрения шариата народных традиций и презрительное отношение общества к людям, которые в полной мере не могут их соблюсти создают для них большие финансовые проблемы. Это также приводит к тому, что представители казахского общества часто пренебрегают основными постулатами богослужебного процесса исламской религии, такие как пятикратный намаз, пятничная молитва, пост и т.д., что очень отрицательно сказывается на духовном здоровье нации.

Критика людей, не проводящих дорогостоящие, многолюдные поминки безосновательна и осуждается исламом. Ислам требует от верующего мусульманина искреннего подчинения Всевышнему, выражающегося в исполнении его религиозных обязанностей, ясно прописанных в Коране и благородной сунне. Как уже было сказано ранее, соблюдение народных традиций в той или иной сфере обязательным не является, а в случае, если традиции противоречат шариату, их соблюдение является запретным. 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Источник:  alhakk.ru

Возврат к списку статей


Материалы по теме: