Пятница 26 апреля 2024 г.
Фаджр
01:41
Восход
05:00
Зухр
12:39
Аср
17:42
Магриб
20:12
Иша
22:38
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Исламское милосердие и организация социальной работы в мусульманских приходах

Исламское милосердие и организация социальной работы в мусульманских приходах

1. Призванная действовать по образу Пророка Мухаммада, мир ему, мусульманская умма свидетельствует о единстве Бога и об истинности посланнической миссии Божьего посланника, осуществляя служение милосердия к братьям своим по вере. Жизнь мусульманина есть непрестанное служение Богу и людям. К этому призываются все члены общины.

Каждому мусульманину Аллах Всевышний повелевает помогать бедным и нуждающимся: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы» (ан-Ниса 4/36). Члены исламской общины, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, направленные на устранение преград, мешающих снисхождению Божьей милости. Одной из таких преград может быть наличие в населенном пункте, где проживают верующие, обездоленных людей, находящихся в крайне сложном положении по причине своей бедности. В одном из хадисов говорится: «Если в каком-либо месте есть голодный человек, то все население этой местности будет лишено защиты Аллаха» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 2/33). Нераздельный духовный организм ислама участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако каждый из членов общины может по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповедей Бога о проявлении милосердия к своим единоверцам заключается важнейшая задача мусульман. Проявлять добро по отношению к родителям, родственникам, сиротам и беднякам – нравственный долг каждого мусульманина. Последователи ислама обладают огромным духовным потенциалом для участия в социальном служении. При этом простор социального служения в исламской традиции может охватывать самые разные виды активности: от создания новых компьютерных программ или интернет-ресурсов до устранения препятствия в виде упавшей ветки дерева с дороги. Это позволяет каждому члену мусульманской уммы быть вовлечённым в действия по улучшению жизни других людей. Причём вовлеченность может быть физической, вербальной, интеллектуальной или, например, моральной. В ход идёт всё то, что делает жизнь людей лучше. При этом важно помнить о чистоте намерений, которые во многом предопределяют принятие Всевышним наших дел и, соответственно, их успешность. Мотивом совершения добрых поступков должно быть не уважение со стороны других людей, не стремление сделать кого-то моральным должником, а исходящее от сердца стремление совершить в этом мире по-настоящему что-то великое, пусть и не облечённое славой, но наполненное искренней любовью к Аллаху и Его творениям.

Виды социального служения мусульманской общины должны инициироваться, как представителями духовенства, так и членами мусульманских приходов. Наиболее эффективным подходом для развития всех видов данного служения является организация и координация данной работы со стороны представителей духовных управлений. Наиболее актуальными остаются на сегодня вопросы оказания помощи нуждающимся денежными средствами. Не редко верующим, в особенности молодым требуется консультационная поддержка в сфере исламского, а также государственного права.

Дела милосердия могут совершаться мусульманами как в индивидуальном порядке (частная благотворительность), так и принимать организованные формы (общественная благотворительность).


2. Священный Коран неоднократно указывает на богоугодность благотворения. «Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят…» (аль-Бакара 2/83).
Социальное служение через призму Корана, это, по сути, служение Аллаху, закрепленное исламским правом. Помощь людям – это деятельное и практическое выражение милосердия, заповеданное Пророком Мухаммадом, мир ему: … «Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, – и Тот, Кто на небесах, проявит милосердие к вам». (Абу Дауд, хадис 4941, передал Абдулла бин Амр). Доброе отношение к людям – священное призвание и нравственный долг каждого мусульманина. Аллах сказал: «Поистине Аллах с богобоязненными людьми и с теми, кто совершает благие дела» (сура «Нахл», аят 128).

«Воистину, верующие - братья» (Комнаты, 10 аят). Между ними должно существовать общение, основанное на взаимной помощи и совместных социально значимых трудах. Ислам – это община, проповедующая мир. В этой общине не должно быть никого, кто страдал бы от отсутствия необходимого. Ислам стремится установить между верующими доверительные отношения и культивирует в их душах чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Превосходнейшую часть исламского милосердия составляет жалость и сострадательность к бедным и нуждающимся. Всевышний спрашивает Пророка: «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это — тот, кто гонит сироту, и не побуждает накормить бедняка!» (Сура «Подаяние», аяты 1–3). Пророк, мир ему, призывал своих последователей к проявлению сострадания в отношении обездоленных. Так, в одном из хадисов говорится: «Я и опекающий сироту будем (рядом) в Раю» (аль-Бухари).

Согласно исламскому вероучению, благотворительная деятельность является путем достижения верующим больших высот в эсхатологической перспективе.

Милосердие заложено в природе ислама, оно является неотъемлемым выражением самой её сущности.

3. К служению милосердия призваны все мусульмане, и оно имеет свои неотъемлемые духовные черты. Качества, которые требуются от любого участвующего в этом служении, – кротость, долготерпение, искреннее намерение, послушание старшим, самоотверженность, навык прибегать в трудностях к помощи Аллаха, смирение. Верующий должен научиться воспринимать возможность оказания помощи страждущим как милость свыше, дающее ему право считаться благонравным последователем ислама не только на словах, но и на деле.

Мусульманин должен видеть в каждом человеке, обращающимся к нему за помощью личность, со своей историей жизни, духовным путем. Он должен помнить, что через обращающегося за помощью Господь испытывает его веру.

В зависимости от возраста, профессии, жизненного опыта, состояния здоровья и прочих обстоятельств каждый мусульманин способен понести разный объем нагрузки, связанной с социальной работой.

Исходя из этого, имеет смысл создание института социальных работников при каждом крупном приходе. Будучи активным участником религиозной жизни прихода и находясь в подчинении руководству общины, такой работник может осуществлять свое служение в свободное от основной, светской или духовной работы время, или же находиться в штате религиозной организации.

На наш взгляд, было бы целесообразным развивать мусульманское волонтерское движение в рамках деятельности молодежных объединений Духовных управлений. Волонтеры могут в свободное время принимать на безвозмездной основе личное участие в социальной деятельности приходов.

Для систематической приходской социальной деятельности необходимо наличие материальной основы. В этом случае огромную роль играет пожертвования членов общины. В этой связи, основным стимулятором для прихожан должна стать систематическая просветительская работа имамов, направленная на донесение до аудитории информации, связанной с добродетелью, жертвованием и др. Источником информации должны служить Коран и Сунна.

Конкретная социальная деятельность членов общины в рамках упомянутых организационных форм может быть весьма различной: помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, семьям, потерявшим кормильца, страдающим и стремящимся освободиться от алкогольной или наркотической зависимости, а также людям, попавшим в иные трудные обстоятельства. Это может быть медицинская, социальная, материальная, психологическая, консультационная, духовная помощь. Фактически – это помощь всем, кто страдает и нуждается в духовной, братской поддержке делом, словом, молитвой.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме