Брачный выкуп (махр) – это материальная плата, которую заслуживает женщина в отношении мужа после заключения брака (никах) или после интимной близости (духуль).
Из этого определения можно сделать вывод, что брачный выкуп становится обязательным к оплате по одной из двух причин. Первая – заключение брака, как правило, это происходит при соблюдении условий заключения брака (шурут ин‘икад) и условий действительности брака (шурут сыхха). Вторая – интимная близость (духуль), которая учитывается в случаях, когда брак становится недействительным (фасид). Следовательно, если недействительный брак был отменен до интимной связи, выплата брачного дара не обязательна.
Доводом, подтверждающим обязательность выплаты брачного выкупа (махр), являются аяты Священного Корана: «Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара. И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то из этого [тратят дарованное вами на ваши же семейные нужды], то вкушайте как приятную, здоровую пищу [т.е. нет греха на вас, чтобы принять это]»; «Женившись, свадебный подарок (махр) вы должны передать в обязательном порядке. После этого (обязательного свадебного подарка) нет греха, если вы договоритесь друг с другом, о чем пожелаете [в плане увеличения или уменьшения стоимости его. Главное – серьезность ваших намерений стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь и обоюдность согласия на брак, искренность чувств]».
Минимальный размер брачного выкупа (махр) составляет сумму эквивалентную десяти дирхамам. Дирхам – это серебряная монета, используемая в качестве средства платежа. Вес одного дирхама 2,975 грамма серебра. Следовательно, минимальный брачный выкуп равняется стоимости серебряных монет общим весом тридцать грамм серебра, что на сегодняшний день составляет 5000 рублей. Минимальная граница махра подтверждается изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.) «Нет махра меньше чем десять дирхамов».
Что касается максимальной границы брачного выкупа (махра), то она неограниченна. Передается, что Умаром была предпринята попытка ограничить максимальную сумму выплаты брачного выкупа, однако это было пресечено простой женщиной, процитировавшей следующий аят из Корана: «(и если вы) одной из них (из жен) дали кинтар, то не отбирайте из него ничего».
Время выплаты брачного выкупа устанавливается по обоюдному согласию мужа и жены. Часто это бывает связано с обычаями определенной местности. Например, египтяне договариваются о незамедлительной передаче двух трети махра после бракосочетания и передачи остальной трети в случае развода или смерти супруга. Если же супруги заранее не обговаривали сроки выплаты махра, срок выплаты диктуется местным обычаем, так как это подтверждается одним из правил исламского права: «То, что освещено обычаем, рассматривается как формальное условие».
Брачный выкуп весь без исключения принадлежит жене, но, несмотря на этот факт, право регулирования этого процесса принадлежит Всевышнему, женщине (жене) и ее опекуну (валий). Поэтому недопустимо заключать брак, если обусловленная сумма брачного выкупа меньше, чем десять дирхам, так как этот минимум установлен Всевышним, т.е. соблюдение этого минимума регулируется Им. Брачный выкуп (махр) средних размеров (мисль) является правом, совместно регулируемым женщиной и ее опекуном. Поэтому опекун вправе требовать расторжения брака, если его подопечная заключила брак за махр меньше среднего, равно как и она имеет право требовать расторжения брака, если ее опекун выдал ее замуж за махр ниже среднего.
Примечательно, что права регулирования имеют свою правовую силу только в том случае, если нарушение размера махра произошло до момента бракосочетания, а если они все были учтены и брак (никах) состоялся, тогда право передачи махра становится простым долговым обязательством мужа перед женой, что позволяет жене простить его частично или полностью.
В некоторых случаях обязательным к выплате становится не вся сумма брачного выкупа, а лишь ее половина. Если после правильного заключения брака, в котором была оговорена сумма брачного выкупа (махра), брак распался до того, как произошла интимная близость или хотя бы уединение мужа и жены, соответствующие совершению интимной близости (хульва сахиха), тогда необходимым к выплате становится половина суммы брачного выкупа. Данное положение подтверждается словами Всевышнего: «А если вы дадите развод раньше, чем прикоснетесь к ним, но уже обусловив для них условие, то им - половина того, что вы обусловили, разве только они извинят и извинит тот, в руке которого брачный союз. А если вы извините, то это - ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собою, - ведь Аллах видит то, что вы делаете!».
Р.М. Нургалеев, «КЛАССИЧЕСКОЕ ИСЛАМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО», (Казань,2016)
Источник: al-hakk