Воскресенье 19 мая 2024 г.
Фаджр
02:43
Восход
04:43
Зухр
12:38
Аср
17:52
Магриб
20:27
Иша
21:57
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

История Аюба (мир ему)

История Аюба (мир ему)

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.


Сура "Сод":

«И поведай о рабе Нашем Аюбе, воззвавшем к Господу своему: «Воистину, коснулся Шайтан меня злом и мучением».

«И поведай о рабе Нашем Аюбе ...»... о сыне 'Айс, сыне Исхака (мир ему), а его супруга Лия - дочь Якуба (мир ему).

«... воззвавшем к Господу своему: «Воистину, коснулся Шайтан меня злом ...»... страданиями.

«... и мучением»... болью. Здесь передаются слова обращения к Аллаху. Действие приписывается Шайтану может быть потому, что Всевышний Аллах дал ему это испытание после того, как он поддался наущениям Шайтана. Сказано, что он либо обольстился своим богатством или, возможно, отказал в помощи обиженному, обратившемуся к нему. Или Шайтан сам попросил Аллаха испытать его терпение и проявление почтения к Аллаху. Либо Шайтан побудил своих последователей отвергнуть и изгнать Аюба со своих земель. Либо наущал его Шайтан во время болезни отчаяться в милости Аллаха и впасть в уныние. Из тафсира «Кади Байдави», 41 аят.

В хадисе сказано: «Когда умирает ребёнок раба, Всевышний Аллах спрашивает ангелов: «Забрали вы плод сердца его?». Они ответят: «Да». Всевышний Аллах спросит: «Что сказал раб Мой?». Они ответят: «Он восхвалял Тебя и благодарил, говоря: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся». Всевышний Аллах скажет: «Возведите рабу Моему дворец в Раю и назовите его дворец «Восхваление». Из книги «Сливки проповедников».

Вахб бин Мунаббих сказал: «Нашёл я в Талмуде четыре строки следующих друг за другом:

1. Читающий Писание Всевышнего Аллаха, но сомневающийся, что получит прощения - насмехается над аятами Аллаха.

2. Льстец, угодничающий богачу за богатство его, теряет две трети веры своей.

3. Сожалеющий об упущенном - недоволен предписанием Господа своего.

4. Сетующий на беду свою - жалуется на Господа своего».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, великое воздаяние за великое испытание и воистину, Всевышний Аллах любит раба, испытывая его, терпеливого - выделяет среди других, а довольного долей своей - делает избранником».

Приводиться, что Муса (мир ему) отправился в путь вместе с Юша бин Нун. Неожиданно белая птица села на плечо Мусы (мир ему) и обратилась к нему: «О, пророк Аллаха! Спаси меня сегодня от смерти». Муса спросил: "От кого тебя спасти?". Птица ответила: "От сокола, он хочет съесть меня". Тут подлетел сокол, и птица спряталась в рукаве Мусы. Сокол обратился: "О, пророк Аллаха! Не лишай меня моего пропитания". Муса предложил ему: "Я зарежу для тебя барана". Сокол ответил: "Баранина не годится для меня". Муса сказал: "Поешь с моего бедра". Сокол сказал: "Нет, я не буду есть ничего, кроме твоего зрачка". Муса лёг на спину, а сокол забрался к нему на грудь и хотел уже клюнуть его в глаз, но спросил: "О, пророк Аллаха! Ты пожертвуешь глазом своим ради птицы?!". В тот момент птица вылетела из рукава, и сокол устремился вслед за ней. Позже они вернулись вместе к Мусе и одна из них сказала: "Я Джабраиль". Другая сказала: "Я Микаиль. Велел нам наш Господь испытать тебя предписанным Им, стерпишь ты или нет". Из книги "Сливки проповедников".

Ибн Аль-Мубарак сказал: "Одна напасть - одна беда, но если человек ропчет, то две: одна беда - сама напасть, вторая беда - потеря награды за претерпевание беды, а это самая страшная из бед".

New Picture (1).png

Приводится, что Аюб сын 'Айс сын Исхака (мир ему) был византийцем. Его мать была дочерью Лута (мир ему). Аюб был разумным, чистосердечным, добрым и мудрым человеком. Его отец был очень богат, владел несметными стадами верблюдов, коров, овец, мулл и ослов. Никто на землях Шама не мог сравниться с ним в богатстве. Когда он умер, всё это унаследовал Аюб (мир ему). Он взял в жёны Рахиму дочь Афраима сына Юсуфа (мир ему) и Аллах даровал им четырнадцать детей. Всевышний Аллах наградил его прекрасным нравом и добротой и послал его к жителям Хаурана, где никто не отрицал его пророчества и не считал лжецом благодаря знатности его отцов и матерей. Он обучал их законам и возводил им мечети. Он накрывал столы и угощал бедняков, неимущих и гостей. Сироте он был милосердным отцом, слабым - любящим братом. Своим приказчикам и поверенным он велел никому не чинить препятствия в пользовании его посевами и плодами. Его стада каждый год увеличивались, но ничему этому он не радовался и говорил: "Боже мой! Это дары Твои для рабов Твоих в тюрьме Мира сего. Каковы же дары Твои в Раю для обладателей почёта Твоего в Твоём гостином дворе?". Сердце его непрестанно благодарило за милости, и язык его всегда поминал Повелителя.

Иблис, завидуя ему сказал: «Воистину, Аюб получил и этот, и тот мир». Он решил лишить его обеих жизней или хотя бы одной из них. В те времена Иблис мог подниматься на седьмое небо и мог оставаться в любом месте. В один из дней он поднялся на Небеса и Господь величия спросил его: «О, проклятый! Каков раб Мой Аюб, смог ли ты что-то сделать с ним?». Иблис ответил: «Боже мой! Воистину, Аюб поклоняется Тебе, ибо Ты наградил его богатством и здоровьем в этом мире. Если бы не это, то он не поклонялся бы Тебе. Он раб благополучия. Всевышний Аллах сказал ему: «Ты лжёшь! Я знаю, что он будет поклоняться Мне и благодарить Меня, даже если у него не будет богатств в этом мире». Иблис сказал: «О, Господь! Дай мне власть над ним, и Ты увидишь, как я заставлю его забыть поминать Тебя и отвлеку от поклонения Тебе». Аллах дал ему власть над ним, кроме власти над душой и языком.

Иблис вернулся с небес, и достигнув морского берега, завопил так, что не осталось ни одного джинна, кто был бы глух к этому ору и все они собрались вокруг него. Они спросили: «Что случилось, наш господин?». Он сказал: «Подвернулся момент, которого не было у меня с тех пор, как вывел я Адама из Рая. Помогите мне против Аюба».

Понеслись они поспешно жечь и уничтожать всё имущество Аюба (мир ему). А сам Иблис отправился к Аюбу, который в это время спокойно молился в мечети и сказал ему: «Ты поклоняешься Господу своему, когда он вредит тебе. Он отправил огонь с небес, уничтоживший всё твоё имущество и обративший его в пепел». Аюб не ответил ему ничем, и только завершив молитву, он сказал: «Хвала Аллаху, который одарил меня всем этим, а потом забрал». А затем поднялся и продолжил исполнять молитву. Иблис покинул его проигравшим, и униженным.

У Аюба (мир ему) было четырнадцать детей: восемь сыновей и шесть дочерей. Каждый день они обедали в доме одного из братьев. В этот день они собрались в доме старшего брата Хармаль. Собрались шайтаны, окружили этот дом и обрушили его на детей Аюба, и они все погибли за одним столом, кто-то с куском во рту, кто-то со стаканом в руке. Иблис вновь отправился к Аюбу и застав его в молитве, съязвил: «Ты поклоняешься своему Господу, а Он обрушил дом на детей твоих и они все погибли». Аюб не отвечал ему, пока не завершил молитву, а после ответил: «О, проклятый! Хвала Аллаху, который одарил меня всем этим, а потом забрал. Богатство и дети - соблазн для мужчин и женщин и Аллах забрал у меня это, дабы я полностью предался поклонению Господу своему». Иблис покинул его проигравшим, униженным и взбешённым.

Иблис не унимался и снова отправился к Аюбу и застав его в молитве, в земном поклоне дунул ему в ухо и рот. От этого опухло тело Аюба (мир ему) и обильно покрылось потом. Он почувствовал сильную слабость, и его жена Рахима сказала: «Это всё от переживаний за имущество и детей. Ты ночи напролёт молишься, а днём постишься, не видя отдыха и не находя покоя». Потом на теле его появилась оспа и покрыла всё тело его с ног до головы и на нём завелись черви. Все родственники и друзья покинули его.

У Аюба было три жены и две из них попросили развод, а с ним осталась только Рахима, и она круглые сутки ухаживала за ним. Но однажды пришли соседки и заявили: «О, Рахима! Мы боимся, что наши дети заразятся от Аюба, уходите сами или мы изгоним вас силой». Она оделась, вышла и, громко причитая: «О, чужбина! О, разлука! Изгнали они нас из дома и прогнали с нашей земли», взвалила Аюба себе на спину и понесла его, и слёзы текли по её лицу. В слезах она подошла до развалин, куда выкидывали помёт, и положила Аюба туда. Жители ближайших деревень пришли и, увидев состояние Аюба, потребовали: «Уноси своего мужа или мы напустим на него наших собак, и они съедят его». Она, плача, понесла его дальше. Дойдя до развилки, она положила его там, взяла в руки топор и соорудила деревянную лачугу, на пол натаскала пепла, а под голову Аюба положила камень. Она принесла таз, из которого пастухи поили скотину, и отправилась в деревню. Аюб окликнул её со словами: «Вернись, о, Рахима! Я хочу проститься с тобой, коль ты решила уйти и оставить меня». Она успокоила его: «Не волнуйся, о, мой господин! Я не оставлю тебя, пока душа находится в теле моём».

Она ушла в деревню и работала там за кусок хлеба, чтобы прокормить Аюба. Но когда люди узнали, что она жена Аюба, они стали говорить ей: «Оставь нас, мы брезгуем тобой». Рахима зарыдала и взмолилась: «О, Боже! Ты видишь положение моё, нет места мне на этой Земле. Люди брезгуют нами в жизни мирской, так не побрезгуй нами о, Господь наш, в жизни грядущей. Они изгнали нас из дома нашего, так не изгони нас из дома Твоего в День суда». Она отправилась к дому булочницы и попросила: «Воистину, любимый мой Аюб голодает, одолжи мне хлеба». Булочница сказала: «Отойди, чтобы не увидел тебя мой муж и отдай мне косы свои». Рахима своей красотой была похожа на своего деда Юсуфа (мир ему), а её двенадцать кос длиной доходили до самой земли и Аюб очень любил её волосы. Она взяла ножницы, отрезала свои косы и отдала их булочнице за четыре лепёшки. Рахима сказала: «О, Боже! Продала я косы свои в служение мужа моего и для пропитания пророка Твоего».

Когда Аюб увидел этот свежий хлеб, он решил, что она отдалась за этот хлеб, и поклялся Всевышнему Аллаху, что исцелившись, отхлестает её в сто плетей. И изрёк Всевышний Аллах в искупление её: «И возьми в руку свою пучок ...». То есть, охапку прутьев. «...и ударь им и не нарушишь ты клятву ...». Сура «Сод», 44 аят. Когда Рахима рассказала Аюбу о произошедшем, он зарыдал и воскликнул: «О, Боже! Покинула меня сила моя, ибо даже супруга пророка Твоего продала волосы свои, чтобы прокормить меня». Рахима сказала: «О, мой господин! Не печалься сегодня, ибо волосы отрастут и будут ещё красивее, чем прежде». Она отрезала хлеба, накормила им Аюба и села подле него.

Каждый раз, как червяк падал с тела Аюба, он поднимал его и возвращал на место, со словами: «Ешьте то, чем наделил вас Всевышний Аллах». На его теле не осталось ни кусочка мяса, только кости, жилы и вены. На восходе лучи Солнца пробивались сквозь его тело. Не осталось на нём ничего, кроме сердца и языка. Его сердце не переставало благодарить Аллаха, а язык поминать Аллаха. По некоторым риваятам он проболел восемнадцать лет.

Однажды Рахима обратилась к нему: «Ты достойный пророк твоего Господа и если ты попросишь Его, то Он тебя исцелит». Спросил её Аюб (мир ему): «Сколько длилось благоденствие?». Она ответила: «Восемьдесят лет». Он сказал: «Воистину, я стесняюсь обратиться к Аллаху, пока не сравнялось время моего неблагополучия со временем благополучия». Когда не осталось на теле его мяса, черви стали пожирать друг друга, пока не осталось всего два червя. Они проползали всё тело, но ничего не нашли, кроме сердца и языка. Один червь вцепился в сердце, а другой в язык. Тут уже взмолился Аюб (мир ему) и обратился к Господу своему: «... воистину, коснулось меня зло». То есть сильнейшее испытание. «...и Ты Милосерднейший из милосердных». Сура «Пророки», 83 аят. Это не жалоба от него, поэтому он не вышел из группы терпеливых и Всевышний Аллах сказал о нём: «... воистину, Мы узнали, что он терпелив ...». Сура «Сод», 44 аят. Ибо не беспокоился он за богатство и за детей, а переживал, что будет отлучён, как будто говоря: «О, Боже! Стерплю я все испытания от Тебя, пока сердце моё наполнено любовью к Тебе и язык занят поминанием Тебя. Потеряв я эти два органа, я отдалюсь от поклонения Тебе, но не вынесу я отлучения от Тебя, ибо Ты Милосерднейший из милосердных». Всевышний Аллах обратился к нему: «О, Аюб! Язык твой и сердце, черви и боль - всё это от Меня. Так почему же ты тревожишься?». Всевышний Аллах обратился к нему: «О, Аюб! Семьдесят пророков молили Меня об этом испытании для себя, но Я избрал тебя для этого, дабы увеличить степень твою. Эта беда твоя - беда бренная». Аюб переживал, что черви съедят его сердце и язык, которые были заняты поклонением Всевышнему и Его поминанием и если их съедят, то он не сможет ни поминать Его, ни восхвалять. Аллах скинул с него этих червей. Один упав в воду, обратился в целебную пиявку. Второй червь упал на землю и обернулся пчелой, дающей мёд - исцеление для людей. Явился к нему Джибриль (мир ему) и принёс два граната из Рая. Аюб спросил его: «О, Джабраиль! Говорил ли обо мне мой Господь?». Джибриль (мир ему) ответил: «Да, Он приветствовал тебя и велел тебе съесть эти два граната для исцеления и тогда поправятся твои кости и нарастёт твоя плоть». Когда он их съел Джибриль (мир ему) сказал ему: «Встань, по воле Аллаха, и топни ногой своей». Как изрёк Всевышний Аллах: «Топни ногой своей». Сура «Сод», 42 аят. Он встал, топнул правой ногой и из этого места забил горячий источник, водой из которого он омылся. Затем топнул левой ногой и забил холодный источник, водой из которого он напился, и прошла у него вся боль в теле снутри и снаружи. Тело стало его еще прекраснее, чем прежде и лицо лучезарнее Луны. Как изрёк Всевышний Аллах: «И Мы ответили ему». То есть, приняли его мольбу.

«... и избавили его от зла и даровали ему семейство его и ещё столько же вместе с ними».

Мукатиль сказал: «Воскресил их и даровал ему ещё столько же». Ад-Даххак сказал: «Всевышний Аллах обратился к нему: «Ты хочешь, чтобы Я воскресил их?». Аюб ответил: «О, Боже! Оставь их в Раю». Поэтому Аллах вернёт ему его детей в грядущей жизни, а в мирской жизни даровал ему столько же детей, то есть, у него родились другие дети».

«... милость ...»... благодеяние.

«... от Нас ...»... для Аюба.

«... и напоминание ...»... назидание.

«... для поклоняющихся». Сура «Пророки», 84 аят. Чтобы знали они, что самое сильное испытание Моё для пророков, после них для святых, после них - для самых лучших и чтобы они поступали так, как поступали они и терпели так, как терпели они. Из этого становится понятным, что путь ко Всевышнему Аллаху ближе через любовь, чем через дары.


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме