С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!
Передал Убайй ибн Ка‘б, что идолопоклонники сказали Пророку ﷺ: «О Мухаммад, расскажи нам о происхождении твоего Господа», и Аллаh ниспослал:
﴿قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَد اللَّهُ الصَّمَدُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ﴾
«Скажи: "Он – Аллаh Единый, Аллаh не нуждается ни в ком. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему"».
Он (Пророк) сказал: «Не нуждается ни в ком (الصَّمَدُ), который не рождал и не был рожден, потому как нет ничего из того, что рождается, что не вкусило бы смерть, и нет ничего из того, что умирает, что не оставило бы после себя наследие. Поистине, Аллаh не умирает и не оставляет Он никому после себя наследство. (وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ) «И нет никого равного Ему» – он сказал: «Нет никого подобного Ему, ни равного Ему, и нет ничего похожего на Него». Передали ат-Тирмизий и аль-Хаким.
﴿قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ ﴾
«Скажи, что Он Аллаh Единый», то есть не приемлет численности и множества, и нет у Него сотоварища в сущности, атрибутах и делах, и ни у кого нет атрибута, подобного Его Атрибутам, напротив, Его Могущество – единое Могущество, которым Он могуществен над всем, и Его Знание – единое, которым Он знает все. Имам Абу Ханифа сказал:
وَاللهُ وَاحِدٌ لَا مِنْ طَرِيقِ العَدَدِ وَلكِنْ مِنْ طَرِيقِ أَنَّهُ لَا شَرِيكَ لَهُ
«Аллаh Един, не в значении числа, а в значении, что нет у Него соучастника»[1].
Имам аль-Бухарий сказал в своем сборнике: «Ахад» имеет то же значение, что и «Вахид», то есть Аллаh Единственный, и нет у Него соучастника, и нет подобного Ему, нет у Него помощника, Он не подобен ничему и ничто не подобно Ему, и Он Создатель всего».
Сказал Всевышний Аллаh:
﴿ اللهُ الصَّمَدُ ﴾
«Аллаh – Он тот, который не нуждается ни в ком и ни в чем». То есть в Нем нуждаются все созданные, а Он не зависит ни от чего. К Нему обращаются при различных трудностях, а Он не приносит Себе пользы Своими творениями и не ограждает ими вред от Себя.
Сказал Всевышний Аллаh:
﴿ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ﴾
«Он не родил и не был рожден». Этот аят является отрицанием материальности в отношении Аллаhа и Его отделения или вселения во что-либо.
Из вышесказанного становится очевидным недействительность утверждения того, что Мухаммад или ‘Иса является частью Всевышнего, и это противоречит основам Ислама. В книге «Маулид аль-‘арус»[2] говорится, что якобы Аллаh взял горсть из света своего лика и сказал ему: «Будь Мухаммадом» и она стала Мухаммадом – это явное заблуждение.
Сказал Всевышний Аллаh:
﴿ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾
«И нет ничего равного Ему», то есть нет подобного Ему ни в каком отношении.
[1] «Аль-Фикh Аль-Акбар», стр. 1.
[2] Эта книга не является произведением Ибн аль-Джаузи, да смилуется над ним Аллаh. Никто не приписал ему авторство этой книги, кроме востоковеда Броккельмана.