Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube

Духовное управление мусульман Тюменской области упорядочит погребально-поминальные обряды казахов-мусульман

Духовное управление мусульман Тюменской области упорядочит погребально-поминальные обряды казахов-мусульман
13 Января 2020 года

Духовное управление мусульман Тюменской области намерено в рамках своих полномочий на официальном уровне зафиксировать правила проведения погребально-поминальных обрядов казахов, проживающих на территории региона. Это связано с тем, что похороны и следующие за ними поминки у представителей этого народа зачастую превращаются в очень затратное мероприятие. По словам священнослужителей из числа казахов, ведущих свою деятельность на территории Ишимского, Казанского и Голышмановского районов Тюменской области, расходы на погребение и проведение поминальных обрядов сопровождаются огромными затратами, иной раз принимающими чудовищные формы. В некоторых случаях люди даже берут кредиты для того, чтобы в полном соответствии с национальными традициями проводить усопшего в последний путь.

Духовное управление мусульман Тюменской области уже разработало свои рекомендации для проведения обряда похорон и поминок, где в частности говорится, что нет никакой необходимости строгого соблюдения национальных традиций в ущерб семейному бюджету, так как данные действия с точки зрения шариата могут быть рассчитаны как расточительство, что согласно исламскому учению является грехом.

Разъясняя вопрос о соблюдении национальных традиций и обычаев, связанных с погребально-поминальными обрядами, имамы ДУМ ТО в своих рекомендациях сделали акцент на то, что от верующего мусульманина в первую очередь требуется соблюдение индивидуальных и коллективных религиозных обязанностей, о которых имеются ясные упоминания в священных текстах ислама. Соблюдение национальных обычаев в той или иной сфере, по мнению тюменских богословов, не стоит считать порицаемым действием в том случае, если данные обычаи не противоречат духу ислама, если же в какой-либо народной традиции прослеживается несоответствие религиозному закону, то в этом случае мусульманину запрещается практиковать данную традицию. В погребально-поминальных обрядах казахов-мусульман специалисты Духовного управления в области исламских наук уследили явное противоречие части обрядов канонам исламской религии, в первую очередь это касается больших финансовых затрат.

Стоит отметить, что проблемы погребально-поминальных обрядов мусульман изучаются и корректируются в соответствии с шариатом не только в Тюменской области. Несколько лет назад в некоторых республиках Средней Азии данные вопросы начали регулироваться на законодательном уровне. Так, к примеру, в Таджикистане разрешено проводить только 40-дневные поминки, а количество гостей на них ограничено одной сотней человек. За соблюдением этого следят специальные чиновники. В Узбекистане так же существуют ограничения на проведение поминальных обрядов. В 2017 году в Кыргызстане на обсуждение парламентариев был вынесен закон об упорядочивании похоронных традиций и обрядов. Согласно ему, предлагается обряд «жаназа» (похорон) проводить без ограничения количества участвующих, но без забивания крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Крупный рогатый скот запрещается забивать и для обрядов по случаю «третьего дня», «седьмого дня», «сороковины» и «годовщины» после смерти. На них можно пригласить не более 100 человек. В обрядах похорон и траура вручение денег и других вещей запрещается, за исключением оплаты услуг могильщика и обмывальщика. Как сообщают СМИ республики, этот закон должен поставить заслон на пути «показухе» – демонстративной трате больших сумм денег, моду на которую ввели представители состоятельных слоев общества.

Отрицательную оценку специалистов ДУМ ТО также получило проведение таких обрядов, как жыртыс и даур, хотя последний широко практикуется не только среди мусульман постсоветского пространства. Однако как объяснили авторы богословского заключения, при рассмотрении практики даура (иската) очень важно учитывать уровень религиозного самосознания общества. Это связано с тем, что в среде, где религия играет большую роль, а религиозность членов общества выражается в их полноценном соблюдении индивидуальных и коллективных религиозных обязательств, даур воспринимается как обряд, дополняющий пробелы духовной практики человека после его смерти. В случае же с мусульманскими народами, проживающими на постсоветском пространстве, этот и друге подобные обряды порой выступают в качестве полноценного заменителя основных индивидуальных религиозных обязанностей человека. Иногда люди полагают, что могут не молиться и не поститься, так как после их смерти их дети и внуки отдадут необходимую сумму денег в качестве искупительной милостыни за пропущенные молитвы и посты своего отца или деда. Такой подход в корне противоречит основам исламского вероучения и является показателем религиозной неграмотности населения, считают богословы.

Главной целью Духовного управления мусульман Тюменской области при вынесении богословского заключения в данном направлении является донесение до последователей ислама главной идеи учения Мухаммада, мир ему, заключающейся в исповедании строгого монотеизма, а также в соблюдении религиозных правил и совершении религиозной практики.

Фотогалерея


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме