Понедельник 05 декабря 2022 г.
Фаджр
06:32
Восход
08:57
Зухр
12:32
Аср
14:10
Магриб
15:58
Иша
18:00
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статьи

Мухасаба ан-нафс — Отчёт души

Мухасаба ан-нафс — Отчёт души

Одно из изречений Пророка (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) гласит:

إن الدينَ النصيحةُ _ إن الدينَ النصيحةُ_ إن الدينَ النصيحةُ. قالوا : لمَن يا رسولَ اللهِ ؟ قال : للهِ ولكتابِه ولرسولِه ولأئمةِ المسلمين وعامَّتِهم

«Воистину религия – это насыхат! Воистину религия – это насыхат! Воистину религия – это насыхат!». Сподвижники спросили: «К кому о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Аллаху, Его Писанию, Его Посланнику, к предводителям мусульман и простолюдинам из них». Приводит Ан-Насаи в сборнике «Сунан», хадис №4210.

Насыхат — это совет, искренность, чистота. Поэтому мы должны друг друга наставлять.

Многие люди любят учить других, давать советы, исправлять. И часто бывает, как в той пословице: «У другого в глазу соринку видишь, а у себя бревна не замечаешь». Кстати эта пословица взята из пророческого хадиса, приводимого Абу Хурейрой (да будет доволен им Всевышний Аллах), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) сказал:

يُبْصِرُ أحدُكم القذَى في عينِ أخيهِ ويَنْسَى الْجِذْعَ في عينِهِ

«Один из вас видит соринку в глазу брата своего, но забывает о бревне в собственном глазу». Этот хадис приводит Ибн Аль-Мубарак в сборнике «Аз-Зухд» — «Аскетизм»: хадис №212, Ибн Хиббан: хадис №5761, Абу Нуейм в сборнике «Хилья аль-аулия» — «Украшение угодников»,

Мусульманин должен в первую очередь анализировать свое поведение, оценивать свои действия, слова, поступки, ведь этого требует Коран. Например, в 18-ом аяте суры «Аль-Хашр» — «Собрание» Всевышний говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».

Стоя перед Всевышним, мы не сможем скрыть наши грехи. Об этом Всевышний Аллах предупреждает нас в 18-ом аяте суры «Аль-Хакка» — «Неизбежное», говоря:

يَوْمَئِذٍ تُعْرَضُونَ لَا تَخْفَىٰ مِنكُمْ خَافِيَةٌ

«В тот день вы предстанете, и ни одна ваша тайна не останется сокрытой».

Согласно Священной Книге, никто не должен даже пытаться говорить, что у него нет изъянов. Человек не ангел, поэтому он может и ошибаться. Другое дело, понимает ли человек, что совершил ошибку и старается ли он исправить ее.

Тем, кто в Судный День попытается, не осуждая себя, свалить вину на шайтана, у них это не получится. Об этом в 22-ом аяте суры «Ибрахим» говорится:

وَقَالَ الشَّيْطَانُ لَمَّا قُضِيَ الْأَمْرُ إِنَّ اللَّهَ وَعَدَكُمْ وَعْدَ الْحَقِّ وَوَعَدتُّكُمْ فَأَخْلَفْتُكُمْ ۖ وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيْكُم مِّن سُلْطَانٍ إِلَّا أَن دَعَوْتُكُمْ فَاسْتَجَبْتُمْ لِي ۖ فَلَا تَلُومُونِي وَلُومُوا أَنفُسَكُم ۖ مَّا أَنَا بِمُصْرِخِكُمْ وَمَا أَنتُم بِمُصْرِخِيَّ ۖ إِنِّي كَفَرْتُ بِمَا أَشْرَكْتُمُونِ مِن قَبْلُ ۗ إِنَّ الظَّالِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Поэтому не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания».

Прежде всего человек должен вернуться к своим истокам, посмотреть на себя с намерением исправиться, оградиться от ненасытного «Я». И позаботиться о благочестии собственном прежде, чем призывать к нему других. Как сказано об этом в 44-ом аяте суры «Бакара»:

أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ ۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«Неужели вы повелеваете оказывать милость и творить добро, но забываете о себе, а ведь вы читаете Писание?! Неужели вы не разумеете?!».

Наш Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) призывал исправлять свои ошибки и призывать к ответу самих себя до того, когда придет смерть. «Нет большей прозорливости, нежели понимание человеком собственных недостатков», — говорят в народе. Такого же отношения к своим ошибкам требовали праведные халифы (да будет доволен ими Всевышний Аллах).

روي عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه أنه خطب بالمهاجرين والأنصار رضي الله عنهم فقال : '' أرأيتم لو ترخصت في بعض الأمور ماذا كنتم فاعلين وكرره فلم يجيبوا فقال بشر بن سعد : والله لو رأينا فيك اعوجاجاً لقومناك بسيوفنا ، فرد عمر قائلاً : الحمد لله الذي جعل في أمة محمد من يقوم عمر بسيفه ، وقال : لا خير فيكم إن لم تقولوها ، ولا خير فيّ إن لم أسمعها ''

Приводится что халиф правоверных Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах), однажды обратился к мухаджирам и ансарам, сказав: «Что вы будете делать, если я буду упускать некоторые деяния?», и никто не ответил ему. Он повторил ещё раз и Бишр бин Са’д ответил: «Клянусь Аллахом! Если увидим мы в тебе кривизну, то выпрямим тебя нашими мечами!». Умар (да будет доволен им Всевышний Аллах) ответил ему, сказав: «Хвала Аллаху за то, что Он сотворил в умме Мухаммада человека, который может поправить Умара своим мечом!», и добавил: «Нет в вас блага если бы вы не сказали этого, и нет блага во мне, если бы я не услышал этого».

В книге «Файд Аль-Кабир» — «Обилие Великого» - толковании к книге «Аль-Джами’ ас-сагир» — «Малый сборник» приводится, что Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах), сидя среди мухаджиров и ансар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал:

أرأيتم لو ترخصت في بعض الأمور ماذا كنتم فاعلين وكرره فلم يجيبوا ، فقال بشر بن سعد : لو فعلت قومناك تقويم القدح فقال: أنتم إذن أنتم إذن

«Что вы будете делать, если я буду упускать некоторые деяния?», и никто не ответил ему. Он повторил ещё раз и Бишр бин Са’д ответил: «Если ты так сделаешь, то мы выровняем тебя как выравнивается деревянная палочка». Умар сказал: «Тогда вы — это вы!».

Аляуддин бин Аль-Хинди приводит в своей книге «Канз аль-умммаль» — «Кладезь добротворящих» от Ан-Ну’ман бин Башира, что Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах), сидя среди мухаджиров и ансар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал:

أرأيتم لو ترخصت في بعض الأمور ما كنتم فاعلين فسكتوا فقال ذلك مرتين ، أو ثلاثا ، فقال بشر بن سعد: لو فعلت ذلك قومناك تقويم القدح، فقال عمر: أنتم إذن أنتم إذن

«Что вы будете делать, если я буду упускать некоторые деяния?», повторив это дважды или трижды, и Бишр бин Са’д ответил: «Если ты так сделаешь, то мы выровняем тебя как выравнивается деревянная палочка». Умар сказал: «Тогда вы — это вы!».

Ибн Абу Шейба приводит в сборнике «Мусаннаф»:

حدثنا يحيى بن عيسى عن الأعمش عن إبراهيم عن همام عن حذيفة قال : ''دخلت على عمر وهو قاعد على جذع في داره وهو يحدث نفسه فدنوت منه، فقلت ما الذي أهمك يا أمير المؤمنين، فقال هكذا بيده وأشار بها، قال قلت ما الذي يهمك والله لو رأينا منك أمرًا ننكره لقومناك، قال: اللهِ الذي لا إله إلا هو لو رأيتم مني أمرًا تنكرونه لقومتموه؟، فقلت: اللهِ الذي لا إله إلا هو، لو رأينا منك أمرًا ننكره لقومناك، قال: ففرح بذلك فرحًا شديدًا، وقال الحمد لله الذي جعل فيكم أصحاب محمد من الذي إذا رأى مني أمرًا ينكره قومني

«Рассказал нам Яхья бин Иса, от Аль-А’маш, от Ибрахима, от Хумама, что Хузейфа сказал: «Я зашёл к Умару когда тот сидел задумавшись на пеньке в своём дворе. Я подошёл к нему и спросил: «Что беспокоит тебя, о правитель правоверных?». Он поднял руку и отмахнулся. Я сказал: «Что беспокоит тебя? Клянусь Аллахом! Если мы увидим от тебя дело, которое мы порицаем, то мы исправим тебя». Он спросил: «Клянёшься ли ты Аллахом, нет никакого бога помимо Него, что если вы увидите от меня дело, которое вы порицаете, то вы исправите меня?». Я ответил: «Клянусь Аллахом, нет никакого бога помимо Него! Если мы увидим от тебя дело, которое мы порицаем, то мы исправим тебя». Он очень обрадовался этому и сказал: «Хвала Аллаху, за то, что Он сотворил среди вас — сподвижников Мухаммада, того кто, увидев от меня порицаемое дело, исправит меня».

Также Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорил:

حَاسِبُوا أَنْفُسَكُمْ قَبْلَ أَنْ تُحَاسَبُوا ، وَزِنُوا أَنْفُسَكُمْ قَبْلَ أَنْ تُوزَنُوا ، فَإِنَّهُ أَهْوَنُ عَلَيْكُمْ فِي الْحِسَابِ غَدًا ، أَنْ تُحَاسِبُوا أَنْفُسَكُمُ الْيَوْمَ ، وَتَزَيَّنُوا لِلْعَرْضِ الأَكْبَرِ، يَوْمَئِذٍ تُعْرَضُونَ لا تَخْفَى مِنْكُمْ خَافِيَةٌ

«Отчитывайте сами себя до того, как вас отчитают (в Ахирате), взвесьте свои деяния до того, как их взвесят за вас. Ведь для вас завтра будет легче, если отчитаете сами себя ещё сегодня же, и украшайтесь для великого показа (День суда), в день, когда вы предстанете (перед Всевышним Аллахом) и не скроется ни один ваш секрет». Это высказывание приводит Ибн Абу Ад-Дунья в книге «Мухасаба ан-нафс» — «Отчёт души»: стр. 22, Ахмад в книге «Аз-Зухд» — «Аскетизм»: стр. 120 и Абу Нуейм в книге «Хилья аль-аулия» — «Украшение угодников»: 1/52.

Посмотреть на себя честными и правдивыми глазами, оценить свои поступки гораздо труднее, чем оценивать и критиковать другого человека. Не зря говорят: «Даже если вина — золотой кафтан, никто не захочет его надеть».

Способность воспринять критику связана с тем, что мы признаем за собой право на совершение ошибок. Понимание этого даёт нам возможность адекватно воспринимать критику. Видение собственных ошибок, недостатков и отрицательных сторон — некая человеческая добродетель, приобрести которую возможно лишь избавившись от высокомерия и гордыни. Слишком высокая самооценка закрывает путь к

исправлению и самосовершенствованию. Человек должен, в первую очередь, раскрыться перед самим собой и послушать самого себя. «О, глаза, плачущие по другим! Поплачьте немного о себе», «Проверив себя, ты откажешься от проверки других» - говорил поэт Мавляна.

Недостаточно, если человек только видит свои ошибки, и ничего не пытается изменить. Что толку от диагностики без лечения? Человек, который подвергает себя самокритике и спокойно её воспринимает, получает возможность сделать шаг на пути к собственному благу, улучшить свои отношения с окружающими.

Мы должны очистить и осветить себя, обращаясь к самокритике и осознавая то, что мы небезупречны. Шайтан и наша собственная натура могут обмануть нас, но, двигаясь к собственному совершенству, мы способны находить свои ошибки и исправлять их. И дай Аллах, чтобы по жизни мы были самокритичны. Делали каждый вечер отчет: какие хорошие дела мы совершили, что приготовили благого на будущее, чтобы жили хорошо со всеми, не гнались за своим ненасытным желанием, не совершили в этой погоне каких-то грехов или не обидели кого-то, что может послужить в конечном счете разочарованием. Амин.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме