Понедельник 29 ноября 2021 г.
Фаджр
06:25
Восход
08:48
Зухр
12:30
Аср
14:14
Магриб
16:03
Иша
18:03
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статьи

Салават Пророку, мир ему: между сунной и невежеством

Салават Пророку, мир ему: между сунной и невежеством

В один из сентябрьских дней я по поручению муфтия выехал в пригород Тюмени для проведения поминального обряда. Вместе с верующими мы прочитали суры Корана, а в завершение обряда с аксакалами в унисон произнесли салават Пророку, мир ему. Данная традиция существует на тюменской земле с незапамятных времен.

После чтения всех молитв один из присутствующих обратился ко мне и сказал: «Брат, салават произносится лишь во время религиозных праздников, на хатымах его произносить нельзя». Я опроверг собеседника, приведя в качестве довода 33-й аят суры «Союзники», который я зачитал на языке оригинала до произнесения салавата. В этом аяте говорится:

2.jpg

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Коран, 33:56).

Я вновь прочитал и дословно перевел этот аят своему собеседнику. На это участник мероприятия посоветовал мне прочитать перевод Корана Эльмира Кулиева, в котором якобы говорится, что салават при совершении каких-либо обрядов произносить нельзя. Я напомнил противнику произнесения салаватов, что каждый верующий в конце каждого намаза произносит салават. Его словно осенило после этих слов, он согласился со мной и сказал, что произнесение салавата должно ограничиваться только намазами. Уже хорошо, ведь до этого он говорил, что салават нужно произносить только на праздниках.

Что касается перевода Кулиева, то выше мы привели как раз его перевод, в котором ничего об ограничении произнесения салавата не говорится и говориться не может, так как перевод не является толкованием, предлагающим какую-либо трактовку переводимого текста. Перевод — это передача смысла. Возможно, мой собеседник имел в виду другой труд многоуважаемого брата Эльмира Кулиева – перевод тафсира Ас-Саади. Что ж, давайте посмотрим, что говорит шейх Ас-Саади в своем толковании этого аята в переводе Кулиева.

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром. [[Аллах любит Своего посланника и поэтому славит его среди обитающих на небесах ангелов, которые также восхваляют святого Посланника и молят Аллаха облагодетельствовать его. О правоверные! Берите пример со своего Господа и благородных ангелов, благословляйте посланника Аллаха и приветствуйте его миром. Тем самым вы выполните одну из своих обязанностей перед Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, отдадите дань уважения этому славному Посланнику, засвидетельствуете перед ним свою любовь и почтение, усовершенствуете свою веру, приумножите свои добрые дела и искупите часть своих прегрешений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил своих сподвижников тому, как они должны молиться за его благословение. Самая лучшая форма мольбы за его благословение гласит: «О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Поистине, Ты - восхваляемый, славный! О Аллах! Ниспошли благодать Мухаммаду и роду Мухаммада, как Ты ниспослал благодать Ибрахиму и роду Ибрахима. Поистине, Ты - восхваляемый, славный!» Мусульмане могут благословлять и приветствовать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в любое время и, по мнению многих мусульманских богословов, обязаны делать это во время намаза.]] (Толкование Ас-Саади).

Отлично, никакого намека на какое-либо ограничение в произнесении салавата Пророку Мухаммаду, мир ему. Более того, имам Ас-Саади говорит, что благословлять и приветствовать Посланника Аллаха, мир ему, следует в любое время. Может быть, Кулиев перевел еще какую-нибудь книгу? Может, мой собеседник прочитал неведомый для остальных перевод Корана, автором которого является Кулиев? Поискал, но какой-либо иной версии перевода Корана, сделанного Кулиевым, кроме имеющегося, не нашел.

Меня в этом разговоре удивила одна деталь: человек ссылается на Кулиева, известного в нашей стране переводчика, но при этом не являющегося богословом. Вообще, Кулиев уже давно не придерживается взглядов, которые пропагандируют люди, приносящие разлад в ряды мусульман. Я это понял, когда беседовал и слушал выступления Эльмира Кулиева на одной из международных исламских конференций, проходивших в Москве в 2017 году. Удивляет меня в этом то, что мусульмане не обращают никакого внимания на тысячелетнее богословское наследие ислама, устремляя свой взор на современных деятелей, которые сами не всегда достаточно разбираются в теологических вопросах. Большой проблемой является то, что горе-специалисты, как мой собеседник, распространяют свое невежество, свои ничем не обоснованные трактовки среди людей, ввергая их в пучину домыслов.

В этой статье в преддверии священного Маулида мне бы хотелось более подробно рассмотреть вопросы, касающиеся практики произнесения салавата в мусульманской среде. За основу статьи мною взяты общепризнанные в исламском мире тафсиры Корана, сборники хадисов пророка Мухаммада, мир ему, и книги по толкованию текстов хадисов.

Значения слова «салават»

Арабское слово «салават» – это форма множественного числа «صلاة» (салят). Оно имеет несколько значений, одно из которых – дуа, то есть обращение к Богу с какой-либо просьбой. Стоит отметить, что слово «дуа» имеет более широкий смысл, указывающий на просьбу к Аллаху, которая может быть связана с разными намерениями, явлениями, к примеру, «дуа о ниспослании дождя», «дуа от сглаза» и т. д. «Салят» в более узком смысле указывает на обращение к Богу с пожеланиями благополучия (баракята) для кого-либо. Иначе говоря, один из смыслов слова «салят» - это благопожелание (Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари. «Сборник разъяснений о толковании аятов Корана» (Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран). Каир: Т.19. С.174). Указанием на это служит 103 аят суры «ат-Тауба», в котором говорится:

3.jpg

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твоя молитва (мольба) — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий».

В данном аяте использован глагол «صَلِّ» (молись, совершай «салят») и существительное со слитным местоимением «صلاتك» (твоя молитва, мольба). Известный толкователь священной книги мусульман ибн Касир, разъясняя данный аят, указывает на то, что слова «صلي» и «صلاتك» в данном случае означают благопожелание и благословение. В качестве доказательства этого Ибн Касир привел хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда кто-нибудь из людей доставлял Пророку свою садака, он, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил: “О Аллах, «صَلِّ» (благослови) семью такого-то!” И когда свою садака ему доставил мой отец, он, да благословит его Аллах и приветствует, (также) сказал: «اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى آلِ أَبِي أَوْفَى»“О Аллах, «صَلِّ» (благослови) семью Абу Ауфы!”» (Бухари 1497, 1078).

Что касается трактовки той части аята, в котором говорится: (وَاللَّهُ سَمِيعٌ) «Аллах — Слышащий», то, согласно Ибн Аббасу, слово «Слышащий» указывает на то, что Аллах слышит (салаваты) мольбы Пророка, мир ему, которые он произносит за людей, прося у Аллаха для них блага. (عَلِيمٌ) «Знающий» – знает о тех, кто заслуживает (салят) мольбу Пророка, мир ему, за них.

В тафсире имама ат-Табари слова «салли» и «салят», употребляемые в рассматриваемом нами аяте, имеют несколько иной смысл. Так, слова (وصل عليهم) (молись за них) имам Абу Джафар ат-Табари толкует как (وادع لهم بالمغفرة لذنوبهم), то есть «обращайся к Богу с просьбой простить их грехи». Слова (إن صلاتك) (…ибо твоя молитва (мольба) …) истолковываются Абу Джафаром как (إن دعاءك واستغفارك) «поистине, твое дуа и истигъфар», то есть твое обращение к Богу за них и просьба о прощении их грехов…). Слова аята «Воистину, Аллах — Слышащий…» имам ат-Табари растолковал как (والله سميع لدعائك إذا دعوت لهم) «Аллах слышит твою мольбу, когда ты (Мухаммад) молишься за них». Слову (عليم) (Знающий) Абу Джафар предлагает такое толкование (بما تطلب بهم بدعائك ربّك لهم) «Знающий о том, с какой просьбой ты (Мухаммад) обращаешься за них, совершая дуа (мольбу)» (Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари. «Сборник разъяснений о толковании аятов Корана» (Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран). Каир: Т.2. С.404).

То, что «салят» является мольбой о даровании блага и просьбой о прощении грехов, свидетельствует один из хадисов Посланника Аллаха, мир ему, в котором говорится: “إذا دعي أحدكم فليُجب، فإن كان صائمًا فليصلِّ، وإن كان مفطرًا فليطعم”

«Если одного из вас пригласили (на трапезу), то пусть ответит на это приглашение. Если приглашенный постящийся, то (فليصلِّ) пусть совершит салят (то есть пусть обратится к Богу за пригласившего его человека с мольбой о прощении его грехов и ниспослании благ. - Прим. авт.). Если же приглашенный уже разговелся, то пусть вкушает пищу (Нуруддин Мулла Али бин Султан Мухаммад аль-Харви аль-Кари. «Миркатуль-мафатих шарх мишкатиль-масабих». Бейрут: Т.4. С. 1431).

Такое же значение слово «салят» имеет в хадисе, переданном от Абу Хурайры, в котором говорится, что после вкушения Пророком и его сподвижниками трапезы в доме Саада бин Убады, Пророк, мир ему, сказал, أكلَ طعامُكم الأبرارُ ، وصلَّتْ عليكم الملائكةُ ، وأفطر عندكم الصَّائمونَ «Поели вашу пищу благочестивые, и помолились за вас ангелы, и разговелись у вас постящиеся» (Сборник хадисов Абу Дауда, «Книга кормления», раздел «О мольбе за хозяина угощения», хадис № 3854. Сборник хадисов имама Ибн Маджа, «Книга поста», раздел «О духовной награде тому, кто накормил постящегося», хадис № 1747. Ан-Насаи «Работа дня и ночи», раздел «Что говорить тому, кто разговелся в гостях», хадис № 296). Фраза «…помолились за вас ангелы…», согласно толкованиям данного хадиса, означает, что ангелы обратились к Аллаху с просьбой простить грехи тех, кто организовал угощение.

Другое значение слова «салят» - это произнесение специальных слов и совершение специальных действий, предваряемых такбиром и завершаемых таслимом. То есть это форма поклонения, которая в неарабоязычной среде называется намазом.

Намаз (салят) является вторым столпом ислама, поклонением, предписанным Кораном и сунной Пророка, мир ему, для каждого верующего и верующей, достигших совершеннолетия и обладающих здравым рассудком. Это дар Аллаха для уммы Посланника Аллаха и для общин, которыми руководили другие пророки Аллаха, мир им.

Салават за Пророка, мир ему, и верующих

Третье значение слова «салят» - это обращение к Богу с испрашиванием благословения Пророку, мир ему, и его семейству. Тут нам необходимо вернуться к 56 аяту суры «Аль-ахзаб», в котором Аллах говорит о том, что Он сам и Его ангелы совершают салават за Пророка, мир ему. Аллах также призывает в этом аяте верующих совершать салават за Пророка, мир ему.

Здесь важно разобраться, одинаковы ли салаваты, совершаемые Аллахом, ангелами и мусульманами, или есть различия? Конечно, это абсолютно разные салаваты. Согласно хадису, приводимому в сборнике «Сахих Бухари», салават (благословение) Аллаха — это Его прославление (Пророка) перед ангелами, а салават (благословение) ангелов — это мольба (обращенная с их стороны к Аллаху за Пророка, мир ему) (Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари. «Сборник разъяснений о толковании аятов Корана» (Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран). Каир: Т.19. С.174).

Абу Иса ат-Тирмизи передает, что Суфьян ас-Саури сказал: «Благословение Господа — это милость, а благословение ангелов — это прошение прощения».

Чем же тогда является салават (благословение) верующих, которые они, выполняя приказ Всевышнего, произносят в честь Пророка, мир ему? Ответ на этот вопрос стоит искать в диалогах, которые происходили между Пророком, мир ему, и его сподвижниками.

Так, в хадисе Тирмизи сообщается, что Убайй бин Ка’б, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я спросил: «О посланник Аллаха, поистине, я часто совершаю салават за тебя, но сколько из этого (мне следует посвящать) тебе?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « مَا شِئْت » «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: « مَا شِئْتَ، فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَك » «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А половину?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: « مَا شِئْتَ، فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَك » «Как хочешь, но, если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А две трети?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: « مَا شِئْتَ، فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَك » «Как хочешь, но, если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я сказал: «(Тогда) я буду воздавать салаваты только за тебя!» (На это) он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « إِذَنْ تُكْفَى هَمُّكَ، وَيغُْفَرُ لَكَ ذَنْبُك » «Тогда ты будешь избавлен от тревоги твоей, и грехи твои простятся тебе!» (Сунан ат-Тирмизи, хадис № 2457).

Чтобы понять смысл сказанного Пророком, мир ему, и его сподвижником бин Каабом, стоит обратиться к толкованию данного хадиса. Ибн Каййим сказал: «Спросили нашего шейха Абуль-Аббаса о толковании данного хадиса, и он ответил: «У моего отца была дуа (мольба), с которой он обращался к Богу за себя. Он спросил Пророка, мир ему, посвящать ли ему четверть своего дуа за Пророка, мир ему? На что Пророк, мир ему, ответил: «Если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Бин Кааб сказал о посвящении половины своей мольбы, на что Пророк, мир ему, ответил: «Если ты прибавишь, для тебя будет лучше». (Тогда) Ибн Кааб сказал, что все свое дуа целиком он будет посвящать Пророку, мир ему. (Тогда) Пророк, мир ему, сказал: «Тогда ты будешь избавлен от тревоги твоей, и грехи твои простятся тебе! Потому что, кто благословил (произнес салават) Пророка, мир ему, один раз, того Аллах благословляет десять раз. Тот, кого благословил Аллах, будет избавлен от тревоги, и простятся ему его грехи»

(Ибн Каййим аль-Джаузи «Ясность пониманий достоинств салавата и приветствия лучшего из созданий». Джидда: С. 7).

Исходя из толкования Ибну Каййима, становится понятно, что в данном хадисе под словом «салят» понимается дуа, которое Ибн Кааб решил целиком посвящать Пророку, мир ему, прося у Аллаха за него благословения.

Как видим, при рассмотрении данных текстов выявляется еще одна деталь – салават (благословение) Аллаха мусульманам. Возникает вопрос, есть ли разница между благословениями Аллаха своему Пророку, мир ему, и другим пророкам и благословениями, которыми Аллах удостаивает рядовых верующих? Для ответа на этот вопрос обратимся к аяту № 157 суры «Аль-Бакара», в котором говорится:

4.jpg

«Они удостаиваются (салават) благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем».

В аяте говорится о верующих, которые при различных трудностях и невзгодах уповают на Всевышнего и полагаются на Него. Именно такие люди удостаиваются благословений Божьих. В каком же значении слово «салават» использовано в этом аяте?

В большинстве тафсиров слово «салават», использованное в этом аяте, толкуется как прощение грехов, то есть верующие, проявляющие терпение на пути Всевышнего, за свое терпение получат духовную награду в виде прощения их грехов и прегрешений. Однако имам Фахруддин ар-Рази истолковал слова «салават» (благословение) и «рахма» (милость) следующим образом: «Благословение Аллаха – это прославление, хвальба и возвеличивание. Милость – это даруемые Аллахом блага (Фахруддин ар-Рази «Мафатихуль-гайб ат-Тафсириль-Кабир. Бейрут: Т.4. С.172). Исходя из этого толкования, становится понятно, что мусульмане, которые прилагают все усилия на пути развития ислама и проходят на этом пути множество испытаний, таким образом уподобляются Пророку, мир ему, и его сподвижникам и, соответственно, получают тот же вид благословения, которого удостаиваются от Аллаха Его пророки, мир им всем.

Что же касается обычных мусульман, не отличающихся рвением в распространении религии и не отягченные бременем миссионерства, то в их случае благословение Аллаха, которого они удостаиваются благодаря произнесению салаватов за Пророка, мир ему, согласно мнению ученых, заключается в даровании божественной милости, затрагивающей все аспекты жизнедеятельности человека. То есть, когда Аллах благословляет Пророка, мир ему, Он возвеличивает его, хвалит и прославляет его перед ангелами. Этого уровня в редких случаях могут также достигнуть некоторые из мусульман, проявляющие огромное терпение на пути Всевышнего. Когда же Аллах благословляет остальных мусульман за то, что они произносят салават за пророка, мир ему, то за это Аллах, благословляя их, дарует им Свои милости.

Важным моментом в хадисе, который приводит Ибн Каййим, на который также стоит обратить внимание — это награда, выражающаяся в том, что человека, произносящего салават Пророку, мир ему, благословляет сам Аллах. В приведенном Ибн Каййимом хадисе говорится о десятикратном благословении Всевышним того, кто произносит салават Пророку, мир ему. Есть также хадисы, в которых говорится, что за один салават, посвященный Пророку Мухаммаду, мир ему, человек, произносящий эти молитвы, достигнет такой степени, при которой Аллах будет его благословлять 70 раз, а согласно одному преданию, даже тысячу раз. То есть, произносящий салават Пророку, мир ему, мусульманин будет получать от Всевышнего нескончаемое количество божьих милостей.

Отметим также, что ученые, истолковавшие хадис о разговоре Пророка, мир ему, с его сподвижником Ибн Каабом, подчеркивают, что верующему для того, чтобы были удовлетворены его мирские нужды, необходимо часто произносить салават Пророку, мир ему, обращаясь к Аллаху с соответствующими фразами и пожеланиями, которым обучил своих сподвижников сам Пророк, мир ему.

Стоит также отметить, что многократное произнесение салаватов Пророку, мир ему, приносит пользу не только в мирских делах. В вышеприведенных хадисах говорится, что, произносящий салават Пророку, мир ему, будет удостоен прощения своих грехов, что в свою очередь обеспечивает этому человеку счастье и успех в будущей жизни.

Помимо этого, Пророк, мир ему, неоднократно говорил своим сподвижникам о том, что многократное и регулярное произнесение салаватов за него станет причиной того, что люди, внимательно относящиеся к этому виду поклонения, в День Суда будут находиться рядом с Пророком, мир ему, и удостоятся его заступничества. Свидетельством этому является хадис, переданный Ибн Масудом, в котором говорится:

إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَكْثَرُهُمْ عَلَيَّ صَلَاة

«Поистине, люди, которые будут достойны находиться рядом со мной в День Суда, это те, которые часто произносят за меня салават» (Ибн Хиббан).

Практика салавата: эпохи, страны, современность

Согласно сунне Пророка Мухаммада, мир ему, мусульмане в конце каждого обязательного или дополнительного намаза произносят благословения Пророку Мухаммаду и его семейству. Салават также произносится во время пятничных, праздничных проповедей, во время заупокойных молитв. Практика салавата этим не ограничивается. В целях исполнения завета Всевышнего Аллаха о совершении салавата за Пророка Мухаммада, мир ему, в 1300-1301 годах нашей эры правитель Египта Аль-Маликун-Насыр Мухаммад бин Калавун издал указ, согласно которому перед произнесением азана на пятничную молитву мусульмане произносили салават Пророку, мир ему. В 1389 году внук Калавуна Аль-Маликус-Салих бин Ашраф Зайнуддин издал указ о том, чтобы после каждого азана, помимо азана на вечерний (магриб) намаз произносился салават (https://islamansiklopedisi.org.tr/sala).

В Османской империи данная практика была продолжена. Салаваты Пророку, мир ему, произносились с минаретов мечети до азана утренней молитвы, а также после азана на обеденную, послеполуденную и ночную молитвы. Данные салаваты произносились муэдзинами, которые были хорошо обучены типам мелодий, разработанных для произнесения азана, салавата и чтения сур Корана. Данная практика возрождается в современной Турции и продолжает существовать в Сирии.

В мечетях мусульманского мира после коллективной молитвы верующие перед совершением тасбиха коллективно или по отдельности произносят салават. Коллективный салават также произносится после завершения исполнения 20 ракаатов таравих намаза в месяц Рамадан. В городах Йемена мусульмане коллективно произносят салават до начала пятничной молитвы.

Салават Пророку, мир ему, также произносится при проведении поминальных или иных обрядов.

Выводы

После рассмотрения приведенных источников становится понятно, что произнесение салавата пророку Мухаммаду, мир ему, является повелением Аллаха, сильной сунной самого Пророка, мир ему, и его сподвижников. Произнесение салаватов – это традиция табиинов, табу табиинов и всех последующих поколений мусульман.

Практика произнесения салавата укрепляет духовность мусульманской общины, благоприятно воздействует на подрастающее поколение, укрепляет связь со Всевышним, служит причиной прощения грехов и достижения милости и довольства Всевышнего.

В заключение хочу напомнить своим братьям из числа тех, кто выступает против практики салавата, хадис пророка Мухаммада, мир ему, который сказал:

ورد عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «رَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ، وَرَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ دَخَلَ عَلَيْهِ رَمَضَانُ ثُمَّ انْسَلَخَ قَبْلَ أَنْ يُغْفَرَ لَهُ، وَرَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ أَدْرَكَ عِنْدَهُ أَبَوَاهُ الكِبَرَ فَلَمْ يُدْخِلَاهُ الجَنَّةَ»

«Да будет унижен тот, кто не попросил для меня (салават) благословения. Да будет унижен тот, кому не было даровано прощение после того, как наступил и закончился месяц Рамадан. Да будет унижен тот, родители которого, или один из них, достигли старости, но не ввели его в Рай» (Муслим, 2551; Тирмизи, 3545; Ахмад, 7444).

Благословения для Пророка, мир ему, здесь стоят на первом месте…

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме