Согласно всеобщему мнению богословов, намаз таравих является сильной сунной, как для мужчин, так и для женщин. Этот намаз практиковали праведные халифы (из толкования текста книги Танвируль-абсар Шейхуль – ислама Мухаммада бин Абдуллы Тимурташи).
Разъяснение текста Ибн-Абидином
Таравих – это форма множественного числа слова тарвиха, что переводится как отдых. Так как после совершения каждого четвертого ракаата данного намаза предусмотрен отдых, эта молитва называется таравих (Хазаин).
Автор книги «Танвируль-абсар» привел главу о таравихе после главы о дополнительных намазах, так как это обширная тема, а также потому что таравих отличается от других добровольных молитв тем, что совершается коллективно и в связи с наличием других определенных положений шариата относительно этого намаза. По этой причине имам Хусамуддин написал отдельный труд, посвященный положениям шариата относительно таравиха. Его примеру последовал Аллама Касим. Утверждение о том, что таравих является сильной сунной подтверждено автором книги «Хидая». В книге «Ихтияр» приводится, что однажды, Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы, спросил своего наставника о таравихе и о действии Умара (да будет доволен им Аллах). Абу Ханифа сказал: «Таравих является сунной муаккада (утвердившейся сунной). Умар радияллаху анху ввел это не по своей выдумке, он никогда не был из приверженцев нововведений. Если он повелевал мусульманам что-либо, то повелевал то, на что у него была основа, опираясь на знания, дошедшие до него от Посланника Аллаха, мир ему».
В книге «Мухтасар аль-Кудури» сказано: «Является мустахабом людям в месяц рамадан собираться после иша намаза и совершает с ними имам пять тарвихов…» (Книга молитвы, 36 стр.). Данные слова нисколько не противоречат утверждению автора «Хидая», так как в Кудури говорится о мустахабе собрания людей. Там нет утверждения о том, что сам намаз является мустахабом. О том, что таравих является сунной сообщается в книгах «Фатху бабиль-инайа» и «Мунъятуль-мусалли».
Под праведными халифами в тексте «Танвируль – абсар» подразумеваются не все четыре халифа, а их большинство, так как положение о коллективном совершении таравиха было принято Умаром (да будет доволен им Аллах). Все сподвижники последовали в этом вопросе за Умаром. Последующие поколения вплоть до наших дней также продолжают практиковать коллективное совершение таравиха, не проявляя никакого возражения по этому вопросу. Как же они могут не следовать примеру Умара, когда сам Посланник Аллаха сказал: «Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами…» Этот хадис передал Абу Дауд (Бахр).
«Согласно всеобщему мнению богословов, намаз таравих является сильной сунной, как для мужчин, так и для женщин». Этими словами автор толкования «Танвируль-абсар» опроверг мнение рафидитов, которые считают, что совершение данного намаза является сунной только для мужчин. Об этом их утверждении говорится в книгах «ад-Дурар» и «аль-Кафи».
Как сообщается в книге «Хашияту Нух», рафидиты, вообще не считают таравих сунной. Это потому что они приверженцы нововведения, они следуют за своими страстями и не опираются на Коран и сунну Посланника Аллаха, мир ему. Они отрицают достоверные хадисы.
(Ибн Абидин, Раддуль – мухтар аля-ддурриль-мухтар, том 2, стр. 393).
Источник: alhakk.ru