Воскресенье 07 марта 2021 г.
Фаджр
05:07
Восход
07:15
Зухр
12:52
Аср
16:22
Магриб
18:23
Иша
20:08
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статьи

Величайшее имя Аллаха в трёх сурах Кур'ана

Величайшее имя Аллаха в трёх сурах Кур'ана

Абу Джа’фар сказал: «Рассказал нам Мухаммад бин Синан Аш-Ширази: Рассказал нам Хишам бин Аммар: Рассказал нам Абу Аль-Валид Муслим: Рассказал нам Абдулла бин Аль-Аля, что он слышал Аль-Касима Абу Абдуррахмана от Абу Умама, который возводит цепочку передачи к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Величайшее имя Аллаха (если призвать им Его, Он ответит, если попросить им Его, Он даст) присутствует в трёх сурах: «Аль-Бакара» - «Корова», «Аль Имран» - «Семейство Имрана» и «ТаХа». Приводит Аль-Хаким в сборнике «Аль-Мустадрак» 1/505, Аль-Байхаки в книге «Имена и атрибуты» 36 и Ат-Тахави в книге «Неясность хадиса» 1/63.

Абу Джа’фар сказал: «Рассказал нам Амр бин Саляма Ад-Димашки Абу Хафс: «Я слышал, как Иса бин Юнус сказал Абу Зейду: «О Абу Зейд! Я слышал, как Гаялян бин Анас сказал: «Я слышал, как Аль-Касим Абу Абдуррахман рассказывал от Абу Умама, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Величайшее имя Аллаха в трёх сурах Кур’ана: «Аль-Бакара» - «Корова», «Аль Имран» - «Семейство Имрана» и «ТаХа».

Передатчик этого хадиса Абу Хафс Ад-Димашки сказал: «Я изучал эти три суры и обнаружил в них то, чего нет в других сурах Кур’ана. Аят Аль-Курси – аят Трона: «اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ» - «Аллах, нет никакого бога, помимо Него, вечно Живущего, Управляющего». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 255 яат. В суре «Аль Имран» - «Семейство Имрана»:

«الم. اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ» - «Алиф Лям Мим. Аллах, нет никакого бога помимо Него, вечно Живущего, Управляющего». 1 и 2 аяты. В суре «ТаХа»: «وَعَنَتِ الْوُجُوهُ لِلْحَيِّ الْقَيُّومِ» - «И покорились лица вечно Живущему, Управляющему». 111 аят. Из этих аятов следует, что «الْحَيُّ الْقَيُّومُ» - «Вечно живущий, Управляющий» - это величайшее имя».

Абу Джа’фар сказал: «Сказанное Абу Хафсом может быть действительно так, и величайшее имя Аллаха - «الْحَيُّ الْقَيُّومُ» - «Вечно Живущий, Управляющий».

Абу Джа’фар сказал: «Правильно, по-моему, что величайшее имя Аллаха, это «الله» - Аллах. Доказательством этому является то, что рассказал нам Ибрахим бин Марван: «Рассказал нам Макки бин Ибрахим: «Рассказал нам Убайдулла бин Абу Зияд от Шахра бин Хаушаба, что Асма бинт Язид слышала, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину в этих двух аятах величайшее имя Аллаха: «وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ لَّا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ» - «И Бог ваш Бог Единый, нет никакого бога, помимо Него, Милостивого, Милосердного». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 163 аят, и

«الم. اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ» - «Алиф Лям Мим. Аллах, нет никакого бога, помимо Него, вечно Живущего, Управляющего». 1 и 2 аяты».

В обоих аятах есть имя «الله» - Аллах, а в одном из приведённых аятов нет упоминания

«الْحَيُّ الْقَيُّومُ» - «Вечно живущий, Управляющий».

Я сказал: «Из этого следует, что величайшее имя Аллаха, это «لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ» - «нет никакого бога, помимо Него». Имам Малик приводит в сборнике «Аль-Муватта» слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

وَأَفْضَلُ مَا قُلْتُ أَنَا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي: لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ

«И лучшее, что говорил я и пророки до меня: «Нет никакого бога, помимо Аллаха, Единого, нет у Него никакого сотоварища». Приводит Ат-Тирмизи хадис №3585 и Аль-Байхаки в сборнике «Величайшие сунны» 4/89, 289, 5/117.

Приводит Абу Дауд, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у Убайя:

يا أبا المُنْذِرِ، أتَدْرِي أيُّ آيَةٍ مِن كِتابِ اللهِ معكَ أعْظَمُ؟ قالَ: قُلتُ: اللَّهُ ورَسولُهُ أعْلَمُ. قالَ: يا أبا المُنْذِرِ أتَدْرِي أيُّ آيَةٍ مِن كِتابِ اللهِ معكَ أعْظَمُ؟ قالَ: قُلتُ: {اللَّهُ لا إلَهَ إلَّا هو الحَيُّ القَيُّومُ} [البقرة:255]. قالَ: فَضَرَبَ في صَدْرِي، وقالَ: واللَّهِ لِيَهْنِكَ العِلْمُ أبا المُنْذِرِ

«О Абу Аль-Мунзир! Знаешь ли ты какой аят самый великий в Писании Аллаха?» Убай ответил: «Знают только Аллах и Его Посланник». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вновь спросил: «О Абу Аль-Мунзир! Знаешь ли ты какой аят самый великий в Писании Аллаха?» Убай ответил: «اللَّهُ لا إلَهَ إلَّا هو الحَيُّ القَيُّومُ» - «Аллах, нет никакого бога, помимо Него, вечно Живущего, Управляющего». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 255 аят. Убай сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) коснулся моей груди и сказал: «Клянусь Аллахом! Да будет приятным знание для тебя, о Абу Аль-Мунзир!». Приводит Муслим хадис №1921, Ахмад в «Аль-Муснад» 5/142 и Ат-Табарани в «Большой сборник» 1/165.

Абу Джа’фар сказал: «Абу Хафс извлёк из суры «ТаХа» упоминание имени «الْحَيُّ الْقَيُّومُ» - «вечно Живущий, Управляющий», и ему сказали: «Мы нашли в ней упоминание имени «الله» - Аллах, Свят Он:

اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۖ لَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ

«Аллах, нет никакого бога, помимо Него, у Него самые прекрасные имена». Сура «ТаХа», 8 аят. Это совпадает с хадисами, и соответствует тому, что есть в суре «ТаХа», суре «Аль-Бакара» - «Корова», и в суре «Аль Имран» - «Семейство Имрана».

Это мнение большинства учёных. Приводит Мухаммад бин Ал-Хасан, что Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Величайшее имя Аллаха, это имя «الله» - Аллах, Свят Он. Разве ты не видишь, что имя «الرَّحْمَنُ» - «Ар-Рахман» - «Милостивый» сформировано от слова «الرَّحْمَةُ» - «ар-рахма» - «милость, милосердие», имя «الرَّبُّ» - «Ар-Рабб» - «Господь» от слова «الرُّبُوبِيَّةُ» - «ар-рубубия» - «господство» и все остальные имена таким же образом, а имя «الله» - Аллах, Свят Он, не сформировано из другого слова».

Абу Бакр бин Аль-Аля сказал: «Я спросил у Сахля бин Абдулла о величайшем имени Аллаха, и он ответил: «Это «الله» - Аллах». Я спросил его: «Говорят, если попросить им Его, Он даст, но мы просим Его, а Он не даёт нам?» Сахль ответил: «Когда ты просишь Его, и сердце твоё свободно от всего, кроме обращения к Нему, Он ответит тебе тут же». Сахль прочёл: «وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَىٰ فَارِغًا» - «И стало сердце матери Мусы пустым». Сура «аль-Касас» - «Истории», 10 яат. То есть от всего, кроме желания просить о спасении Мусы».

Ибн Аль-Мубарак сказал: «الله» - Аллах - это величайшее имя Бога, потому что все остальные имена присоединяются к нему».

Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Величайшее имя Аллаха, это

«يَا طَاهِر» - «Йа Тахир» - «О Пречистый».

Ибн Аббас сказал, что Величайшее имя Аллаха, это «يَا قَيُّوم» - «Йа Каюйм» - «О Управляющий».

Некоторые богословы сказали: «Среди имён Всевышнего Аллаха есть такое имя, которое не знает никто, кроме Него, и это величайшее имя Аллаха». Это мнение - один из риваятов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах).

Аль-Мухасиби приводит в книге «Отменяющий и отменённый» по своей цепочке от Абу Бурайда, от его отца, что один человек сказал:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بأَنِّي أَشْهَدُ أَنَّكَ أَحَدٌ صَمَدٌ لَمْ تَلِدْ وَلَمْ تُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَكَ كُفُوًا أَحَدٌ

«О Аллах! Поистине, я прошу Тебя посредством своего свидетельства о том, что Ты единый, самодостаточный, не родил и не был рожден, и нет никого равного тебе».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) услышав это, сказал:

لَقَدْ سَأَلْتَ اللَّهَ بِالاِسْمِ الَّذِي إِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى وَإِذَا دُعِيَ بِهِ أَجَابَ

«Воистину Ты обратился к Аллаху именем, если попросить им Его, то Он даст, если призвать им Его, то Он ответит».

В другом риваяте говорится: «Воистину Ты просил у Аллаха величайшим, превеликим именем, если попросить им Его, Он даст, если призвать им Его, Он ответит».

Я обнаружил в книге Ибн Ша’бана где он говорит: «Не желательно, чтобы просящий говорил: «يَا حَنَّان يَا رَبَّ الْأَرْبَاب» - «Йа Ханнан йа Рабб аль-арбаб» - «О Благосклонный! О Господь всех господ!» Это грубая ошибка, исходящая из мнения, что это величайшее имя Аллаха.

Аллах, Свят Он, сказал:

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ فَادْعُوهُ بِهَا

«У Аллаха самые прекрасные имена, так взывайте ими к Нему». Сура «Аль-А’раф» - «Преграды», 180 аят. Здесь речь идёт обо всех именах Аллаха.

Аллах, Свят Он, сказал:

قُلِ ادْعُوا اللَّهَ أَوِ ادْعُوا الرَّحْمَٰنَ

«Скажи: «Взывайте к Аллаху или взывайте к Милостивому». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 110 аят.

Аллах начинает с величайшего из Своих имён, и побуждает людей взывать к Нему этим именем. Это имя, которым Абсолют, Свят Он, назвал Себя, запретил другим называться им, сокрыл все секреты его, и отвёл мольбы людей от всех горделивых тиранов, или Сатаны, желающего назваться этим именем скрыто и явно. Как горделивый фараон (да проклянёт его Аллах), который высокомерно обратился к коптам Египта:

فَقَالَ أَنَا رَبُّكُمُ الْأَعْلَىٰ

«И сказал Фараон: «Я господь ваш величайший!» После этих слов постигло его и его народ отмщение.

Даже фараон не осмелился сказать: «Я Аллах!», ведь Аллах не позволил никому называться таким именем, сказав:
رَّبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا فَاعْبُدْهُ وَاصْطَبِرْ لِعِبَادَتِهِ ۚ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا

«Господь Небес и Земли и того, что меж ними, и поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты хоть одного соименника Его?!». Сура «Марьям», 65 аят. То есть знаешь ли ты кого-то, помимо Всевышнего Аллаха, кого называют Аллахом. Это имя, которое по воле Аллаха произносится людьми. Господь отстранил всех от этого имени, обязал произносить его в клятвах, сделал его спасением просящих спасения и убежищем униженных, пещерой для испуганных, обителью для просящих помощи и защиты.

Если кто-то попал в беду или боится чего-то, он произносит: «يَا الله» - «Йа Аллах!» - «О Аллах!» Первый фард для половозрелого человека обладающего здравым рассудком (мукалляф) в мирской жизни - произнесение «لا إله إلا الله» - «Нет никакого бога, помимо Аллаха». Это первое слово, которое слышит человек, приходя в этот мир, когда он выходит из материнской утробы. Принимая его во время родов, повитухи восклицают: «اللهُ أَكْبَرُ» - «Аллах Акбар» - «Аллах превыше всего». Этим словом завершается расставание с этим миром, и начинается встреча с миром грядущим, ведь при расставании с жизнью над ним вторят: «لا إله إلا الله» - «Нет никакого бога, помимо Аллаха». Это слово восклицали люди в своих спорах, и они так часто это повторяли во взаимоотношениях между собой, что это стало запрещено и было велено:
وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ

«И не делайте Аллаха оправданием для клятв ваших». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 224 аят.

Для того, кому будет открыто знание, и кто лицезрел его, от этого имени исходит любовь, но подразумевается и отказ от всего, потому что божественность обязывает тебя отделиться от осязаемого, и отказаться от доли своей. Аллах, Свят Он и Велик, позволил людям в мольбе обращаться так, как любимее для их сердец и желаннее для их душ, сказав:

«أَوِ ادْعُوا الرَّحْمَٰنَ» - «…или взывайте к Милостивому». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 110 аят.

Как будто Он им сказал: «Если вы не взываете ко Мне единством Моим, то взывайте ко Мне милостью и щедростью Моей». Учёные сказали: «Воистину, имя для любви к Аллаху, а не для украшения, ибо божественность - это способность создавать других, и это высшее проявление величия и совершенства». То есть, Аллах даровал людям знание о своих именах, чтобы в их сердцах крепла любовь к Нему, ибо через имя человек познает качества Господа своего.

Абу Саид сказал: «Первое, к чему призвал Аллах рабов Своих это лишь одно слово, и кто понял его, тот понял, и это слово «الله» - Аллах». Не видишь ли ты, что Он сказал: «قُلْ هُوَ اللَّهُ» - «Скажи: Он – Аллах …»? Этих слов достаточно обладателям истины. Потом Он добавил разъяснение для избранных, сказав: «أَحَدٌ» - «… Един». Затем Он добавил разъяснение для угодников, сказав: «الصَّمَدُ» - «Ас-Самад» - «Только Он достоин поклонения». Затем Он добавил разъяснение для простых рабов, сказав:

«لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ. وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ» - «Он не родил и не был рождён. И ни один не был Ему равен». Сура «Аль-Ихляс», 1 – 4 аяты.

Что касается слова «اللهُمَّ»- «Аллахумма», то её первоначальная форма «يَا الله» - «Йа Аллах». Впоследствии буква «يَا» – «йа» была удалена, а в конце слова была добавлена буква «ميم» - «мим», чтобы сохранить смысл «يَا الله» - «Йа Аллах». Поэтому эти два слова не соединяются, то есть нельзя сказать «يَا اللهم» - «Йа Аллахумма». Так говорится только изредка, например в стихах. Некоторые учёные сказали, что «يَا اللهم» - «Йа Аллахумма» означает

«يَا الله أُمِّنَا بِالْخَيْرِ», то есть: «О Аллах! Направься к нам с благом». Сказано, что буква «ميم» - «мим» в этом слове добавленная, ведь арабы в конце слова часто добавляют эту букву, например, они говорят: «زرْقُم» - «очень синий».

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме