Суббота 05 декабря 2020 г.
Фаджр
06:33
Восход
08:58
Зухр
12:32
Аср
14:10
Магриб
15:58
Иша
18:00
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статьи

Завещание Али (да будет доволен им Аллах)

Завещание Али (да будет доволен им Аллах)

عن كُمَيْلِ بنِ زياد النخعي قال: "أخذ أمير المؤمنين علي بن أبي طالب رضي الله عنه بالكوفة بيدي، فأخرجني حتى انتهينا إلى ناحية الجبَّانةِ، فلما أصحَرْنا جلَسَ، ثم تنفَّس الصُّعداءَ، ثم قال: "يا كُمَيْلُ بنَ زيادٍ، إن هذه القلوبَ أَوْعيةٌ، فخيرُها أوعاها، فاحفَظْ عني ما أقولُ لك: الناس ثلاثةٌ: فعالمٌ ربَّانيٌّ، ومتعلِّمٌ على سبيلِ نجاةٍ، وهَمَجٌ رَعاعٌ أتباعُ كلِّ ناعقٍ، مع كلِّ ريحٍ يميلون، لم يَسْتَضيئوا بنور العلم، ولم يَلْجؤوا إلى ركنٍ وثيقٍ

يا كُمَيْلُ، العلمُ خيرٌ من المالِ؛ العلمُ يَحرسُك وأنت تَحرُسُ المالَ، والعِلمُ يزكو على الإنفاقِ، والمالُ تَنقُصُه النفقةُ، ومَنفعَةُ المالِ تزولُ بزوالِه

يا كُمَيْلُ، محبةُ العالمِ دينٌ يُدانُ بها، العلم يُكسِبُ العالمَ الطاعةَ لربِّه في حياتِه، وجميلَ الأُحدوثةِ بعدَ وفاتِه، وصَنيعةُ المالِ تزولُ بزوالِه، والعلمُ حاكمٌ والمالُ محكومٌ عليه.

يا كُمَيْلُ، ماتَ خزَّانُ الأموالِ وهم أحياءٌ، والعلماءُ باقون ما بَقِيَ الدَّهرُ، أعيانُهم مفقودةٌ، وأمثالُهم في القلوبِ موجودةٌ؛ هَا إنَّ ها هُنَا - وأشار بيدِه إلى صدرِه – لعلمًا جمًّا لو أَصَبْتُ له حَمَلَة، ثم قال: بلى أصبْتُه لَقِنًا غيرَ مأمونٍ عليه، يستعملُ آلة الدينِ للدنيا، ويَستظهِرُ بحججِ اللهِ على أوليائِه، وبنعمِه على عبادِه، أو منقادًا لأهلِ الحقِّ لا بصيرةَ له في أحنائه، يَنْقدِحُ الشكُّ في قلبِه بأولِ عارضٍ من شبهةٍ، لا إلى هؤلاء، ولا إلى هؤلاء، أو منهومًا باللذَّات، سلسَ القياد للشهواتِ، أو مغرمًا بجمعِ الأموال والادِّخار، ليسَا من دعاة الدينِ في شيءٍ، أقربُ شبهًا بهما الأنعامُ السائمةُ، كذلك يموتُ العلم بموتِ حامليه"

ثم قال: "اللهم بلَى، لا تخلو الأرضُ من قائمٍ للهِ بحجةٍ إما ظاهرًا مشهورًا، وإما خائفًا مغمورًا؛ لئلا تبطُلَ حججُ اللهِ وبيّناتُه، وكم وأين أولئك؟! أولئك واللهِ هم الأقلُّون عددًا، والأعظمون عند الله قدرًا، بهم يدفع اللهُ عن حججِه؛ حتى يؤدوها إلى نظرائِهم؛ ويزرعوها في قلوب أشباهِهم، هجَم بهم العلمُ على حقيقةِ الأمرِ- فباشروا روحَ اليقين، فاستسهلوا ما استَوْعَرَ منه المُتْرفُون، وأَنِسُوا بما استَوْحَشَ منه الجاهلون، وصحبوا الدنيا بأبدان أرواحها معلَّقة بالمنظرِ الأعلى

يا كميلُ، أولئك خلفاءُ اللهِ في أرضِه، ودعاتُه إلى دينِه، هَاهْ، هَاهْ شوقًا إلى رؤيتِهم، وأستغفِرُ اللهَ لي ولك، إذا شئت فقُمْ"

أخرجه أبو نعيم في الحلية (1/80)، والخطيبُ البغدادي في الفقيه والمتفقه (1/182 - 183 رقم 176)، والمزي في تهذيب الكمال (24/220). وفي جامع الأحاديث (29/ 276) للسيوطي عزاه لابن الأنباري في المصاحف، والمرهبي في العلم، ونصر في الحجة، وأبو نعيم في الحلية، وابن عساكر. انظر: تاريخ بغداد (6/379) الخطيب البغدادي، تاريخ دمشق (14/18) لابن عساكر، تهذيب الكمال (24/220) للمزي، تذكرة الحفاظ (1/ 11) للذهبي، صفة الصفوة (1/329) لابن الجوزي، وكنز العمال10/477

Кумейль бин Зияд Ан-Нахаи сказал: «В Куфе правитель правоверных Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) взял меня за руку и повёл за собой в сторону кладбища и, когда мы оказались на пустыре, он сел и, тяжело вздохнув, сказал: «О Кумейль бин Зияд! Воистину сердца – это сосуды, лучший из них самый большой. Запомни, что я скажу тебе: люди это либо божьи учителя, либо ученики на пути к спасению, либо бездушные, безмозглые мелкие мухи, следующие за каждым вопящим, идущие туда, куда дует ветер. Они не озаряются светом знания, и у них нет надёжной опоры.

О Кумейль! Знания лучше богатств: знания охраняют тебя, а богатства охраняешь ты сам. Знания прибавляются, когда тратишь их, а богатство при тратах уменьшается, а польза богатства завершается при утрате.

О Кумейль! Любовь к учёному - это поклонение, за которое будет награда. Знания даруют учёному при жизни поклонение Господу его и красивую память о нём после его смерти, а польза богатства проходит с его уходом. Знание – правитель, а богатство – управляемое.

О Кумейль! Хранители богатств мертвы уже при жизни, а учёные живы пока существует этот мир, тела их истлели, но образы их в сердцах живут. Воистину здесь (и он указал на грудь свою) огромные знания, о если бы я мог кому-то их передать! Только я нашёл смышлёного, он оказался ненадёжным, ведь он использует религию как инструмент для мирского и побеждает доводами Аллаха угодников Его, Его благами рабов Его. Либо я встречаю покорного обладателя истины, но не сведущего о всех её сторонах, и сомнение проникает в сердце его при первом недоумении. Ни тот ни другой не подходят. Или жаждущий удовольствия, устремляющийся за страстями. Или погрязший в накоплении и хранении богатств. Никакого отношения не имеют они к проповедникам веры, больше всего похожи они на пасущийся скот. Вот так со смертью несущих знания умрёт и само знание.

О Аллах! Несомненно, на Земле всегда есть поборник истины либо явный и известный, либо скрытый и неизвестный, дабы не исчезли доводы Аллаха и Его доказательства, сколько их и где они!? Клянусь Аллахом, они малочисленны, но степень их велика перед Аллахом. Через них Аллах защищает доводы Свои, пока не передадут они их себе подобным, и не посеют их в сердца похожих на них. Ведёт их знание к сути веры, и достигают они высшую ступень убеждённости, ибо для них легко то, что возгордившиеся считают тяжёлым, они находят общение в том, что для невежд кажется одиночеством, телами они в мирской жизни, а души их устремлены к Высочайшему собранию.

О Кумейль! Это наместники Аллаха на Земле Его и призывающие к вере Его. О! О, как хочу увидеть я их! Я прошу прощения у Аллаха за себя и тебя, и если хочешь, то иди».

Приводит Абу Нуейм в книге «Украшение угодников» 1/80, Аль-Хатыб багдадский в книге «Факих и обучающийся» 1/182-183 №176, Аль-Миззи в книге «Исправление полного сборника» 24/220 и Ас-Суюты в сборнике хадисов 29/276.

قال الشافعي رحمه الله:

أَأَنثُرُ دُرّاً بَينَ سارِحَةِ البَهمِ

وَأَنظِمُ مَنثوراً لِراعِيَةِ الغَنَمِ

لَعَمري لَئِن ضُيِّعتُ في شَرِّ بَلدَةٍ

فَلَستُ مُضيعاً فيهِمُ غُرَرَ الكَلِم

لَئِن سَهَّلَ اللَهُ العَزيزُ بِلِطفِهِ

وَصادَفتُ أَهلاً لِلعُلومِ وَلِلحِكَم

بَثَثتُ مُفيداً وَاِستَفَدتُ وِدادَهُم

وَإِلّا فَمَكنونٌ لَدَيَّ وَمُكتَتِم

وَمَن مَنَحَ الجُهّالَ عِلماً أَضاعَهُ

وَمَن مَنَعَ المُستَوجِبينَ فَقَد ظَلَم

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:

Метать ли мне жемчуга перед пасущимся скотом?

Слагать ли мне стихи пастушку овец?

Клянусь жизнью своей! Коль суждено пропасть мне в худшей стране,

Не растрачу я среди них лучшие слова,

Если позволит Великий Аллах по милости Своей,

И обрету я достойных для знаний и мудрости,

Раздам им знания и взамен обрету их признание,

Если нет, то останутся они при мне сокрытыми и спрятанными.

Кто передаёт знания невеждам, утрачивает их,

А кто лишает их заслуживающих – совершает великий грех!

Хадис №195.

قال علي رضي الله عنه: قصم ظهري رجلان: عالم متهتك، وجاهل متنسك.

إحياء علوم الدين

Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Сломали хребет мой два человека: нечестивый учёный и религиозный невежда». Приводится в книге «Воскрешение религиозных знаний».

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме