"وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا "
«И предписал Господь твой поклоняться только Ему и к родителям благонравие. Если достигнет один из них или оба преклонного возраста, то не говори им: «Уф!» и не кричи на них, а говори им слово благородное». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 23 аят.
Смысл данного благородного аята очевиден – почитание родителей, которое стоит на втором месте после поклонения Всевышнему Аллаху. Начинается оно с благонравия к ним, запрета на повышение голоса при общении с ними и заканчивается повелением говорить им только благое – то, что не навредит их достоинству.
Рассмотрим Слово Всевышнего Аллаха:
«فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ»
«… то не говори им: «Уф!»
В этом аяте божественный запрет направлен для всех детей мужского и женского пола, не говорить своим родителям слово «уф». Здесь на ум приходят два вопроса: подразумевает ли запрет только слово «уф» или распространяется и на другое, и почему было выбрано только это слово, хотя есть много других синонимов?
Ответ на первый вопрос.
Смысл в том, что запрещено причинять зло родителям в любых проявлениях: словом, делом и отношением, то есть всё, что выводит детей из понятия почитания родителей. Слово «уф» в данном случае используется в качестве символа непокорности и отсутствия почитания родителей и это наименьшее из пренебрежительного отношения к ним.
Ответ на второй вопрос.
1. Слово «уф» - это существительное, являющееся по смыслу глаголом настоящего времени и означает «я сержусь», то есть в аяте имеется ввиду смысл «Не говори им: «Я рассержен!» Существительное может указывать на действие, но без временной привязки, в отличие от глагола мудари’, который указывает на настоящее и будущее времена, поэтому Аллах использует существительное «уф», а не глагол «я сержусь», чтобы показать, что раздраженность и недовольство родителями запретно в любое время.
2. Раздраженность бывает разной степени. И раздражение, и утомлённость, выраженное словом «уф», является наименьшей степенью сердитости и самым слабым из дурных слов. Запрет на слабейшее и малейшее указывает на то, что совершение более тяжкого проступка тем более запрещено.
3. Слово «أُفٍّ» - «уф» состоит из трёх букв: «хамзы» и двух «фа», потому что «фа» с шаддой, поэтому содержит две буквы. По правилам арабского языка и правилам таджвида у каждой буквы арабского алфавита есть своя артикуляция и качества, что отражается в смысле слов. В арабском языке самой сильной буквой является буква «ط» - «т’а», а самая слабая буква «ف» - «фа», потому что это глухой, мягкий, открытый звук, формирующийся на кончике языка и губы. Эта слабость повторяется дважды, потому что буква «ف» - «фа» повторяется дважды. Если запрещено самое слабое негодование то, что ты скажешь о сильном?! У буквы «хамза» средняя сила, потому что она звонкая и сильная и это удивительный подбор букв, указывающий на запретность слабого и сильного негодования.
4. По артикуляции буква «хамза» глубоко горловая, а буква «ف» - «фа» губная и здесь тоже можно обнаружить чудесный коранический знак: воистину, негодование в отношении родителей запрещено вне зависимости остаётся ли это сокрытым в горле или проявляется в словах.
Это то, что я обнаружил в лексических чудесах Кур’ана, и только Аллах Всезнающий и Мудрый.
Шейх Абдурраззак Абдуррахман Ас’ад Ас-Са’ди
Профессор Болгарской исламской академии – Россия, Татарстан
Профессор Международного университета исламских наук – Иордания
Профессор Международного исламского университета в Малайзии.