Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Земной поклон при прочтении Благородного Кур’ана

Земной поклон при прочтении Благородного Кур’ана
Благородный Кур’ан – это достохвальное писание Всевышнего Аллаха, низведённое Аллахом Его Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в виде откровения. Через аяты Благородного Кур’ана всему человечеству ниспослан совершенный путь, упорядочены все дела человека – мужчины и женщины в их поклонении, даны решения экономических, социальных, политических, нравственных проблем, в нём подробно рассматриваются семейные взаимоотношения и многие другие вопросы.

В Кур’ане есть такие аяты, прочитав которые, следует совершить земной поклон Аллаху –Господу Миров, выполняя божественное веление, при этом принося боль и страдание Сатане, которому Аллах приказал совершить земной поклон перед Адамом, но он отказался это сделать. Этот земной поклон в шариатской терминологии был назван «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения». Это отдельное поклонение, малоизвестное многим мусульманам, так как оно не связано с обычной молитвой, исполняемой верующими. Поэтому исламский фикх подробно разъясняет правила этого земного поклона. В данном вопросе фикх опирается на достоверные пророческие хадисы, которые точно описывают форму совершения этого поклона, сообщают о шариатских условиях его исполнения, основных положениях, желательных действиях и молитвах, произносимых во время его совершения. Все эти положения подробно рассмотрены в данном исследовании, в ходе которого были изучены древнейшие тафсиры, хадисы и основные труды по фикху. Аллах податель успеха!

Ключевые слова: земной поклон, ат-тилява, правила, условия и основы.

Определение земного поклона.

1.Лексическое значение.
«السُّجُودُ» - «ас-суджуд» это масдар трёхбуквенного не добавленного глагола «سجَدَ يَسجُد» - «саджада – ясджуду» по форме глагола «خرَجَ يَخرُج ، خروجًا» - «хараджа – яхруджу – хуруджан». «السُّجُودُ» - «ас-суджуд» - покорность, унижение. Говорится «سَجَدَ الرَّجُلُ» - «саджада ар-раджуль», то есть человек склонил голову и согнулся. «سَجَدَ الْبَعِيرُ» - «саджада аль-баир», то есть склонил голову верблюд, чтобы сели на него. «سَجَدَ الْمُصَلِّي» - «саджада аль-мусалли» - «Совершил суджуд молящийся», то есть он склонил голову к земле, поклоняясь Всевышнему Аллаху. Говорится «الرَّجُلُ سَاجِدٌ» - «ар-раджуль саджид» - «мужчина в земном поклоне»; «الْمَرْأَةُ سَاجِدَةٌ» - «аль-мар’а саджида» - «женщина в земном поклоне»; «الْقَوْمُ سُجَّدٌ وَ سُجُودٌ» - «аль-каум суджад ва суджуд» - «люди в земном поклоне». Всевышний Аллах сказал о пророке Юсуфе: «وَرَفَعَ أَبَوَيْهِ عَلَى الْعَرْشِ وَخَرُّوا لَهُ سُجَّدًا» - «И усадил Юсуф родителей своих на трон, и пали они перед ним в земной поклон». Сура «Юсуф», 100 аят. То есть родители Юсуфа и его братья совершили земной поклон уважения, а не поклонения. Сказано, что буква «اللَّامُ» - «ал-лям» в слове «لَهُ» - «ляху» - «перед ним» служит для обоснования причины поклона, а местоимение «ه» относится ко Всевышнему Аллаху. Таким образом, смысл аята заключается в том, что братья и родители Юсуфа совершили земной поклон перед Аллахом в благодарность за то, что он вновь собрал их воедино, принял их покаяние и простил их грех, и причиной всего этого послужил Юсуф, мир ему.

От слова «السُّجُودُ» - «ас-суджуд» формируется слово «الْمَسْجِدُ» - «аль-масджид» - «мечеть», во множественном числе «الْمَسَاجِدُ» - «аль-масаджид» - «мечети», то есть это место совершения земного поклона.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«وجعلت لي الأرض مسجدا وطهورا» - «И была создана Земля для меня мечетью и очищением».

Всевышний Аллах сказал:
«وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ اللَّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ»
«И кто несправедливее запрещающего в мечетях Аллаха упоминать имя Его». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 114 аят.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:
«وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا»
«И воистину мечети принадлежат Аллаху, и не призывайте наравне с Аллахом никого». Сура «Аль-Джинн», 18 аят. [1]

2. Шариатский термин.

«السُّجُودُ» - «ас-суджуд» в исламской юриспруденции означает действие, когда человек склоняется к земле, прикасаясь к ней лбом, носом, руками, коленями, пальцами ног, и это один из фардов молитвы [2]. Сообщает Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «أُمرتُ أن أسجد على سبعة أعظُمٍ: على الجبهة وأشار بيده على أنفه واليدين، والركبتين، وأطراف القدمين، ولا نكفتُ الثياب والشعر»
«Мне было велено совершить земной поклон семью костями: лбом (и он указал на свой нос), двумя руками, двумя коленями, и пальцами ног, и не держать одежду и волосы». Хадис муттафак, в риваяте Аль-Бухари «أُمِرْنَا» - «Было велено нам». [3]

Определение слова «التِّلَاوَةُ» - «ат-тилява»

1.Лексическое значение

«التِّلَاوَةُ» - «ат-тилява» это масдар глагола «تَلَا يتلُو» - «таля, ятлю», то есть читать. Говорится: «تلوتُ القُرآنَ تِلاوَةً» - «Таляуту Аль-Кур’ана тиляватан» - «Я читал Кур’ан».

«التِّلَاوَةُ» - «ат-тилява» имеет другое значение – следовать. Как в Слове Всевышнего Аллаха:
«الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَتْلُونَهُ حَقَّ تِلَاوَتِهِ أُولَٰئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ ۗ وَمَن يَكْفُرْ بِهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ»
«Те, кому Мы дали Писание, истинно за ним следуют - они уверовавшие в него, а кто не верует в него - потерпевшие убыток». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 121 аят. То есть верующие следуют и беспрекословно соблюдают Писание.

В хадисе о наказании в могиле Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: إن المنافق إذا وضع في قبره سُئلَ عن محمد صلى الله عليه وسلم، وما جاء به، فيقول: لا أدري، فيُقال: لا دَرَيْتَ ولا تَلَيتَ ولا اهتَدَيتَ
«Воистину, когда лицемера уложат в могилу, его спросят о Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) и с чем он пришёл, и ответит он: «Я не знаю». Ему будет сказано: «Ты не знал и не читал, и не шёл праведным путём». Здесь слово «تَلَيتَ» - «таляйта» идёт с буквой «йа», это для звукового соответствия со словом «دَرَيْتَ» - «дарайта», а на самом деле это слово звучит как «تَلَوتَ لا» - «таляута», то есть ты не читал и не изучал [4].

2. Шариатский термин.
«التِّلَاوَةُ» - «ат-тилява» - это чтение благородного Кур’ана с соблюдением особых правил, которые называются «правила таджвида».

Виды «التِّلَاوَةُ» - «ат-тилява».

Учёные таджвида делят «ат-тилява» - чтение благородного Кур’ана на три вида: ат-тартиль, аль-хадр и ат-тадвир.

Ат-Тартиль наилучший из трёх видов чтения. В терминологии кариев означает спокойное, обдуманное чтение Кур’ана и именно так он был низведён. Всевышний Аллах сказал:
«وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ»
«И разделили Мы Кур’ан, чтобы ты прочёл его людям постепенно». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 106 аят.

Всевышний Аллах сказал:
«وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلً»
«И читай Кур’ан по тартилю». Сура «Аль-Музаммиль» - «Завернувшийся», 4 аят. Имам Али (да возвысит Аллах лик его) разъяснил, что тартиль - это таджвид букв и знание того, где чтецу необходимо сделать остановку. Таджвид букв означает их правильное произношение с соблюдением всех их качеств, связанных с твёрдым и мягким произношением звуков, а также других правил.

Аль-Хадр – более ускоренное чтение с соблюдением правил таджвида. При таком виде чтения следует остерегаться проглатывания букв, пропуска назализации, протяжек и других правил.

Ат-Тадвир – среднее между ат-тартиль и аль-хадр. Читающий благородный Кур’ан может выбрать в соответствии со своим состоянием, или темпераментом один из трёх видов чтения.

Исходя из вышесказанного становится понятно, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» - это земной поклон, совершаемый прочитавшим или услышавшим один из определённых аятов при котором должен совершаться этот поклон.

Законность «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения».

Всевышний Аллах предписал рабам Своим совершать земной поклон после прочтения аятов, в которых идёт речь о земном поклоне, для укрепления богобоязненности, для того, чтобы люди больше чувствовали потребность в Аллахе, Велик Он и Всесилен, чтобы заставить плакать врага Аллаха – Сатану и для других благих целей и духовных выгод. На предписание совершения «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения» указывает Слово Всевышнего Аллаха:
«إِنَّ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ مِن قَبْلِهِ إِذَا يُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ يَخِرُّونَ لِلْأَذْقَانِ سُجَّدًا. وَيَقُولُونَ سُبْحَانَ رَبِّنَا إِن كَانَ وَعْدُ رَبِّنَا لَمَفْعُولًا. وَيَخِرُّونَ لِلْأَذْقَانِ يَبْكُونَ وَيَزِيدُهُمْ خُشُوعًا»
«Воистину обладатели знания до него, когда им читают Кур’ан, то они падают ниц на подбородки и говорят: «Свят Господь наш! Воистину выполняется обещание Господа нашего!» Плача, падают они ниц на подбородки, и усиливает он их богобоязненность». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 109 аят.

Законность «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения» подтверждается пречистой пророческой сунной. Доводится от великого сподвижника Абдуллы бин Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочёл суру «Ан-Наджм» - «Звезда» и совершил земной поклон, а за ним совершили его те, кто были с ним» [5]. Абу Рафи’ сказал: «Я исполнял ночную молитву с Абу Хурейрой и он, читая суру «Аль-Иншикак» совершил земной поклон. Я спросил его: «Что это?» Он ответил: «Я совершал так земной поклон в этом месте за Абу Аль-Касимом (да благословит его Аллах и приветствует) и я не перестану совершать этот земной поклон, пока я его не встречу» [6]. Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал, что, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал Кур’ан и читал суру, в которой было упоминание о саджда, он совершал земной поклон, а мы все совершали земной поклон вслед за ним так, что некоторые из нас не могли найти свободное место для своего лба[7].

Большинство учёных считает, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» предписан в молитвах, читаемых вслух и шёпотом, вне зависимости обязательная ли это молитва или дополнительная, и это предпочтительное мнение. Но при коллективной молитве, исполняемой шёпотом, чтобы не вызывать смятения среди верующих неожиданным земным поклоном, имаму необходимо перед молитвой напомнить верующим, что во время неё надо будет совершить «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» [8].

Достоинства «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения».
«سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» - это поклонение Всевышнему Аллаху, совершаемое после прочтения благородного Кур’ана. Достоинства его велики и награда за него огромная, достаточно того, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» вредит Сатане. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إذا قَرأ ابنُ آدمَ السَّجدةَ فسجد،اعتزلَ الشَّيطانُ يبكي يقول يا وَيْلَهُ، أُمِرَ بالسُّجودِ فسجَدَ؛ فله الجنَّةُ، وأُمِرْتُ بالسُّجود فعصيْتُ؛ فلِيَ النَّار» - «Когда сын Адама читает аят с садждой и совершает его, Сатана отдаляется и рыдает, стеная: «О горе мне! Ему было велено совершить земной поклон, и он совершил его, и за это ему Рай, мне было велено совершить земной поклон, но я ослушался, и меня ожидает Ад» [9].

Законодательно-нормативный статус «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения».

Среди факихов есть несколько мнений относительно статуса «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения».Ханафиты считают, что «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения» и кивок, который его заменяет, является ваджиб, исходя из вышеприведённого хадиса от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).

Среди маликитов есть разные мнения относительно статуса «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения». Ибн Атауллах и Ибн Аль-Факихани считают, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» - сунна для совершеннолетнего, здравомыслящего человека, и это мнение большинства маликитов. Аль-Баджи, Ибн Аль-Катиб и Ибн Аль-Хаджиб считают, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» желателен для совершеннолетнего, здравомыслящего человека. Все маликиты едины во мнении, что для ребёнка, не достигшего совершеннолетия «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» желателен. В молитве совершать «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» - необходимо, и это тоже единое мнение маликитов.

Шафииты и ханбалиты считают, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» - утверждённая сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не ваджиб, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не всегда исполнял его. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) была прочитана сура «Ан-Наджм» - «Звезда», и он не совершил земной поклон.

Количество земных поклонов чтения.
В благородном Кур’ане всего пятнадцать земных поклонов чтения в четырнадцати сурах. Ниже они приводятся в кораническом порядке.
1. Сура «Аль-А’раф» (порядковый номер суры 7), аят 206.
2. Сура «Ар-Ра’д» (порядковый номер суры 13), аят 15.
3. Сура «Ан-Нахль» (порядковый номер суры 16), аят 49.
4. Сура «Аль-Исра» (порядковый номер суры 17), аят 107.
5. Сура «Марьям» (порядковый номер суры 19), аят 58.
6. Сура «Аль-Хадж» (порядковый номер суры 22), аят 18.
7. Сура «Аль-Хадж» (порядковый номер суры 22), аят 77.
8. Сура «Аль-Фуркан» (порядковый номер суры 25), аят 60.
9. Сура «Ан-Намль» (порядковый номер суры 27), аят 26.
10. Сура «Ас-Саджда» (порядковый номер суры 32), аят 15.
11. Сура «Сод» (порядковый номер суры 38), аят 24.
12. Сура «Фуссылят» (порядковый номер суры 47), аят 37.
13. Сура «Ан-Наджм» (порядковый номер суры 53), аят 62.
14. Сура «Аль-Иншикак» (порядковый номер суры 84), аят 21.
15. Сура «Аль-Аляк» (порядковый номер суры 96), аят 16.

Среди учёных есть разные мнения относительно аятов, после прочтения которых следует совершить земной поклон.Ханафиты считают, что в благородном Кур’ане четырнадцать мест земного поклона: конец суры «Аль-А’раф», сура «Ар-Ра’д», сура «Ан-Нахль», сура «Аль-Исра», сура «Марьям», первый аят с саджда суры «Аль-Хадж», сура «Аль-Фуркан», Сура «Ан-Намль», сура «Ас-Саджда», сура «Сод», сура «Фуссылят», сура «Ан-Наджм», сура «Аль-Иншикак» и сура «Аль-Аляк». Они говорят, что во втором месте суры «Аль-Хадж», не надо совершать земной поклон.

Шафииты и ханбалиты тоже считают, что в благородном Кур’ане четырнадцать мест земного поклона, но они говорят, что в двух местах суры «Аль-Хадж» надо совершать земной поклон, а после прочтения 24 аята суры «Сод» не надо совершать земной поклон, так как в нем сообщается о земном поклоне пророка Божьего Дауда, но нет в ней повеления совершать его.

По мнению маликитов, в благородном Кур’ане одиннадцать земных поклонов: конец суры «Аль-А’раф», сура «Ар-Ра’д», сура «Ан-Нахль», сура «Аль-Исра», сура «Марьям», первый аят с саджда суры «Аль-Хадж», сура «Аль-Фуркан», Сура «Ан-Намль», сура «Ас-Саджда», сура «Сод», и сура «Фуссылят». По мнению маликитов, не надо совершать земной поклон после прочтения второго аята с саджда суры «Аль-Хадж», в сурах «Ан-Наджм», «Аль-Иншикак» и «Аль-Аляк».

Цифровые значения первого и последнего земного поклона в благородном Кур’ане.

Первый земной поклон чтения, который встречается читающему благородный Кур’ан – последний 206 аят суры «Аль-А’раф». Последний земной поклон чтения в благородном Кур’ане - аят под номером 19 – это последний аят суры «Аль-Аляк». При сложении этих двух цифр общее число будет равно 225, и если эту цифру поделить на 15 - общее количество саджда, то получается цифра 15. То есть 206+19=225:15=15. Это указывает на то, что в благородном Кур’ане пятнадцать земных поклонов. Аяты с саджда расположены в конце сур: «Аль-А’раф», «Ан-Наджм», и «Аль-Аляк», в других сурах они расположены в середине сур.

Условия, обязательные и желательные действия при совершении «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения».

При совершении «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения» соблюдаются те же требования и действия как и при совершении земного поклона во время молитвы. Условия «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения»: отсутствие большого и малого осквернения; чистота тела, одежды и места; направление на кыблу.

Обязательные действия (рукн) «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения»: намерение совершить «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» для имама, молящегося за имамом и молящемуся самостоятельно, намерение обязательно для имама и желательно для молящегося за ним; открытое лицо; земной поклон совершается на семь частей тела: лоб, две руки, два колена, две стопы. Шафииты считают, что у «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения», совершаемого вне молитвы есть четыре обязательных действия: намерение, такбир ихрам, земной поклон и приветствие.

Желательные (мустахаб) действия «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения» включают в себя расставление рук дальше от боков, а туловища от бёдер и направление пальцев ног и рук в сторону кыблы.

Как совершается «سجود التلاوة» - «земной поклона чтения»?

Все факихи едины во мнении, что достаточно одного земного поклона для «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения». Большинство учёных считает, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» совершается между двумя такбирами: первый такбир - человек опускается на землю для поклона и второй - он поднимает голову из поклона. Ниже приводятся мнения учёных относительно совершения «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения».

Ханафиты считают, что два такбира желательны (мустахаб), и если человек совершит земной поклон без них, то поклон будет правильным. Прочитав аят с саджда, человек встаёт, произносит такбир без поднятия рук и опускается в поклон.

Маликиты считают, что «земной поклон чтения» подобен земному поклону молитвы, поэтому имеет те же условия, но «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» выполняется без такбира ихрама. Если человек хочет совершить «سجود التلاوة» - «земной поклона чтения», он встаёт, намеревается совершить эту сунну, поднимает руки с такбиром и совершает земной поклон. Поднявшись из земного поклона, он не даёт приветствия и не совершает земной поклон из положения сидя.

Шафииты говорят, что «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» может совершаться как в ходе молитвы, так и вне молитвы. Если человек, будь то имам, исполняющий молитву за имамом или самостоятельно, прочтёт в молитве аят с саджда, он совершает земной поклон и встаёт. После этого он может сразу совершить поясной поклон, может прочесть аяты Корана, потом совершить земной поклон молитвы. В этом случае человек может сделать отдельное намерение на совершение поклона чтения. Но оно должно быть совершено исключительно сердцем, про себя. После совершения земного поклона чтения в молитве, человек должен сразу встать для продолжения молитвы, не садясь после поклона.


Некоторые шафииты считают, что нет необходимости в произнесении намерения при совершении «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения». Они также считают, что не надо произносить вступительный такбир как в молитве. По их мнению, при совершении данного поклона достаточно произнести такбир без поднятия рук, так как при совершении земного поклона молитвы, руки тоже не поднимаются. Человек, совершив земной поклон, произносит такбир и встаёт для продолжения молитвы. Желательно, поднявшись, прочесть ещё что-то из Кур’ана в положении кыяма, но дозволительно совершить поясной поклон, ничего не прочитав из Кур’ана, если он прочёл суру «Аль-Фатиха» перед «سجود التلاوة» - «земным поклоном чтения».

Если человек желает совершить «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» вне молитвы, он делает намерение на это, в таком случае желательно произнести это намерение языком. После намерения он произносит такбир ихрама, подняв руки до уровня плеч, точно так же, как он делает это, приступая к исполнению молитвы. Затем он произносит такбир, не поднимая рук для земного поклона, и совершает один земной поклон, такой же как в молитве. Произнеся такбир, он поднимает голову, садится и совершает приветствие, как при завершении молитвы, но без чтения ташаххуда.

Ханбалиты считают, если человек желает совершить «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения», он произносит такбир для земного поклона и не произносит такбир ихрама, даже если он совершает «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» вне молитвы. Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал: كان رسولُ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم يقرأُ علينا القرآنَ فإذا مرَّ بالسَّجدةِ كبَّر وسجد وسجدنا معه - «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), читая нам Кур’ан, прочитывал аят с саджда, он произносил такбир и совершал земной поклон, а мы совершали его вслед за ним».

Таким образом, совершив земной поклон, произнеся такбир, человек поднимает голову и садится, если это вне молитвы и даёт одно приветствие на правую сторону. Если он совершает «سجود التلاوة» - «земной поклон чтения» в молитве, то он сразу поднимается на ноги и не сидит после земного поклона.

Что желательно произносить в «سجود التلاوة» - «земном поклоне чтения»?

При совершении «سجود التلاوة» - «земного поклона чтения» желательно произносить такой же трёхкратный тасбих, как в земном поклоне молитвы:
«سبحان ربي الأعلى وبحمده» - «Свят Господь мой Величайший и хвала Ему».

Возвеличивание Всевышнего Аллаха является сунной, как следует со слов матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах): Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, совершая земной поклон чтения: سجدَ وجهي للَّذي خلقَه، وشقَّ سمعَه وبصرَه بحولِهِ وقوَّتِه، فتبارَكَ اللهُ أحسنُ الخالِقين - «Совершил лик мой земной поклон тому, кто сотворил его, и прорезал слух его и зрение силою Своей и мощью, и велик Аллах – наилучший из творцов» [10].

Другой вариант желательной молитвы:
«سجد وجهيَ للذي خلقه وصوره وشَقَّ سمعه وبصره وأحسن خلقه بحوله وقوته»
«Совершил лик мой земной поклон тому, кто сотворил его, и украсил, и прорезал слух его и зрение и прекрасно сотворил его силою Своей и мощью».

Рекомендуется читать молитву, которую приводит Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах): كنت عند النبي صلى الله عليه وسلم، فأتاه رجلٌ فقال: إنِّي رأيتُ البارحةَ فيما يرى النائم كأني أُصلي إلى أصل شجرة، فقرأتُ السجدةَ، فسجدتُ، فسجدتْ الشجرةُ سجودي، فسمعتها تقول "اللهم احْطُطْ عنّي بها وِزْرا، واكتُبْ لي بها أجرا، واجعلها لي عندكَ ذُخرا"، قال ابن عباس: "فرأيتُ النبي صلى الله عليه وسلم قرأ السجدة، فسجدَ، فسمعتُه يقول في سجوده مثلَ الذي أخبرهُ الرجلُ عن قول الشجرة - «Я был у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда к нему пришёл один человек и сказал: «Воистину я видел этой ночью то, что видит спящий, как я молился у ствола дерева и прочёл аят с саджда. Я совершил земной поклон и дерево поклонилось вместе со мной, и я услышал, как оно сказало: «О Аллах! Сотри мне им (поклоном) грех, и запиши мне им награду, и сделай его мне у Тебя запасом». Ибн Аббас сказал: «Я видел, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочёл аят с саджда, совершил земной поклон и я услышал, как он сказал в земном поклоне то, что сообщил тот человек о мольбе дерева» [11].

Имам Ан-Навави сказал: «ويستحب أن يقول في سجوده: "سجد وجهي للذي خلقه وصوره وشق سمعه وبصره بحوله وقوته". وأن يقول: "اللهم اكتب لي بها عندك أجرا واجعلها لي عندك ذخرا، وضع عني بها وزرا، واقبلها مني كما قبلتها من عبدك داود عليه السلام". ولو قال ما يقول في سجود صلاته جاز، ثم يرفع رأسه مكبرا كما يرفع من سجود الصلاة - «И желательно, чтобы человек произнёс в земном поклоне: «Совершил лик мой земной поклон тому, кто сотворил его, и украсил, и прорезал слух его и зрение силою Своей и мощью». Или сказал: «О Аллах! Запиши мне им награду у Тебя, и сделай его мне у Тебя запасом, и сотри мне им грех, прими его от меня как принял Ты его от раба Твоего Дауда (мир ему)». Можно сказать, то же, что он говорит в земном поклоне молитвы. Затем он, как в молитве, ему следует поднять головуот земли, произнося такбир».

Дополнительные вопросы по «سجود التلاوة» - «земному поклону чтения»

1. Кивок заменяет земной поклон тем, кто не может его совершить: больным, пассажирам транспортного средства или тем, кто верхом и тоже не может совершить его.
2. Молящемуся, который прочёл аят с саджда во время молитвы можно совершить поклон и подняться. Ему также разрешается совершить намерение на поклон чтения.
3. Если имам прочёл аят с саджда и не совершил его, исполняющему молитву за имамом нельзя самому совершать земной поклон, потому что запрещено совершать действия, которые не совершает имам.

Источники и литература.

1. Толковый словарь Ибн Манзур «Язык арабов», и толковый словарь Файрузабади «Океан», раздел «سجد».
2. Кувейтская энциклопедия фикха, первое издание, Египет, издательство «Чистота», 24 том, стр. 212-224, с сокращениями.
3. Приводит Аль-Бухари в книге «Как исполняется молитва», глава «Земной поклон на нос», и главе «Земной поклон на семь частей тела», Муслим в книге «Молитва», глава «Части тела земного поклона и запрет на удерживание волос, одежды, и собирания волос на голове в молитве».
4. Толковый словарь Ибн Манзур «Язык арабов», раздел «تلا».
5. «Великолепное искусство в упорядочении законов», Абу Бакр Аль-Касани, второе издание, Бейрут, издательство «Научная книга», 1/193; «Дар Великого в толковании «Мухтасара Халиля», Мухаммад бин Илиш, Бейрут, издательство «Мысль», 1/332; «Обогащающий нуждающегося в постижении смысла слов «Пути», Мухаммад Аш-Ширбини, (первое издание), Бейрут, издательство «Научная книга», 1/442; «Весенний сад» комментарий к «Припасы довольствующегося», Мансур Аль-Бахути, Бейрут, издательство «Содействие» при организации «Послание», стр. 120.
6. Аль-Бухари (1067) и (1070), Муслим (576), Абу Дауд (1406), и Ан-Насаи (2/110).
7. Аль-Бухари (766), (1074) и (1078), Муслим (578), Абу Дауд (1408), и Ан-Насаи (2/161).
8. «Достижение целей», 3/121.
9. Муслим (81) и Ибн Маджа (1052).
10. Абу Дауд (1414), Ат-Тирмизи (580) и Ан-Насаи (2/222).
11. «Сад ищущих» имама Ан-Навави (1/322).
12. «Раскрытие Творца» (2/556).

Шейх Абдурраззак Абдуррахман Ас’ад Ас-Са’ди,
Профессор Болгарской исламской академии – Россия, Татарстан,
Профессор Международного университета исламских наук – Иордания,
Профессор Международного исламского университета в Малайзии
Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме