Пятница 19 апреля 2024 г.
Фаджр
02:26
Восход
05:18
Зухр
12:40
Аср
17:33
Магриб
19:56
Иша
22:10
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Праздничная молитва и правило её проведения во время пандемии коронавируса

Праздничная молитва и правило её проведения во время пандемии коронавируса

У мусульман есть еженедельный праздник – это пятница. Этот день обладает великими достоинствами, но при этом пятничный день в исламском мире не называется «عيد» - «ид» - праздник. Мусульмане отмечают два ежегодных праздника, каждый из которых наступает после выполнения одного из столпов ислама. Первый праздник - «ид аль-фитр» - праздник разговения, отмечается в первый день месяца Шавваль по завершении Рамадана. Второй праздник - «ид аль-адха» - праздник жертвоприношения, отмечается в десятый день месяца Зульхиджа, который наступает после самого важного обряда хаджа – стояния на Арафате в девятый день месяца. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хадж – это Арафат».Эти праздники из числа обрядов ислама и его прекрасных проявлений.

В силу того, что праздник - это день радости и веселья, все мусульмане имеют право прийти на исполнение праздничной молитвы и прослушивание двух проповедей, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал всех к этому. Приводится в «Сахих» Аль-Бухари от Умм Атыя: «Нам было велено в дни двух праздников выводить женщин, достигших месячных и незамужних девиц, дабы увидели они собрание мусульман и их мольбу, но женщины в состоянии месячных должны отстраниться от места моления. Одна женщина спросила: «О, Посланник Аллаха! Если у одной из нас нет джильбаба?» Он ответил: «Пусть покроет спутницу свою своим джильбабом».

Нормативность праздничной молитвы по мнению факихов

Праздничные обряды состоят из двух ракаатов молитвы и прослушивания двух проповедей после молитвы. В суннитских мазхабах есть разные мнения относительно шариатской нормативности праздничной молитвы.

По мнению ханафитов, она - ваджиб (обязательна) для тех, кто обязан исполнять пятничную молитву, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) регулярно исполнял её. Другим аргументом служит Слово Всевышнего Аллаха:

«وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ»

«…Дабы восполнили вы число дней и возвеличили Аллаха за то, что он повёл вас, и может, будете вы благодарны». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 185 аят. В аяте идёт речь о праздничной молитве.

Маликиты сказали, что праздничная молитва - сунна и ваджиб для тех мусульман, кто должен исполнять пятничную молитву, это распространяется на свободных мужчин, проживающих в городе. Исполнение праздничной молитвы не является обязанностью для тех, кто не обязан исполнять пятничную молитву как, например, женщины, - для них и для тех, кто пропустил её, она желательна к исполнению.

По мнению шафиитов, праздничная молитва сунна муаккада (усиленная), которую постоянно проводил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Ханбалиты сказали, что праздничная молитва относится к фардам кифая (общественные религиозные обязательства), аргументируя своё мнение тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и после него его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) постоянно проводили её, выполняя приказ Всевышнего Аллаха, который сказал:

«فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ»

«И помолись ради Господа своего и заколи (жертвенное животное)». Сура «Аль-Каусар», 2 аят.

Праздничный такбир

Праздничный такбир произносится следующим образом:

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ .

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляЛлах, ваЛлаху акбар, Аллаху акбар, ва лиЛляхильхамд»

«Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, нет никакого бога, помимо Аллаха, и Аллах велик, Аллах велик, и Аллаху хвала».

Время для праздничного такбира очень ограниченно в - «ид аль-фитр» - празднике разговления, потому что время для такбира наступает с заходом солнца последнего дня Рамадана и заканчивается, когда имам приступает к исполнению праздничной молитвы. В - «ид аль-адха» - празднике жертвоприношения более предпочтительным мнением является то, что время такбира наступает с рассвета девятого дня Арафа месяца Зульхиджа до захода солнца третьего дня ташрика тринадцатого дня Зульхиджы. Такбир следует читать после предписанной молитвы, после погребальной молитвы, и всё время днём и ночью, сидя и стоя, пешим и верхом, местному и путнику.

Время праздничной молитвы

Время праздничной молитвы наступает, когда солнце поднимается на высоту одного или двух копий, это приблизительно через тридцать минут после восхода солнца. Истекает время праздничной молитвы перед наступлением солнечного зенита, то есть перед наступлением времени обеденной молитвы.

Является сунной исполнять праздничную молитву «ид аль-адха» - праздника жертвоприношения сразу с наступлением её времени, чтобы паломники и другие мусульмане отправились на заклание праздничных жертвенных животных и жертвенных животных хаджа.

Является сунной исполнять праздничную молитву «ид аль-фитр» - праздника разговления позднее времени её наступления, чтобы у мусульман осталось время на выплату фитр-садака до молитвы, кто не успел выплатить в течении Рамадана, и люди успели поесть несколько фиников, разделяя тем самым день поста от праздничного дня, в который запрещено поститься. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) написал своему губернатору в Наджран Амр бин Хазм следующее послание: «Спеши с молитвой «ид аль-адха», и оттягивай молитву «ид аль-фитр», и напоминай людям (читай хутбу)».

Место проведения праздничной молитвы

Среди учёных есть несколько мнений относительно вопроса о месте проведения праздничной молитвы. Большинство учёных ханафитов, маликитов и ханбалитов считают, что проводить её в поле или любом просторном месте является сунной, кроме случаев, препятствующих этому, таким, например, как дождь, снег, или холод, в этих случаях допускается исполнение её в мечетях. В доказательство этому приводится хадис в «Сахих» Аль-Бухари от Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах): «Первое, что делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), выходя в день праздников «ид аль-адха», и «ид аль-фитр», - молитва. После неё он поворачивался к людям, а они продолжали сидеть в своих рядах, и наставлял, увещевал и приказывал им». Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Сунна - отправляться человеку к месту праздничной молитвы пешком, и отправляться на неё сунна, и не идут в мечеть только немощный и больной». Шафииты считают, что лучше исполнять праздничную молитву в больших мечетях, которые вмещают много мусульман, потому что мечети - самые лучшие и чистые места.

Призыв на праздничную молитву

Азан и икамат не предписаны на праздничную молитву, они предписаны только для пятикратных молитв. Но большинство факихов говорят, что следует призывать и приглашать мусульман на праздничные молитвы, и этот призыв выражается словами: «Общая молитва!»

Приводится в сборнике «Сахих» имама Муслима, что Джабир бин Самура (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я исполнял не один и не два раза праздничные молитвы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) без азана и икамата».

Как исполняются праздничные молитвы

По единогласному мнению учёных, праздничная молитва состоит из двух ракаатов. Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Молитва «аль-адха» - два ракаата, пятничная молитва - два ракаата, молитва «аль-фитр» - два ракаата, молитва путника - два ракаата, полные, а не сокращённые на языке вашего Пророка, и пропал тот, кто солгал».

Имам и молящиеся намереваются сердцем исполнить праздничную молитву и, по мнению большинства учёных, можно произнести:

«Я намерен исполнить праздничную молитву ради Всевышнего Аллаха».

По мнению маликитов, не предписано произносить намерение языком для праздничной молитвы. По единогласному мнению учёных, праздничные молитвы исполняются перед двумя проповедями, в отличие от пятничной молитвы, в которой две проповеди предшествуют молитве.

Праздничная молитва у ханафитов

Имам произносит первый такбир начала молитвы и сразу после него три такбира в первом ракаате, затем читает суру «Аль-Фатиха» и несколько аятов после неё, лучше всего прочесть суру «الأعلى» - «Аль-А’ля» - «Величайший». Затем с такбиром совершается поясной и два земных поклона и подъём на второй ракаат. Имам начинает его со чтения суры «Аль-Фатиха» и любой суры, но лучше прочесть суру «الغاشية» - «Аль-Гашия» - «Судный день» и после произнести три такбира, после этого совершается поясной поклон и два земных. Молитва завершается приветствием. В первом ракаате произносится три такбира перед чтением Кур’ана, не включая первого такбира для начала молитвы, и три такбира во втором ракаате после чтения Кур’ана.

Праздничная молитва у шафиитов

Молящийся произносит первый такбир начала молитвы и после него ещё семь такбиров, затем читает суру «Аль-Фатиха» и любую суру после неё, как и у ханафитов. Во втором ракаате он произносит пять такбиров, не включая такбира подъёма на второй ракаат и затем читает Кур’ан. У шафиитов такбиры в двух ракаатах произносятся перед чтением Кур’ана.

Праздничная молитва у маликитов и ханбалитов

После первого такбира начала молитвы, молящийся произносит шесть такбиров затем читает Кур’ан. Во втором ракаате он произносит пять такбиров, помимо такбира подъёма на второй ракаат, а затем читает Кур’ан. Такбиры в двух ракаатах произносятся перед чтением Кур’ана, как и у шафиитов.

Примечание. Поднятие рук при такбирах - это сунна и не запрещено говорить между такбирами: «СубханаЛлах, вальхамду лиЛлях ва ля иляха илляЛлах, ваЛлаху акбар».

«Свят Аллах и хвала Аллаху, и нет никакого бога, помимо Аллаха, и Аллах велик».

Праздничная проповедь

Праздничная проповедь, по мнению большинства учёных-факихов ханафитов, шафиитов и ханбалитов, является сунной, желательна по мнению маликитов. Она состоит из двух частей, между которыми имам садится. Каждую проповедь имам начинает с такбира – девять в первой проповеди и семь во второй. Некоторые факихи считают, что обе проповеди следует начинать с восхваления Всевышнего Аллаха, как в пятничной проповеди. Имам-хатыб обучает мусульман в праздничной проповеди «ид аль-фитр» - праздника разговления правилам выплаты фитр-садака, а в праздничной проповеди «عيد الأضحى» - «ид аль-адха» - праздника жертвоприношения правилам жертвоприношения и дней ташрика.

Присутствующий на общей праздничной молитве должен молчать во время двух проповедей. Некоторые факихи считают, что молчание во время двух проповедей - это сунна, а не ваджиб. Некоторые факихи говорят, что сунна произносить такбир после двух проповедей и благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Праздничная молитва общая и по - одиночке

Основой праздничной молитвы является общность, а что касается исполнения её в одиночку тем, кто не смог исполнить её со всеми, то на этот случай есть несколько мнений. Ханафиты и маликиты говорят, что не надо восполнять праздничную молитву тому, кто не исполнил её со всеми, потому что, по их мнению, она исполняется исключительно общиной. Шафииты и ханбалиты считают, что её можно исполнить одному, потому что она сунна как для одного человека, так и для общины.

Опоздавший, то есть пропустивший часть общей молитвы, присоединяется к молитве имама и после приветствия имама восполняет пропущенную часть молитвы. Если он застал имама в проповеди после исполнения молитвы, он исполняет два ракаата приветствия мечети, и, усевшись, слушает проповедь, а затем исполняет праздничную молитву.

Праздничная молитва во время эпидемии коронавируса

Эпидемия коронавируса, охватившая все страны и поразившая всё человечество внесла радикальные изменения в поклонение, как, например, закрытие мечетей для исполнения коллективных молитв, пятничной молитвы. Это сделано для сохранения жизни людей, и шариатское решение этих вопросов связано с решением специалистов, как в случае больного при не соблюдении им поста в месяц Рамадан. При сохранении режима карантина или самоизоляции по решению специалистов праздничные молитвы исполняются дома индивидуально, или коллективно с членами семьи - мужчинами, женщинами и детьми без проповеди, потому что проповедь читается при общей праздничной молитве в соответствующем месте. Праздничная молитва является ваджибом или сунной, поэтому мусульманин может исполнить её самостоятельно или коллективно, но без проповеди. Но сохраняются все сунны и желательные действия праздника - такбир, полное омовение, облачение в лучшие одежды и использование благовония.

Поздравление с праздником и их правомочность во время эпидемии коронавируса.

Поздравлять с праздником – это сунна, которую совершали сподвижники (да будет доволен ими Аллах), они поздравляли друг друга с праздником. При поздравлении использовалось следующее выражение:

«Да примет Аллах у нас и у вас!»

Можно применять другие фразы как:

«Да вернёт тебе его Аллах!»

За поздравлением следуют рукопожатие и объятие почёта и уважения между людьми.

Поздравление с праздником во время эпидемии коронавируса должно ограничиваться только словесным выражением при встрече либо по телефону, или через другие средства связи. За это мусульманин получит награду и выполнит свои обязательства перед теми, кто заслуживает поздравления - родители, родственники и друзья. Это делается для защиты человека от заражения и распространения эпидемии коронавируса. Если человек заражён и прикасается к другим, то это уже грех.

Посещение кладбищ в праздник

Периодическое посещение кладбищ, в зависимости от возможности, – это одна из сунн Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я раньше запрещал вам посещать могилы, а теперь посещайте их». Этот хадис приводит Муслим. Имам Ат-Тирмизи добавил: «Воистину, это напоминает о жизни грядущей».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучал своих сподвижников приветствовать и молиться за обитателей могил, и он говорил: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ، مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ، وَ يَرْحَمُ اللهُ

الْمُسْتَقْدِمِينَ مَنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

«Мира вам, о, обитатели могил из уверовавших и мусульман. И, воистину, мы по воле Аллаха с вами воссоединимся. Просим мы у Аллаха прощения за нас и за вас. Да смилуется Аллах над первыми и последними из нас». Это пророческое наставление одинаково для мужчин и женщин, хотя для мужчин это первостепенее, и некоторые учёные разрешают посещение могил женщинами при соблюдении следующих условий: с ней должен быть махрам или муж, она должна быть одета по шариату, она не должна плакать громко, она не должна бить себя по лицу и рвать одежду, ибо это всё греховно.

Мы не можем найти аята или хадиса, которые запрещают посещать могилы в праздничный день, но шариат не велит специально выделять этот день для посещения могил и лучше это делать не в праздничный день, потому что вид могил в праздничный день напоминает об умерших любимых и друзьях, что мучает и печалит человека, а шариат предписывает мусульманам радоваться в праздничный день.

Профессор, шейх Абдурраззак Ас-Са’ди.

Перевод: Дамир-хазрат Нафиков 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме