Пятница 22 ноября 2024 г.
Фаджр
06:12
Восход
08:31
Зухр
12:27
Аср
14:24
Магриб
16:15
Иша
18:11
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

О посещении мечети женщинами

О посещении мечети женщинами


حَدَّثَنَا هَارُونُ بْنُ سَعِيدٍ الْأَيْلِيُّ ، حَدَّثَنَا ابْنُ وَهْبٍ ، أَخْبَرَنِي مَخْرَمَةُ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ ، أَنَّ زَيْنَبَ الثَّقَفِيَّةَ ، كَانَتْ تُحَدِّثُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ : إِذَا شَهِدَتْ إِحْدَاكُنَّ الْعِشَاءَ فَلَا تَطَيَّبْ تِلْكَ اللَّيْلَةَ


Рассказал нам Харун бин Саид Аль-Айли: "Рассказал нам Ибн Вахб": "Поведал мне Махрама от его отца, от Бусра бин Саида, что Зайнаб Ас-Сакафия передала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если одна из вас исполняет ночную молитву, пусть не применяет благовония в эту ночь".

До ислама арабская женщина сидела неотлучно дома, заключённая в четырёх стенах, за редким исключением. Свой дом покидала, та, которая имела какую-либо профессию и практиковала её, а также та, которая имела рабынь и служанок. Женщине позволялось выйти только в исключительных случаях, но даже иногда и это было ей запрещено. Ислам возвысил женщину и повысил её статус. Ислам даровал женщине право на свободу убеждений и собственного мнения, право на защиту своих интересов, а также право на выполнение законного и предписанного.


Женщины Хиджаза так же, как и мужчины уверовали и последовали за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), они так же, как и мужчины присягнули ему. Они наравне с мужчинами присутствовали на уроках в мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он позволял им исполнять коллективную молитву в мечети позади мужчин.


Это была свобода, которую невозможно представить на Аравийском полуострове. Итогом этого стала психологическая борьба между тем, к чему привыкли мужчины по отношению к женщинам и теми правами, которые женщины получили с приходом ислама. Однако арабское высокомерие и желание править женщиной овладело некоторыми мужчинами, и они не позволяли женщинам ходить в мечеть. Они пожаловались Посланнику свободы, пришедшему со светом ислама и он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах): "Не запрещайте женщинам своим ходить в мечеть, если они желают этого и просят вашего дозволения на это. Если женщина попросит разрешения мужа своего, пусть он не запрещает ей. Позволяйте женщинам отправляться в мечеть".


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чувствовал, что в душе сподвижники его боятся смуты, боятся распустить женщин, и что они будут в них сомневаться, поэтому шариат наложил условия для посещения женщиной мечети, которые гарантировали сохранность от этих опасностей. Шариат обязал женщин отправляться в мечеть ночью, облачившись в одежды, не применяя благовоний и не наряжаясь.

Хадис: "Любая женщина, умастившаяся благовонием, пусть не исполняет с нами последней ночной молитвы".

Хадис: "Те из вас (женщин), кто идёт в мечеть, пусть не применяет благовония".

Хадис: "Любая женщина, умастившаяся духами, для того, чтобы проходящие мимо мужчины почувствовали её аромат - прелюбодейка, а каждый глаз - прелюбодей".


Наряду с этим, шариат обязал её идти по краю дороги, чтобы не толпиться среди мужчин. По завершении утренней молитвы, мусульманки, торопясь, сразу после приветствия, окутавшись в свои одежды возвращались в свои дома в утренней мгле, чтобы не быть узнанными. Мужчины, наоборот, должны не торопиться и ждать, пока выйдут женщины.
Женщины должны становиться в конце молебного зала мечети за мужчинами и, даже если они заметили ошибку имама, они не должны говорить тасбих, им нужно хлопать в ладоши. Женщина должна отправляться в мечеть только с разрешения её мужа.


Но женщина остаётся женщиной, несмотря на свою религиозность, проявляется её сущность и женственность. Не прошло и четверти века, как женщина стала применять парфюмерию при выходе из дома, облачаться в самую красивую одежду, и применять украшения. Несомненно, это вызвало ревность мужчин к своим жёнам, и они стали запрещать им ходить в мечеть. Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) увидел, что так поступают его сыновья, и он напомнил им хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Не запрещайте женщинам своим мечети, если они просят вашего дозволения на это. Не запрещайте женщинам ходить в мечети ночью".


Один из сыновей Абдуллы сказал: "Я всё равно не буду пускать своих жён. Кто хочет, тот пусть отпускает своих жён!". Другой добавил: "Клянусь Аллахом! Мы запретим им выходить! Клянусь Аллахом! Мы не позволим им использовать поход в мечеть для распространения разврата и отправление в мечеть для прикрытия обмана".
Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) встал от услышанного и толкнул в грудь одного из своих сыновей, сказав ему: "Надоел уже ты! Да постигнет вас кара Аллаха!" С негодованием ругал и второго сына и сказал им обоим: "Я говорю вам: "Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а вы говорите: "Нет"! Я не заговорю с вами, пока вы не раскаетесь!".


Дело было не только в ревнивых мужчинах, но и в благочестивых женщинах, стремящихся сохранить устои веры. К таковым относится наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах). Она сказала: "Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что женщины после него не соблюдают столпов его учения, то он запретил бы им ходить в мечети, как это было запрещено когда-то женщинам сынов Израилевых, когда они стали появляться среди мужчин и побуждать их к греховному и скверному". Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал: "Женщине не запрещено ходить в мечеть при соблюдении условий, перечисленных учёными, взятыми ими из хадисов. Опираясь на эти условия, она не должна быть умащена духами, наряжена в украшения, не должна использовать браслеты для ног, которые издают звуки, облачаться в шикарные одежды, не смешиваться с мужчинами и юношами и всеми, кто может ею соблазниться и путь её в мечеть должен быть безопасен от греховного. Сам запрет отправиться в мечеть замужней женщине, при соблюдении выше перечисленных условий, является лёгким макрухом".


Аль-Айни сказал: "Это разрешение не является обязательным, иначе не нужно было бы спрашивать разрешения, и это может означать что тот, у кого просят разрешения может его дать или отказать".


Мужу не желательно запрещать жене отправляться в мечеть для исполнения молитвы, если она выполняет все выше перечисленные условия. Но даже если все условия соблюдены, ему не запрещено не отпускать её. Он имеет право запретить ей, если боится, что будет нарушено одно из условий. Если он точно знает, что эти условия нарушаются, то он обязан запретить ей идти в мечеть.


Женщина обязана прежде всего заботиться и беречь свою честь и репутацию, это намного важнее для неё, чем ходить в мечеть. Она должна знать, что получит меньше награды за исполненную молитву в мечети, чем за молитву, исполненную в своём доме. В других цепочках передачи приведенного хадиса указывается на то, что её молитва, исполненная дома - лучше молитвы исполненной в мечети. Приводит Абу Дауд и подтверждает его достоверность Ибн Хузейма, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не запрещайте вашим женщинам мечети, но их дома лучше для них". Ахмад и Ат-Табарани приводят, что Умм Хумейд Ас-Саидия пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обратилась к нему со словами: "О, Посланник Аллаха! Воистину, я люблю молиться с тобой". Он сказал: "Я знаю, что ты любишь молиться со мной, но молитва твоя в доме твоём (спальне) лучше, чем молитва твоя в твоей комнате (нижней), твоя молитва в комнате твоей лучше молитвы твоей в твоём дворе, молитва твоя в своём дворе лучше молитвы твоей в мечети народа твоего (квартала, семьи), молитва в мечети народа твоего лучше молитвы твоей в моей мечети". После этих слов, она велела построить ей мечеть в самом дальнем и тёмном углу своего дома, и она молилась в ней, пока не встретила Аллаха (Велик Он и Всесилен).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Суть того, что молитва женщины в укромном месте лучше заключается в безопасности от совершения всякого греха. Вероятность совершения грехов особенно увеличилась после того, как женщины стали наряжаться и украшаться, отчего и Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах) сказала то, что сказала".

Возникает вопрос: "Если дело обстоит так, что молитва женщины в её спальне лучше её молитвы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), почему он тогда запретил мужчинам препятствовать женщинам отправляться в мечеть?". Ответ в том, что есть разница между предоставлением права на свободу и использованием и применением этого права. До прихода ислама к женщине относились, как к предмету интерьера, если она была нужна мужу, он звал её, если нет, то она сидела, не вмешиваясь ни в какие дела. Ислам подарил женщине свободу, но и возложил на неё ответственность. Ислам желает, чтобы женщина пользовалась этой свободой, а не была её лишена. Да будет доволен Всевышний Аллах Умаром и его супругой. Умар не хотел отпускать её в мечеть, но не решался нарушить пророческий запрет. Он встретил её по дороге в мечеть, когда она шла исполнить утреннюю молитву и хмуро взглянул на неё. Она вернулась домой, не помолившись. Когда он сам вернулся после молитвы, он спросил её, почему она не помолилась в мечети, и она ответила ему: "Я думаю, что люди — это люди". После этого она не ходила в мечеть. В одном риваяте говорится о выходе ночью, в остальных источниках нет ограничений, связанных с местом и временем.

Аль-Айни сказал: "Не обусловленный (не ограниченный временем и местом) из этих риваятов переносится на обусловленное". Из слов Аль-Айни следует, что разрешение на посещение мечети имеет силу только ночью, потому что в это время женщины более сокрыты для чужих глаз. Как приводится Аль-Бухари: "Верующие женщины исполняли вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утреннюю молитву, закутавшись плотно в свои плащи. Исполнив молитву, они возвращались в свои дома, и никто не мог узнать их". Сказано, что невозможно было отличить мужчину от женщины. Также говорится, что люди не могли определить конкретно личность, то есть это Хадиджа или Зайнаб.


Хафиз Ибн Хаджар, наоборот, переносит обусловленное на не обусловленное, делая из этого вывод, что днём посещать мечеть для исполнения молитвы женщине проще, чем ночью. Он сказал: "Ночью больше вероятности для подозрений, чем днём".


Душа склоняется к тому, что разрешение ночного посещения мечети, не означает разрешения на дневное посещение, потому что искушение и вероятность подозрения исходят ночью только от женщины, а днём уже, как от женщины, так и от мужчины.

Остается упомянуть о некоторых мнениях и комментариях учёных в отношении посещения мечети женщиной. Автор "Аль-Хидая" сказал: "Нежелательно им (женщинам) посещать коллективные молитвы". Комментаторы "Аль-Хидая" сказали: "То есть молодым девушкам из них (женщин)".


Имам Аш-Шафии сказал: "При отсутствии искушения дозволено им идти в мечеть".
Имам Абу Ханифа и его ученики сказали: "Не дозволено им идти в мечеть, потому что это приводит к искушению и это причина запрета, ибо то, что приводит к запретному является запретным".


Аль-Айни сказал: "Эти их слова (харам - запретность) означают нежелательность, особенно в это время, когда распространился разврат среди людей. Не осуждается посещение мечети старой женщиной для исполнения утренней, вечерней и ночной молитв по причине отсутствия искушения. Так сказал Абу Ханифа. Абу Юсуф и Мухаммад сказали: "Старой женщине можно посещать все молитвы, потому что нет искушения в ней".


Учёные маликиты делают разделение между старой и молодой женщиной, говоря, что в данном хадисе говорится о старых женщинах, а не о молодых. Некоторые из них, опираясь на слова Аиши (да будет доволен ею Аллах) говорят о запрете женщинам посещать мечеть. Ибн Хаджар - шафиитский учёный так комментирует слова матери правоверных: "Это следует рассмотреть. От её слов действие закона не меняется, потому что она обусловила его тем, чего нет, опираясь на предположение. Она сказала: "Если бы он (Посланник Аллаха) увидел, то запретил бы это". Он не видел и не запретил, поэтому закон сохраняет свою силу. Сама Аиша тоже не говорит явно о запрете, из её слов понятно, что она только склоняется к этому. Также Аллах, Свят Он, знал о том, что произойдёт, но несмотря на это, сказал Своему Пророку, чтобы он запретил женщинам посещать мечеть. Если запрещено им посещать мечеть по причине того, что они стали украшаться, то посещать другие места, такие, как рынки ещё более запретно для них. Тем более, что это совершают некоторые женщины, но не все, и если это запрещено, то это касается тех, кто это делает".

Выводы из данного хадиса

1. Имам Ан-Наваи сказал: "В этом хадисе доказательство того, что женщина не должна покидать дом, кроме как с разрешения мужа. Этот хадис распространяется на мечети, поэтому в другие места он также имеет право запретить ей выходить".

2. Из хадиса следует что мужьям запрещено препятствовать исполнению предписанных, обязательных деяний, таких, как свидетельство, паломничество, посещение родителей, родных, потому что, если им запрещено препятствовать исполнению ими коллективной молитвы, что является сунной, то запрет на выполнение ваджиба тем более понятен.


3. Нужно воспитывать и наставлять даже взрослых детей, как это делал Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) со своими сыновьями.
4. В хадисе имеется указание на стремление сподвижников (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах) к сохранению сунны и их гнев при нарушении сунны.

Только Всевышний Аллах Всезнающий!

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме