Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Поминальный обряд в культуре татар – мусульман и роль муллы в религиозной жизни мусульманской общины России прошлого и современности

Поминальный обряд в культуре татар – мусульман и роль муллы в религиозной жизни мусульманской общины России прошлого и современности

Среди множества религиозных обрядов мусульманского культа особое место занимает поминальный обряд, так как именно собрания граждан мусульманского вероисповедания по случаю поминовения усопших способствовали сохранению религии ислама в мусульманской среде Российской империи на территориях, подвергавшихся насильственной христианизации в период с конца XVI до начала XX вв. Также роль данных обрядов была значима в тяжелых условиях антирелигиозных кампаний советского периода.

Проведение коллективного религиозного обряда совершается под руководством человека, обладающего религиозными знаниями и способного совершать необходимые для проведения обряда действия. Для мусульман России царского периода лицом, вдохновлявшем верующих к исполнению религиозных обязательств, а также руководившего религиозной жизнью верующих являлся мулла. «Мулла» персидский вариант арабского слова «мауля» (господин, глава).

Прежде чем начать рассмотрение темы поминального обряда, хотелось бы для начала подробнее остановиться на вопросе, связанном с ролью мулл в религиозной жизни мусульманских общин. В культуре мусульманских народов мулла занимал очень важное место. До октябрьской революции муллы одевали длинные халаты – чапаны, головным убором для них служила обернутая вокруг головы чалма или тюбетейка. Все жители мусульманского села при виде муллы оказывали ему почет, здоровались. Считалось плохим тоном преграждать путь служителю ислама. По словам старожил мусульманских деревень, муллы до революции имели самый высокий статус среди жителей села, они были довольно зажиточны, так как ежегодно в дни великих религиозных праздников муллам передавались подношения односельчан в виде обязательной милостыни закята, фитр – садака, выплачиваемой в конце месяца Рамазан, выделялась часть урожая, выращиваемого крестьянами. На Курбан – байрам муллы, а также бедняки обеспечивались мясом жертвенного животного. Милостыня являлась основной материальной базой для существования мусульманского прихода. Большая доля пожертвований поступала в бюджет прихода от совершения погребальных молитв, имянаречения, венчания, поминальных и иных религиозных обрядов. Немалую роль в развитии религиозной и миссионерской деятельности играли мусульманские меценаты, бравшие на себя содержание религиозных школ, мечетей, библиотек и иных объектов религиозного значения. Помимо этого, начиная с конца XVIII века государство выплачивало муллам денежное жалованье.

Современное материальное положение мусульманских священнослужителей разительно отличается от того в каком находились муллы до октябрьской революции. Это связано в первую очередь с уровнем религиозности населения, который в былую эпоху был несомненно выше чем в наши дни. Самым большим мусульманским народом России во все времена являлись татары. Все этнографические группы татар демонстрировали высокую степень приверженности религии. Несмотря на то, что в некоторых районах Западной Сибири еще в начале XX века среди местных татар в некоторой степени сохранялось почитание объектов, связанных с доисламскими верованиями, благодаря активной пропагандистской деятельности мусульманских мулл, ислам и в этих краях становился для татар основным морально – нравственным ориентиром.

Как правило, религиозность татар в первую очередь выражалась в исполнении основных религиозных обязательств, таких как намаз, пост в месяц рамазан, выплата обязательной милостыни, совершение хаджа. Мулле было отведено место главы мусульман, вероучителя, указывающего прямой путь членам общины. В некоторых регионах позиции муллы были более сильны, в некоторых же в силу недостаточного проникновения ислама в сознание жителей отдаленных аулов, муллам отводилась роль человека, в ответственность которому вменялось лишь совершение религиозных обрядов.

Чтобы стать муллой, человеку необходимо было получить религиозное образование. Кандидат на пост священнослужителя сдавал экзамен в Духовном собрании в Уфе, его кандидатура рассматривалась и при соответствии всем необходимым критериям человек получал разрешение на ведение религиозной деятельности. Назначенные в приход муллы были грамотными людьми, умели читать, писать по арабски, владели литературным языком мусульман Российской Империи тюрки́, в медресе им преподавался фарси.

Муллы еженедельно в пятничный день обращались к прихожанам мечетей с воззваниями держаться пути ислама, проповеди содержали в себе нравоучения и мудрые рассказы о пророках и праведниках. К началу XX века, с развитием книгопечатания у мусульман Российской Империи, меценаты оплачивали выпуски сборников проповедей имамов, которые успешно распространялись по всем населенным пунктам, где проживали последователи ислама. В те годы эти сборники являлись единственным источником религиозной информации.

Жизнь мусульманского села к началу XX века не представлялась без наличия в ней муллы. Он был эталоном мусульманской нравственности, на него ровнялись, муллу боялись, в то же время любили, пытались угодить служителю культа. Человек не совершавший пятикратную молитву был презираем своими односельчанами. Употребление алкоголя кем – либо из мусульман вызывало бурную реакцию со стороны муллы и родственников нарушителя религиозного закона. С детства мусульман обучали религии, в их сознание прочно внедрялись такие понятия как благочестие, покорность, богобоязненность. Каждый юный мусульманин знал все виды греха, и знал о том, что ждет его на судном дне в случае совершения какого – либо нарушения. Религия в то время являлась для людей естественным явлением без которого они свою жизнь не представляли.

С пятилетнего возраста мусульманские мальчики отдавались на обучение сельскому мулле, девочки обучались у его жены – абыстай. Первым учебником, который заучивали наизусть дети был «иман шарты» (условия веры). Заучивание данного небольшого по объему материала способствовало пониманию детьми всех основных положений исламского вероучения. От детей начиная с шестилетнего возраста требовалось неукоснительное исполнение пятикратной молитвы.

Жизнь в селе и в городе отличалась тем, что в городе имелось множество искушений для верующего человека. В городе позиции муллы были крепки, но он не имел полной власти над мусульманами как в селе. В случае, когда молодой человек перебирался из деревни в город, он мог столкнуться со множеством соблазнов, коих он не видел в деревни. Можно сказать, что город становился местом, где мусульманская молодежь отдалялась от традиционного понимания религии. Так движение джадидизм возникло именно в городской среде. Джадидисты (реформаторы) имели иной взгляд на методику преподавания религиозных наук, они становились проводниками в мусульманскую среду европейской культуры. Однако несмотря на все это, джадидисты будучи реформаторами от религии не посягали на такие коранические запреты, как употребление алкоголя, прелюбодеяние, рост (проценты) и прочее. Однако и в городах мусульманская молодежь не переставала посещать пятничные и праздничные молитвы.

Особое место в религиозной жизни мусульман той эпохи занимали поминальные обряды. Хотя бы раз в год мусульманская семья старалась организовать сбор родственников и соседей с участием муллы. Помимо собственно обряда поминания усопших, зажиточные крестьяне и обеспеченные горожане организовывали подобные мероприятия по случаю рождения ребенка, свадьбы, при проводах сыновей в армию. При этом расходы на организацию данных обрядов воспринимались верующими как пожертвование на благое дело. От проведения подобных обрядов зависело благополучие семьи. Мусульмане старались организовать эти сборы, чтобы каждый из участников и в особенности мулла остались довольными. По мнению мусульман того времени, насколько хорошо и щедро будет организован сбор, настолько Аллах будет благоволить инициаторам мероприятия и членам их семей.

Стоит указать на то, что в то время проведение данного рода обрядов не вызывало никакой критики как со стороны рядовых членов общины, так и со стороны духовенства. Муллы, придерживавшиеся реформаторских взглядов, рекомендовали богатым мусульманам проводить подобные собрания в более скромной форме, без особой помпезности и крупных затрат. Однако и реформисты, и сторонники старого подхода к религии (кадимисты) не отрицали богоугодности таких собраний.

Большое возмущение у мусульман современности вызывают нападки представителей нетрадиционного ислама на такие обряды, которые веками проводились в мусульманской среде. Часто идеологи т. н. ваххабизма обвиняют т. н. этнических мусульман, соблюдающих традиции, связанные с проведением собраний на которых читается Коран и совершается дуа в нововведении, неверии и многобожии. Однако надо учесть, что данные традиции достались современным мусульманам от их богобоязненных предков среди которых было не мало известных богословов и проповедников. Однако конечно же с точки зрения традиционного ислама, ежегодное проведение данных собраний не освобождает мусульманина от его религиозных обязанностей. Сто проведенных маджлисов не могут заменить даже двухракаатный дополнительный намаз.

Говоря о полезности или ненужности проведения коранических маджлисов, стоит указать на то, что данные обряды во многих случаях становятся причиной того, что мусульманин из этнического последователя веры предков превращается в ревностно соблюдающего все предписания ислама, покорного Богу раба.

Говоря об особенностях проведения поминального и иных обрядов с участием муллы в дореволюционный период и в современности, необходимо сказать о том, что первым отличием является в первом случае раздельное участие в обряде мужчин и женщин, данный порядок до сих пор сохраняется в некоторых деревнях Балтасинского района Республики Татарстан, у крымских татар этот порядок соблюдается неукоснительно, частично раздельное участие женщин и мужчин соблюдается мусульманами Астраханской области. Однако сейчас в большинстве случаев у татар при проведении данных обрядов мужчины и женщины находятся в одном помещении.

Сегодня особое рвение в участии в таких мероприятиях испытывают люди преклонного возраста. Как правило женская часть представителей старшего поколения более активно участвует в таких процессиях чем мужчины. Мужчин среднего возраста на коранических маджлисах можно встретить реже чем женщин. Молодежь в данном случае без особой охоты посещает такие собрания.

Одним из проблемных вопросов проведения коранических маджлисов в современных реалиях является язык. На арабском читаются суры Корана, произносятся зикры, часть дуа (мольба). Одним из основных элементов маджлиса является просветительская проповедь, которая должна содержать в себе назидание и призыв к полноценному исповеданию ислама. Малое количество представителей молодого поколения на таких мероприятиях обусловлено незнанием родной речи, на котором в основном идет общение между участниками обряда. С другой стороны, центральная фигура маджлиса – мулла вынужден говорить по татарски, так как пожилые люди считают, что мулла обязан говорить только на этом языке и не на каком другом.

Второй проблемой является профессиональная подготовка муллы. Из – за отсутствия системы религиозного образования на местах в советский период, появилась целая плеяда мулл, не имеющих религиозного образования. На протяжении всех 90 – ых годов такие муллы успешно справлялись со своими обязанностями, читая аяты Корана по транскрипции. Данная проблема коснулась не только татарских мусульман, но и других мусульманских народов России. Справедливости ради стоит отметить, что татарские муллы хоть и читали молитвы в транскрипции на кириллице, но они читали суры Корана и дуа. Курьезный случай однажды произошел в Кабардино – Балкарии, один из мулл – самоучек читал молитву за покойника во время похорон. Перед ним была раскрытая книга, написанная арабской вязью. После завершения чтения молитвы, один из студентов, получавший в то время религиозное образование за рубежом решил посмотреть на книгу муллы, когда тот разговаривал с родственниками усопшего, оказалось, что это был школьный учебник по географии для шестого класса.

К началу нулевых в мусульманской среде России начали появляться молодые кадры, получившие образование за рубежом. Уровень профессиональной подготовки выпускников исламских вузов и мулл - пенсионеров естественно сильно отличался. На этом фоне начались конфликты между пожилыми муллами и молодыми кадрами. В основе конфликта, помимо идеологических разногласий лежало неправильное произнесение арабских звуков, коверканье коранических слов и фраз, что так или иначе приводило к искажению и изменению смысла читаемого текста. Конечно жителей села, не знающих ни слова по арабски это обстоятельство нисколько не смущало, так как в их понимании важную роль играла мелодичность с которой мулла читал молитву.

В чем заключается смысл проведения поминального обряда? Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» - буква, «Лям» - буква и «Мим» - буква». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».) Мулла прочитывает Коран после чего посвящает савабы, полученные за чтение сур душе умершего человека. Татары говорят: «Жир туймас янгырдан, мэет туймас догадан», «Земля не насытится водой, умерший не насытится молитвой». В книге Мишкатуль – Масабих говорится: «Умерший ждет, когда его родные или друзья совершат за него дуа. Награда, которую посвящают умершему ценнее для него чем все, что есть в материальном мире. Мольба за умершего и просьба о прощении его грехов – это самый лучший подарок, который могут сделать живые за своих покойников» (Мишкатуль – Масабих, 1:723).

Обычно мулле дают список умерших, которых родственники хотят вспомнить в этот день. Мулла после чтения Корана совершает мольбу за усопших, моля Бога о даровании им саваба, который был достигнут посредством чтения аятов Корана. Также в своей мольбе он просит о прощении грехов усопшего, молит о даровании ему места в раю, сохранения его от могильных мук, ужасов судного дня и мук ада. Если хозяин дома вспомнил усопших имена, которых забыл внести в список, он произносит их имена вслух. Участники маджлиса при чтении муллой дуа про себя или в полголоса произносят слово «Амин» (ответь, прими, да будет так). После мольбы за умерших, мулла обращается к Аллаху с мольбой за здравие организаторов сбора и его участников.

Коллективное совершение дуа под главенством муллы имеет большое значение. Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах), который считался тем, чьё дуа принималось Аллахом, сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане и, кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин», то Аллах примет их мольбу» (ат-Табарани в книге «аль-Муджма аль-Кабир» №3536; Хайсам сказал: «цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «тухфату аз-Закирин»; имам Хаким сказал: «хадис с достоверным иснадом»).

Данный обряд несет в себе большую пользу, как для усопших, так и для здравствующих, так как на кораническом маджлисе люди слушают аяты Корана, слушают из уст муллы их толкование на родном языке, совместно молятся за усопших, посредством чего Аллах облегчает их пребывание в ином мире. Организаторы сбора показывают пример подрастающему поколению, закладывая в их сознание понимание важности проведения подобных обрядов. Если даже небольшое количество молодых людей будет участвовать в таком обряде, это так или иначе поможет им ближе познакомиться с религиозной культурой их народа, может стать толчком к познанию ислама. Дети и молодежь родители которых регулярно проводили такие обряды, чтя традиции будут таким же образом организовывать поминальные обряды уже за своих усопших родственников. Коранический маджлис это не поедание национальных блюд, это в том числе урок, на котором участникам разъясняются основы веры.

Во время дуа, мулла просит Аллаха, чтобы он по своей милости сохранил участников обряда от бед и несчастий, в случае если Аллах примет эту мольбу, Он может отвести от людей, которые просто сидели в том месте, где проводился обряд предначертанные им жизненные испытания в виде горя или болезней. Со слов Абу Хурайры, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, есть у Аллаха ещё и другие ангелы, странствующие (по земле) в поисках (таких) собраний, где поминают (Аллаха), и когда они находят собрание, в котором (люди занимаются) поминанием, то садятся вместе с ними и окружают друг друга своими крыльями пока не заполняют собой (всё пространство) между нижним небом и землёй. А когда они расходятся, (ангелы) возносятся (ввысь) и поднимаются к небу, а Всемогущий и Великий Аллах, Знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: «Откуда вы явились?» И они отвечают: «Мы пришли от Твоих рабов на земле, которые прославляют Тебя, и возвеличивают Тебя и свидетельствуют, что нет бога, кроме Тебя, и воздают Тебе хвалу и обращаются к Тебе с просьбами». (Аллах) спрашивает: «Чего же они просят у Меня?» (Ангелы) отвечают: «Они просят у Тебя Твоего Рая». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они Мой Рай?» (Ангелы) отвечают: «Нет, о Господь Наш». (Аллах) спрашивает: «А что было бы, если бы они увидели Мой Рай?» (Ангелы) говорят: «И они просят у Тебя защиты». (Аллах) спрашивает: «От чего же они просят защиты у Меня?» (Ангелы) отвечают: «От пламени Твоего (Ада)». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они Мой (Ад)?» (Ангелы) отвечают: «Нет». (Аллах) спрашивает: «А что было бы, если бы они увидели (его)?» (Ангелы) говорят: «И они просят у Тебя прощения», — и тогда (Аллах) говорит: «Я простил им, и даровал им то, о чём они просили, и защитил их от того, от чего они просили защиты!» (После этого ангелы) говорят: «Господь Наш, есть среди них такой-то, грешный раб (Твой), который просто проходил мимо и сел вместе с ними», — и тогда (Аллах) говорит: «Я простил и ему, ибо они — (такие) люди, товарищ которых не попадёт в бедственное положение!» [«Сады праведных», изд. дом «Аль-Минхадж», стр. 458, хадис 1466]. [Свод достоверных хадисов имама Муслима «Сахих Муслим», 2689; Свод достоверных хадисов имама аль-Бухари «Сахих аль-Бухари», 6408].

Также стоит указать на то, что на такие мероприятия собираются родственники, соседи, друзья. Общение в благодатной атмосфере коранического маджлиса укрепляет родственные узы, люди желают друг другу блага и процветания.

Садака

Садака – это акт поклонения, подразумевающий оказание материальной помощи страждущим. После чтения дуа хозяева дома, где проходит обряд, и все участники начинают в виде милостыни раздавать деньги, а также платки, полотенце, мыло, носки и прочие вещи. Данный элемент коранического маджлиса прижился в народе с незапамятных времен, и на сегодняшний момент существует в виде традиционной церемонии. Часто участники, раздающие милостыню не знают истоков происхождения данного действа и принимают ее как некую традицию, не имеющую под собой какой – либо основы. Здесь важную роль играет осведомленность самого муллы о важности раздачи милостыни. В зависимости от того насколько профессионально и доступно он сможет донести до присутствующих роль милостыни в мусульманской религии, рядовой участник сможет давать милостыню осознанно и с правильным намерением. Часто предоставленное участниками маджлиса садака собирается и передается казначею мечети. Данная милостыня вносится в фонд мечети, которая расходуется на функционирование дома Аллаха.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме