Суббота 20 апреля 2024 г.
Фаджр
02:20
Восход
05:15
Зухр
12:40
Аср
17:34
Магриб
19:59
Иша
22:14
Вконтакте Одноклассники Youtube

Фетвы (вопрос-ответ)


О прощении грехов

О прощении грехов
Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
В суре «Семейство Имрана» Всевышний Аллах сказал: «И те, коль свершат они скверное иль причинят себе несправедливость и вспоминают Аллаха, то просят прощения за свои прегрешения, и кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?! И не излишествуют в том, что свершили, и они знают. Это те, чьё воздаяние – прощение от их Господа, а после и Райские сады, под которыми текут реки, и в тех садах вечно пребудут они и прекрасно воздаяние благодетельствующих» (135-й аят).

«И те, коль свершат они скверное...», то есть действие чрезмерное по скверности, например, прелюбодеяние. «...Иль причинят себе несправедливость...», а значит совершат какой-либо грех. Сказано: «Скверна – великий грех, несправедливость к себе – мелкий грех». Возможно, такое различие приводится по причине вредительства только себе во втором случае и другим людям – в первом. «...И вспоминают Аллаха,...» ... Его угрозу, закон или Его абсолютное право. «...То просят прощения за свои прегрешения...» … с раскаянием и покаянием. «...И кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?!...» Вопрос, означающий отрицание, преднамеренно поставленный в середину предложения с целью указать на Милосердие и Всепрощение Аллаха, как и на обещание принятия покаяния, а, следовательно, побудить к мольбе о прощении. «И не излишествуют в том, что свершили...», то есть если и грешили, то просили прощения, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не излишествует тот, кто просит прощения, даже если повторит прегрешение сие семьдесят раз на дню». «...И они знают...» ... о своём грехе, а потому не усугубляют чрезмерностью свои деяния. «Это те, чьё воздаяние – прощение от их Господа, а после и Райские сады, под которыми текут реки и в тех садах вечно пребудут они...». Предложение, разъясняющее предыдущее.

Аят, говорящий о богобоязненных и расходующих, объясняет, что Рай подготовлен для благочестивых и кающихся в воздаяние им, но вовсе не отрицает попадание туда грешников. Как и тот факт, что Ад, уготованный для неверных в наказание, – не означает, что другие туда не попадают. «... И прекрасно воздаяние благодетельствующих», а посему осознавший свои прегрешения подобен стремящемуся наверстать упущенное. В чём же разница между словами благодетельствующий, осознавший, влюблённый, вознаграждённый? Возможно, замена слова «джаза» на слово «аджр» является скрытой мудростью, означающей, что воздаянием их будет прощение и райские сады (Тафсир Кады Байдави). Есть мнение, что этот аят ниспослан о торговце финиками. К нему пришла женщина купить фиников, а он завёл её в свою лавку и поцеловал, но после горько пожалел об этом. Аят, конечно же, касается каждого, кто раскаивается в совершённых великих грехах, таких как прелюбодеяние или любых других (Тафсир «Кашшаф»).

В словах «...то просят прощения...» – утешение для душ рабов Господних и побуждение к покаянию, отвержение отчаяния в Милости Всевышнего Аллаха и надежда на то, что как бы ни были велики прегрешения, но прощение и щедрость Его – величественнее!» (из книги «Раскрытие»).

«...За свои прегрешения...» … раскаиваются и оставляют их, намереваясь впредь их более не совершать. Это и является главным условием принятия покаяния (Тафсир «Хозин»).

«...И они знают...». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) растолковал это так: «Они знают, что это грех». Но есть и другие толкования: они знают, что чрезмерность – это вред; они знают, что Всевышний Аллах прощает прегрешения; они знают, что как бы не было много грехов, Аллаху ничего не стоит простить их; они знают, что стоит попросить прощения и Аллах простит их (Тафсир «Любаб»). Ибн Умар передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, Всевышний Аллах принимает покаяния раба Своего до тех пор, пока не затрепещет в горле душа его» (из книги «Ниша светильников»). Смысл хадиса в том, что покаяния грешника принимаются ровно до того момента, когда наступает смертный час его, и душа «подступает» к горлу, выходя из него. Именно в этот момент умирающий увидит, что его ожидает: милосердие или наказание. Но тогда не поможет ему ни покаяние, ни вера его, ибо условием покаяния является намерение оставить прегрешения и не свершать их более. Но этого он уже не может (из книги «Румийские собрания»).

От Али Бин Талиба (да будет доволен им Аллах) приводится хадис: «Записано вокруг Престола за четыре тысячи лет до сотворения Адама (мир ему): «Воистину, Я – Всепрощающий для уверовавших, покаявшихся и благодетельствовавших» (из книги «Пробуждение пренебрегающих»). Доводится, как Джибриль (мир ему) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и молвил: «О, Мухаммад! Воистину, Всевышний Аллах приветствует тебя и говорит: «Кто покается из уммы твоей за год до смерти, Я приму его покаяние!» Ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Джибриль! Год – это слишком много для моей уммы, ибо пренебрежение овладело ими и грёзы самообмана». Джибриль удалился, но после вернулся и молвил: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за месяц до смерти своей, у того приму покаяние». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) же возразил: «О, Джибриль! И месяц слишком много для уммы моей!» Снова удалился Джибриль и вернувшись сказал: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за день до смерти своей, у того приму покаяние!» Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и в этот раз возразил: «О, Джибриль! Даже день слишком много для уммы моей!» Вновь пришлось уйти Джибрилю, а вернувшись сказал: «О, Мухаммад! Твой Господь изрёк: «Кто покается за час до смерти своей, у того приму покаяние!» Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снова взмолился: «О, Джибриль! И даже час слишком много для уммы моей!» И в последний раз Джибриль удалился и вернулся уже с таким ответом: «О, Мухаммад! Воистину, Всевышний Аллах приветствует тебя и извещает: «Кто проведёт всю жизнь свою во грехе и не вернётся ко Мне ни за год до смерти, ни за месяц, ни за день и даже за час, и душа уже достигнет горла его, а он не сможет ничего молвить языком своим и оправдаться, но сожалеть станет искренне сердцем своим, то прощу Я его» (из книги «Сливки увещевающих»).

Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вошёл я вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) к мужчине из ансар, когда тот был при смерти и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нему: «Покайся пред Аллахом!» Но тот ничего не смог промолвить языком, а лишь устремил взор свой к небу. Посланника Аллаха улыбнулся. Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Посланник Аллаха! Почему ты улыбнулся?» И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил: «Воистину, этот немощный человек не смог покаяться языком и, обратив свой взор к Небу, сожалел сердцем и Всевышний Аллах сказал на это: «О, ангелы Мои! Воистину, раб Мой не в силах совершить покаяние языком, но сожалеет всем сердцем. Я не предам забвению ни покаяния его, ни сердечного сожаления. Так будьте же свидетелями тому, как Я простил его!» (из книги «Жемчужина собраний»).

Всевышний Аллах говорит в суре «Свет», 31-й аят: «И кайтесь все пред Аллахом, о, уверовавшие! И может обретёте вы счастье!» Некоторые мудрецы считают: «Свидетельством искреннего покаяния человека могут считаться следующие признаки: 1. Удержание языка своего от хулы, сплетен, лжи и пустословия; 2. Отсутствие в сердце зависти и вражды к кому бы то ни было; 3. Отдаление от дурных людей и избегание общения с ними; 4. Усердие в поклонении, сожаление о грехах, мольба о прощении их и готовность к смерти». В другом аяте Всевышний Аллах говорит: «О, уверовавшие! Кайтесь пред Аллахом искренне» (сура «Запрет», 8-й аят).

Как-то спросили у Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) о сути искреннего покаяния, и он ответил: «Это покаяние человека, хоть и совершившего дурное, но намеревающегося не повторять подобного никогда». Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), разъясняя этот аят «Кайтесь же пред Аллахом искренне», сказал: «Каяться искренне – это раскаяние сердцем, мольба о прощении языком и намерение более не совершать подобного никогда».

От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) доводится: «Просящий прощения лишь языком, но всё же грешащий чрезмерно уподоблен издевающемуся над Господом своим» (из книги «Сад учёных»). Саид Аль-Бунани сказал: «Дошло до меня, что Иблис (да будет он проклят) рыдал, когда ниспосылался этот аят» (Тафсир «Ал-Любаб»). От Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) приводят слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам следует больше повторять «Нет Бога, кроме Аллаха», молить о прощении, ибо Иблис (да будет он проклят) сказал: «Я погубил людей грехами и ослушанием, а они погубили меня словами: «Нет Бога, кроме Аллаха» и мольбами о прощении, видя это, я погубил их страстями, а они полагают, что на праведном пути» (из книги «Рассыпанный жемчуг»).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал: «Обратился Иблис к Аллаху: «О, Господь! Клянусь Величием Твоим, не перестану совращать людей, пока души в их телах!» Но ответил ему Всевышний Аллах: «Клянусь Величием и Почётом Своим, о, проклятый! Не перестану Я прощать их, пока просят они прощения!»

Доводится от Ата бин Халид: «Дошло до меня, что, когда ниспослано было Слово Божье: «Кто же простит прегрешения, кроме Аллаха?! И не излишествуют в том, что совершили, ибо они знают», завопил Иблис (да будет он проклят), призывая воинство своё и посыпая голову землёй, повторял: «О горе мне!». Когда же прибыло всё воинство его и с моря, и с суши, то удивились: «О, наш господин! Что с тобой?» И он возопил: «Снизошёл аят в Писании Всевышнего Аллаха и ныне грех не навредит никому». Спросили они его об аяте и он поведал им, а после они сказали: «Мы откроем для них врата страстей и тогда не станут они ни каяться, ни молить о прощении, но будут думать, что на истинном пути». Сатана остался доволен их словами» (из книги «Рассыпанный жемчуг»).

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приводил Слова Всевышнего Аллаха: «О, сын человеческий! Пока ты взываешь ко Мне и надеешься на Меня, Я буду прощать тебе все прегрешения твои, каковы бы они ни были, не взирая на них! О, сын человеческий! Даже если грехи твои количеством и размерами достигнут Небес, но взмолишь ты Меня о прощении, и прощу Я, не внемля им! О, сын человеческий! Коль придёшь ты ко Мне с грехами размером с Землю, но предстанешь предо Мной, не придавая Мне сотоварища, то приду Я к тебе с надлежащим прощением» (приводится Ат-Тирмизи).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто постоянно просит прощения у Аллаха, того Аллах выведет из любого затруднительного положения, избавит от всяких забот и оделит пропитанием откуда человек и не предполагал» (из сборника хадисов Абу Дауд, 1518).

Другие хадисы гласят: «Клянусь Аллахом, что я молю о прощении у Него более семидесяти раз в день». (сборник хадисов «Бухари»). Или «О, люди! Кайтесь пред Аллахом, ибо я каюсь пред Ним каждодневно стократ» (сборник хадисов «Муслим»). «Каждый человек грешен, а лучшие грешники – кающиеся» (из книги «Аль-Мунтахаб»).

От Ибн Аббаса передаётся хадис: «Погибли отсрочивающие» (из книги «Пробуждение пренебрегающих»). Речь о тех, кто откладывает покаяние на потом. Погибель же человека – в его надежде на долгую жизнь, хотя смерть всегда внезапна. Но даже при условии долгой жизни человек, грешивший долгое время, не может прекратить сегодня и в одночасье, так почему же он вдруг изменится завтра? Тот факт, что человек не может перестать грешить, указывает на овладение им страстей, а страсти, как известно, не оставят человека разом, но, напротив, будут усиливаться с каждым днём, опираясь на привычку человека к этим страстям. Так взгляните же на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который каялся и молил о прощении своих грехов, не взирая на то, что Аллах заведомо простил ему все прошлые и будущие прегрешения. Что же говорить о тех, кому неизвестно о прощении или непрощении его прегрешений. Им ли не каяться пред Всевышним Аллахом и не занимать свой язык молитвами и поминанием Владыки Всепрощающего и единственно Спасающего от Вечного наказания?! (из книги «Собрание благочестивых»). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если желает Всевышний Аллах добра рабу Своему, то ускорит ему наказание в мирской жизни, если пожелает зла, то отсрочит наказание до Дня Суда» (из сборника хадисов «Аль-Хаким»). 


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку