Вторник 23 апреля 2024 г.
Фаджр
02:02
Восход
05:08
Зухр
12:40
Аср
17:38
Магриб
20:05
Иша
22:25
Вконтакте Одноклассники Youtube

Фетвы (вопрос-ответ)


Можно ли женщинам присутствовать на похоронах?

Можно ли женщинам присутствовать на похоронах?
Ответ:

С именем Аллаха. Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, и затем...
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел провожать человека в последний путь. Побуждая людей к этому деянию, и показывая насколько это важно, он сообщил, что за это их ожидает награда с гору Ухуд. Имам Муслим приводит в своём сборнике "Сахих" от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنِ اتَّبَعَ جَنَازَةَ مُسْلِمٍ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، وَكَانَ مَعَهُ حَتَّى يُصَلَّى عَلَيْهَا وَيُفْرَغَ مِنْ دَفْنِهَا، فَإِنَّهُ يَرْجِعُ مِنَ الأَجْرِ بِقِيرَاطَيْنِ، كُلُّ قِيرَاطٍ مِثْلُ أُحُدٍ، وَمَنْ صَلَّى عَلَيْهَا ثُمَّ رَجَعَ قَبْلَ أَنْ تُدْفَنَ فَإِنَّهُ يَرْجِعُ بِقِيرَاطٍ»

"Тот, кто будет участвовать с верой и надеждой в похоронах мусульманина и будет с ним, когда над ним исполнят молитву и совершат погребение, вернётся с наградой в два карата, а каждый карат как гора Ухуд. Тот, кто исполнит молитву над усопшим и вернётся прежде, чем того захоронят, вернётся с наградой в один карат".

В "Сахих Аль-Бухари" приводится, что Салим бин Абдуллах бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал: "Абдуллах бин Умар (да будет доволен ими Аллах) исполнял молитву над усопшими и уходил, а когда до него довели хадис Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), он сказал: "Мы потеряли множество каратов!" Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что является обязанностью мусульманина по отношению к другому мусульманину провожать его в последний путь.

Два шейха приводят в своих "Сахих" от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ خَمْسٌ: رَدُّ السَّلَامِ، وَعِيَادَةُ الْمَرِيضِ، وَاتِّبَاعُ الْجَنَائِزِ، وَإِجَابَةُ الدَّعْوَةِ، وَتَشْمِيتُ الْعَاطِسِ»

"Есть пять обязанностей мусульманина по отношению к другому мусульманину: ответить на приветствие, посетить больного, проводить усопшего, ответить на приглашение и пожелать милости Аллаха чихнувшему".

Имам Аль-Бухари приводит в своём "Сахих", что Аль-Бара бин Азиб (да будет доволен ими Аллах) сказал:

"أَمَرَنَا رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وآله وسلم بِسَبْعٍ: بِعِيَادَةِ الْمَرِيضِ، وَاتِّبَاعِ الْجَنَائِزِ، وَتَشْمِيتِ الْعَاطِسِ، وَنَصْرِ الضَّعِيفِ، وَعَوْنِ الْمَظْلُومِ، وَإِفْشَاءِ السَّلاَمِ، وَإِبْرَارِ الْمُقْسِمِ، وَنَهَى عَنِ الشُّرْبِ فِي الْفِضَّةِ، وَنَهَانَا عَنْ تَخَتُّمِ الذَّهَبِ، وَعَنْ رُكُوبِ الْمَيَاثِرِ، وَعَنْ لُبْسِ الْحَرِيرِ وَالدِّيبَاجِ وَالْقَسِّيِّ وَالإِسْتَبْرَقِ"

"Велел нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) семь дел: посещать больного, провожать усопших, желать милости Аллаха чихнувшему, помогать слабому, выручать ущемлённого, распространять приветствие и выполнить просьбу клятвенно обращающегося. Запретил он пить из серебряной посуды, он запретил нам надевать золотые печатки, садиться на сёдла, обшитые шёлком, и облачаться в шёлк, дибадж, касси и истабрак (самые дорогие виды шёлка)".
В вопросе участия женщин в похоронах есть разные мнения факихов. Учёные-ханафиты сказали, что женщины не должны отправляться на похороны и их участие макрух тахрим (нежелательное, близкое к запретному). Это мнение приводит великий ханафитский учёный Ибн Абидин в своей книге "Возвращение растерянного" - комментарий к книге "Избранный жемчуг". "Макрух тахрим женщинам идти на похороны, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ارْجِعْنَ مَأْزُورَاتٍ غَيْرَ مَأْجُورَاتٍ»

"Вернитесь, потому что за это вам будет грех и не будете вы вознаграждены".
Этот хадис приводит Ибн Маджа по слабой цепочке, но его подтверждает суждение о новых изменениях, связанных с изменением времени, о чём сказала Аиша (да будет доволен ею Аллах):

"لَوْ رَأَى رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَآله وسَلَّمَ مَا أَحْدَثَ النِّسَاءُ بَعْدَهُ لَمَنَعَهُنَّ الْمَسْجِدَ كَمَا مُنِعَتْ نِسَاءُ بَنِي إِسْرَائِيلَ"

"Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что начали делать женщины после него, то он запретил бы им ходить в мечеть, как это было запрещено женщинам сынов Израилевых". Это женщины её времени, а что ты скажешь о женщинах нашего времени?! Что касается хадиса, приводимого в двух "Сахих" от Умм Атыйя (да будет доволен ею Аллах):

"نُهينَا عَنِ اتِّبَاعِ الجَنَائِزِ، وَلَمْ يُعْزَمْ عَلَيْنَا"

"Нам было запрещено следовать за похоронной процессией, но не категорично". То это запрет танзих, то есть ближе к дозволенному, и он относится к тому времени, когда женщинам было разрешено ходить в мечети и на праздники" ("Возвращение растерянного" 2 том, 232 стр., издательство "Мысль").

Маликитские учёные считают, что женщине преклонного возраста можно присутствовать на похоронах, а молодой женщине можно при условии отсутствия угрозы совершения ею запретного, особенно если это похороны близкого ей человека такого, например, как отец, мать, муж, сын, дочь, брат или сестра. Если есть такая угроза, в этом случае ей запрещено присутствовать на похоронах.


Великий маликитский учёный ас-Сави сказал в книге "Марокканские сандалии идущего к ближайшему из путей" известная как "Комментарий Ас-Сави к малому толкованию" говорит: "Можно женщине преклонного возраста ходить на похороны, как и девушке, если нет угрозы, что она впадёт в грех, и, если это похороны близкого ей человека: отца, матери, мужа, сына, дочери, брата или сестры. Не дозволено участвовать на похоронах девушке, которая может впасть в грех" (2 том, 121 стр., издательство "Мысль").


Шафиитские и ханбалитские учёные считают, что женщине, вне зависимости от возраста и поведения нежелательно присутствовать на похоронах. Имам Ан-Навави сказал в книге "Собранный": "Что касается женщин, то им не запрещено, но нежелательно участвовать в похоронах, и это верно, об этом сказали наши учёные. Нежелательность присутствия женщин на похоронах - это наше мнение и мнение большинства учёных, которое передаёт Аль-Мунзир от Ибн Мас'уда, Ибн Умара, Абу Умама, Аиши (да будет доволен ими Аллах) и от таких имамов как Масрук, Аль-Хасан, Ан-Нахаи, Аль-Аузаи, Ахмад и Исхак, и об этом говорил ас-Саури. Передаётся, что Абу Ад-Дарда, Аз-Зухри и Рабиа не запрещали этого. Имам Малик считал это нежелательным только для девушки. Аль-Абдари передаёт, что имам Малик считал это нежелательным для девушки кроме случая, когда покойный её ребёнок, или родитель, или муж, или брат, или сестра" (5 том, 277 стр., издательство "Мысль").


Великий ханбалийский учёный Ибн Кудама Аль-Макдиси сказал в книге "Обогащающий": "Женщинам нежелательно присутствовать на похоронах" (2 том, 356 стр., Каирская библиотека).

Имаму следует исходить из российских реалий. Например, если семья, соблюдающая предписания ислама, то они послушают его, и женщины не пойдут на похороны. Но есть много людей, у которых нет особых знаний об исламе, есть также семьи, члены которой придерживаются разных религий. В таком случае лучше женщинам не запрещать присутствовать на похоронах. Ведь были случаи, когда некоторые имамы силой выталкивали женщин с кладбища, а это не допустимо, какое будет впечатление у родственников усопшего от таких похорон?!
Только Аллах Всезнающий.

Дамир-хазрат Нафиков


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку