Вторник 03 декабря 2024 г.
Фаджр
06:31
Восход
08:55
Зухр
12:31
Аср
14:11
Магриб
15:59
Иша
18:00
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Намаз (молитва)

Намаз по своей значимости стоит на втором месте в перечне пяти столпов Ислама. Роль его велика. Это своеобразный критерий, определяющий принадлежность данного человека к мусульманской Умме. 

Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорили: "Не было какой-либо вещи, при оставлении которой мы причисляли кого-нибудь к кафирам, кроме Намаза". Человек может носить традиционную мусульманскую одежду, мусульманское имя, но при этом не совершать Намаз, а это означает, что этого человека нельзя относить к мусульманам. 

Аллах подчёркивает в Коране, что Намаз предписан приказом, т.е. обязателен, несмотря ни на какие обстоятельства. Совершать его надо регулярно и вовремя, всегда и везде. Ни при каких обстоятельствах, даже в самых экстремальных, мусульманин не освобождён от Намаза. Единственным оправданием служит бессознательное состояние. Даже во время активных военных действий, когда, казалось бы, нет возможности его совершить, предусмотрены правила отправления Намаза в этих условиях. 

Всевышний Аллах сказал: "...Поистине, Намаз для верующих — предписанное в определенное время". (Женщины, 103). 

Если мусульманин пропустил тот или иной Намаз, то необходимо восполнить пропуски как можно быстрее. 

Итак, из всего вышесказанного мы понимаем, что Намаз является опорой Ислама. 

Намаз стал обязательным для мусульман, когда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил ночное путешествие в Небеса (ми'радж). В начале  Аллах обязал его и его Умму совершать пятьдесят Намазов в сутки. Затем по просьбе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сократил это число до пяти. Но вознаграждение для тех, кто его совершает, равносильно вознаграждению за совершение 50-ти Намазов.

Первое, за что будет отчитываться мусульманин в День Суда пред Аллахом — это Намаз. Аллах рассмотрит Намаз каждого верующего и по Своему желанию примет или не примет его. При этом большое значение имеет ряд условий при совершении Намаза: совершался ли Намаз чисто искренне от всего сердца во имя Аллаха или нет; способствовал ли Намаз воздержанию от зла и распутства или нет. Все эти моменты будут играть огромную роль в грядущей жизни. 

Намаз играет неоценимую роль в жизни каждого человека. Намаз воспитывает в душе человека воздержанность от зла и разврата, пьянства и тщеславия, укрепляет чисто нравственные качества, устанавливает хорошие отношения между рабом и его Господом.

Намаз является физическим упражнением, полезным для тела, успокаивает в чисто эмоциональном плане, является соответствующей разрядкой для выхода лишней энергии. О положительных моментах Намаза можно говорить очень много, осознать которые может лишь тот, кто сам его совершает. 

Достаточно указать на его важное место в Исламе тем, что отец пророков Ибрахим обратился к Аллаху со следующей просьбой, приведённой в Коране: «Господь, сделай меня выстаивающим Намаз и из моего потомства. Господь наш! И прими мой зов...» (Ибрахим, 40). 

СОЗНАТЕЛЬНОЕ НЕВЫПОЛНЕНИЕ НАМАЗА —  ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ВЕРЫ

Всевышний Аллах об обитателях Ада говорит: "Что завело вас в Сакар [Ад]? Говорили они: «Мы не были среди молящихся, мы не кормили бедняков, и мы погрязли с погрязшими, и мы объявляли ложью День Суда...». (Завернувшийся, 42—46). 

Из этого следует, что Намаз — один из главных столпов Ислама, свет убеждённости в вере и преграда моральному упадку, спасение от позора в этой жизни и от наказания в Будущей жизни. 

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Человека от куфра [неверия] отделяет Намаз». По мнению многих исламских ученых, сознательное невыполнение Намаза необходимо рассматривать как отступление от веры. А отрицание обязательности Намаза и умаление его значимости все имамы-богословы единогласно расценивают как отступление от веры. 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ СОВЕРШАТЬ НАМАЗ

Чтобы совершать Намаз, человек должен быть: 

1. Убеждённо верующим в Аллаха и его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и свято чтящим их. В противном случае человек не должен совершать Намаз, ибо он не является мусульманином. 

2. Совершеннолетним. Дети, не достигшие совершеннолетия, не обязаны совершать Намаз. Однако родители и опекуны при достижении ребёнком семилетнего возраста должны обучать его Намазу и требовать от него регулярного и пунктуального исполнения Намаза, с тем чтобы он приучился к этому по достижении совершеннолетия.

3. Здравомыслящим. Умалишённому человеку не вменяется совершение Намаза. 

4. Женщина должна быть чистой от менструаций и послеродовых выделений. В период менструаций женщине категорически запрещается совершать Намаз. 

5. Не лишенным зрения и слуха одновременно при рождении. 

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА

Чтобы совершить Намаз, необходимо соблюсти пять условий. Если хоть одно условие, имея возможность его выполнить, будет не соблюдено. Намаз считается недействительным. 

Примечание. Звук [h] “ha” — глухой, щелевой, связочный звук. При произнесении звука [h] язык занимает то же положение, что и при артикуляции [а]. Органы речи не напряжены. Воздух проходит через щель между голосовыми связками, создавая акустическое впечатление придыхания. Подобие этого звука можно услышать в русских словах “ого” и “ага”. В украинском языке так произносят звук [г]. 

Звук [‘] “айн” — гортанный, зевный, взрывной, звонкий. 

Звук [‘] образуется в глубине полости рта (в зеве) без непосредственного участия языка. При произношении [‘] мышцы гортани примыкают друг к другу вплотную. Этот звук похож на русский [а], произнесённый на самой низкой ноте. 

В зависимости от огласовки буквы “айн”, в русской транскрипции звук [‘] может стоять при буквах “а” — при огласовке [а], “и” — при огласовке [и], “у” — при огласовке [у]. При огласовке “сукун”, т е. при отсутствии гласной над “айн”, как, например, в слове “ми'радж”, звук ['] стоит между согласными самостоятельно. 

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

Омовение проводится в следующей последовательности: 

Намерение: "Я намереваюсь совершить обязательное омовение", после чего произносится "Бисмилляhир-рахмаанир-рахиим". 

Затем моют руки до запястья три раза, по три раза полоскают рот и нос, моют лицо три раза, моют руки и предплечья, захватывая небольшой участок выше локтевого сгиба (сустава) (сначала правую руку, а затем левую), протирают влажными руками волосяной покров головы и ушные раковины изнутри и снаружи один раз, 3 раза моют ноги, включая щиколотки, стараясь, чтобы вода проникла между пальцами (сначала правую ногу, затем левую). 

СОСТОЯНИЕ TAhAPAT СЧИТАЕТСЯ НАРУШЕННЫМ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

1. Выход кала, газов, мочи или рвотной массы. 

2. Выделения из половых органов, с вожделением или без вожделения. 

3. Выделение из раны крови или гноя.

4. Кровотечение из носа. 

5. Потеря сознания, независимо от причин, вызвавших её (приступ, алкогольное или наркотическое опьянение и др.). 

6. Сон, за исключением моментов, когда человек дремлет сидя, плотно прижав седалище. Такая ситуация может иметь место в мечети, когда человек в состоянии дремоты ожидает время следующего намаза. 

7. Сладострастное соприкосновение к представителю противоположного пола. 

8. Прикосновение к половым органам или анальному отверстию ладонью без препятствия, независимо от того, к своим или чужим. 

9. Смех во время намаза. 

ОМОВЕНИЕ ВСЕГО ТЕЛА (‘усуль)

Омовение всего тела обязательно в следующих случаях: 

1. В состоянии джунуб (после половой близости или поллюции или семяизвержении). 

2. По завершению менструации. 

3. По завершению послеродовых кровотечений. 

ПОРЯДОК ОМОВЕНИЯ ВСЕГО ТЕЛА

1. Очистить половые органы. 

2. Мыть руки до запястий. 

3. Совершить малое омовение (все кроме мытья ног). 

4. Сделать намерение совершить омовение всего тела. 

5. Три раза прополоскать рот. 

6. Три раза прополоскать нос. 

7. Три раза омыть все тело, начиная с головы. 

8. Мыть ноги. 

ПРОТИРАНИЕ КОЖАНОЙ ОБУВИ (МАСЕХ)

Если в состоянии омовения надеть кожаную обувь, при следующем совершении малого омовения разрешается протирать обувь вместо мытья ног. Срок протирания обуви для непутешественника — сутки, а для путешественника — трое суток. Истечение срока или снятие обуви делает масех не действительным. Если к истечению срока масеха или при снятии обуви человек будет в состоянии омовения, то разрешается помыть только ноги. 

ОЧИЩЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ (таяммум)

Таяммум разрешается в следующих случаях: 

— отсутствие воды; 

— противопоказания использования воды (по болезни); 

— если вода очень холодная, нет никакой возможности нагреть воду, и человек уверен в том, что её использо вания навредит его здоровью; 

— если даже по близости и есть вода, но нет возможности достать её по уважительным причинам (угроза здоровью, чести, имуществу; наличие врага или хищного зверя);

 — если есть опасность опоздать на праздничную или похоронную молитву; 

— если нет возможности достать воду из водоема. 

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАЯММУМА

Сделать намерение. 

Сделав хлопок по земле, протереть всё лицо. 

Второй раз, хлопнув по земле, протереть руки до локтей включительно. 

СОБЛЮДЕНИЕ ЧИСТОТЫ (второе условие)

У человека, совершающего Намаз, тело, одежда и место отправления Намаза должны быть свободными от нечистот. К нечистотам причисляются: моча, кал, рвотная масса, кровь, мертвечина, гной, тухлое яйцо. К нечистотам относят и молоко животных, мясо которых запрещается есть. 

Если перечисленные нечистоты будуг находиться на теле, одежде или на месте отправления Намаза, последний считается недействительным.

СОБЛЮДЕНИЕ ВРЕМЕНИ НАМАЗА (третье условие)

1. Время для совершения утреннего Намаза наступает с рассветом и заканчивается с восходом солнца. 

2. Время полуденного Намаза наступает, когда солнце от зенита смещается чуть к западу, а заканчивается, когда тень от предмета становится равной ей же плюс полуденная тень. 

3. Время предвечернего Намаза наступает по истечении времени полуденного Намаза и заканчивается с заходом солнца. 

4. Время вечернего Намаза наступает с заходом солнца и истекает, когда с горизонта исчезает зарево заката. 

5. Время ночного Намаза наступает с истечением времени вечернего Намаза и истекает с наступлением рассвета. 

Намаз, совершаемый в начале своего времени, более ценен. В хадисах говорится, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, задали вопрос: "Какое деяние самое предпочтительное?" 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Вовремя совершённый Намаз...»

СОКРЫТИЕ АВРАТ (четвёртое условие)

При совершении Намаза человек стоит пред Аллахом, говорит с Ним. И поэтому внешний облик и одежда должны отражать высшую почтительность к Господу. Становясь пред Всевышним, мы должны проявлять почтение и богобоязненность. 

"Аврат" — это часть тела, которая подлежит сокрытию от посторонних взоров. Аврат у мужчин — это область, включающая часть тела, расположенную ниже пупка и выше колен. Аврат у женщин считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Волосы на голове у женщины тоже относят к аврат и подлежат укрытию. 

ОБРАЩЕНИЕ К КИБЛЕ (пятое условие)

Человек, совершающий Намаз, должен быть обращён лицом к Кибле от начала и до конца Намаза. Киблой у мусульман является Священный дом Аллаха Кааба, находящийся в Заповедной мечети города Мекки в Саудовской Аравии. 

ПРИЗЫВ НА НАМАЗ (азан)

Азан произносится громко и нараспев. Слова азана читаются следующим образом:

Аллааhу Акбар. (4 раза) 

Aшhaдy алляя иляhа илла-ллаааh. (2 раза) 

Ашhаду анна Мухаммадар-расулу-ллаааh. (2 раза) 

Хаййа'аляс-саляяh. (2 раза) 

Хаййа' алаль-фаляях. (2 раза). 

Аллааhу Акбар. (2 раза) 

Ляя' иляha илля-аллаааh. 


Aллah Превыше всего. (4 раза) 

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаhа. (2 раза) 

Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаhа. (2 раза) 

Идите к намазу. (2 раза) 

Идите к успеху. (2 раза) 

Aллah Превыше (всего). (2 раза) 

Нет божества, кроме Aллaha. 

Примечание. Во время азана на утренний Намаз, между “хаййа ‘алаль-фаляяh" и "Aллaahy Акбар" читаем дважды: 

Ас-саляту хайрум минан-навм (Намаз лучше сна.) 

По окончании азана читаем молитву Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, следующим образом: 

Аллааhумма салли 'ала Мухаммадин ва 'аля али Мухаммад. Аллааhумма рабба hаазиhид-да'ватиттаммати, вас-салятиль-ка'имаа. Ати Мухаммаданиль-васиилята, вальфадылята, ваб-'achy макамам-махмудан аллази ва’адтаh. 

(О Аллаh, благослови Мухаммада и его семью. О Аллаh, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося Намаза! Дай Мухаммаду "васииля" [наивысшую ступень в Раю] и превосходство, и воскрешай его на похвальном месте, которое Ты обещал ему [имеется в виду место, где в Судный День Пророк, да благословит его Aллah и приветствует, встанет для оказания помощи и заступничества за мусульман].) 

ПРИЗЫВ К ВЫСТАИВАНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАМАЗА (икамат)

Слова икамат читаются следующим образом: 

Aллaahy Акбар, Aллaahy Акбар. 

Aшhaдy алляя иляhа илляя-аллааh. Ашhаду анна Мухаммадар-расулуллааh. 

Хаййа , ‘алас-саляяти, хаййа ‘алас-саляяh. Хаййа ‘алаль-фаляяхи хаййа ‘алаль-фаляях. 

Кад каматис-саляту, кад каматис-саляяh. 

Аллааhу Акбару, Аллааhу Акбар. 

Ляя иляhа илла-ллааh. 


Аллаh Превыше (всего). (2 раза) 

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаhа. 

Я свидетельствую, что Мухаммад-посланник Аллаhа. 

Идите на намаз. (2 раза) 

Идите к успеху. (2 раза) 

Теперь встали на Намаз. (2 раза)

Аллаh Превыше (всего). (2 раза) 

Нет божества, кроме Аллаhа. 

Женщины не должны читать азан, но читать икамат рекомендуется и для них. 

УСЛОВИЯ НАМАЗА

Намаз выполняется только при соблюдении следующих условий: наступление времени, в состоянии омовения (большого омовения всего тела и малого омовения), чистоте тела, одежды и места от нечистот. 

ВРЕМЯ НАМАЗОВ

Время утреннего намаза - со второго рассвета (появления горизонтального света на востоке) до восхода солнца. 

Время полуденного намаза - от момента, когда солнце окажется в зените, до тех пор, пока тень каждого предмета не будет равна его двойной длине плюс тени, которая была во время зенита. 

Время предвечернего намаза - после полуденного намаза до захода солнца. 

Время вечернего намаза - от захода солнца до исчезновения вечерней зари. 

Время ночного намаза - начиная исчезновения вечерней зари до второго рассвета.

Время витр намаза и намаза таравих (в месяц Рамадан) — после выполнения ночного намаза до рассвета. 

Время пятничного намаза — во время полуденного намаза. 

Время праздничных намазов — через 30 минут после восхода солнца до полуденного намаза. 

КОЛИЧЕСТВО РАКААТОВ (коленопреклонений) В КАЖДОМ НАМАЗЕ

1. Утренний Намаз - 2 ракаата сунны, 2 ракаата фарда (обязательных). 

2. Полуденный Намаз - 4 ракаата сунны, 4 ракаата фарда и 2 ракаата сунны. 

3. Предвечерний Намаз - 4 ракаата фарда. 

4. Вечерний Намаз - 3 ракаата фарда, 2 ракаата сунны. 

5. Ночной Намаз - 4 ракаата фарда, 2 ракаата сунны. 

6. Витр намаз - 3 ракаата. 

Намаз

Последовательность движений при совершении намаза в два ракаата

УТРЕННИЙ НАМАЗ

2 ракаата сунны

Направив своё лицо в сторону Каабы, сосредоточившись, мы мысленно имеем намерение: исполнить 2 ракаата сунны утреннего намаза искренне ради Аллаhа. 

Намерение - акт мысленный, духовный, имеющий главное значение в Намазе.

Утвердив намерение, поднимаем руки до уровня ушей (женщины до уровня грудей) и, обращая их открытыми ладонями к Каабе, произносим такбир (рис.1 и 1а): Aллaahy Акбар! (Аллаh Превыше (всего)). 

Намаз

Затем опускаем обе руки и складываем их в верхней части живота выше пупка (женщины на грудь), при этом правая рука держит левую на запястье, как это показано на рис. 2 и 2а.

Намаз

Затем, стоя читаем "ду'а-уль-истифтах" (вступительная мольба):

Субхаанака-ллааhумма ва бихамдика, ва табаарака-смука, ва та ааля джаддука, ва ляя иляhа гайрук. 

(Свят Ты, о Аллаh! И хвала Тебе! Имя Твоё благословилось и величие Твоё возросло, и нет, кроме Тебя, другого божества.) 

Примечание. "Ду'а-уль истифтах" читается только при выполнении первого ракаата. 

Затем перед чтением суры "Фатиха" (первой суры Корана) произносим "А‘узу билляhи минаш-шайтаанир- раджиим" (Я прибегаю к Аллаhу от проклятого шайтана) и читаем суру "Фатиха": 

Бисмилляhир-рахмаанир-рахиим. Аль-хамду лилляhи раббиль - 'аалямиин. Аррахмаанир-рахиим, маалики йавмид-дииин. Иййаака на' буду ва иййаака наста'ииин. Иhдинас-сирааталь-мустакыыым, сирааталь-лязиина ан амта' алайhим гайриль-магдууби 'аляйhим ва лад-даааалииин.

 (Во имя Аллаhа Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаhу, Владыке миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День Суда. Тебе только мы поклоняемся и лишь к Тебе о помощи взываем. Наставь нас на путь прямой, на путь тех, кого Ты одарил благами, не тех, кто находится под гневом, и не заблудших.) 

Затем произносим "Аамин!" (Да будет!)

После "Фатихи" читаем какую-нибудь суру или аяты из Корана. Затем делаем руку' (поясн

ой поклон) -  произнося "Aллaahy Акбар", сгибаемся в поклоне, при этом опус- каем туловище в горизонтальное положение, ноги держим прямо (женщины чуть-чуть сгибают колени), руки опираются на колени (рис.3 и За).

Намаз

В таком положении трижды произносим "Субхаана раббийаль -‘азыым" (Свят мой Великий Господь!). 

Затем делаем и'тидаль (выпрямление) и произносим "Сами aллahy лиман хамидаh" (Аллah прислушался к тому, кто Его восхвалил).

Возвращаемся в исходное положение (рис. 4 и 4а) и говорим: "Раббана лакаль хамду" (Господь наш! Хвала Тебе!)

Намаз

Затем делаем суджуд - земной поклон: произнося "Аллааhу Акбар!" падаем ниц. При суджуде семь частей тела обязательно должны соприкасаться с поверхностью молельного коврика: лоб, две ладони, оба колена, пальцы обеих стоп, при этом кончики пальцев направлены в сторону Киблы (рис. 5 и 5а). 

Намаз

В положении суджуда произносим трижды "Субхаана раббийаль а' ля" (Свят мой Всевышний Господь!). Оставаясь на коленях, произносим "Aллaahy Акбар".

 Затем поднимаем туловище в вертикальное положение. При этом левая стопа подворачивается под ягодицы, то есть, садимся на левую стопу, правая же стопа остаётся в том же положении, что и при суджуде, пальцы направлены к Кибле (рис. 6 и 6а). 

Намаз

Сидя произносим "Аллааhу Акбар", переходим повторно в позу суджуда и произносим те же слова, что и при суджуде (рис. 7). 

На этом завершается один полный ракаат. 

Затем, произнося "Aллaahy Акбар", снова поднимаемся на ноги для совершения второго ракаата (рис. 2 и 2а). Второй ракаат начинается с суры "аль-Фатиха", после неё читается другая сура Корана и в дальнейшем повторяется всё то, что и в первом ракаате (рис. 3, 4, 5, 6, 7). После того, как совершили суджуд во втором ракаате, садимся, как показано на рис. 8.

При этом совершающий намаз кладёт руки на колени ладонями вниз. В этом положении читаем ат-тахиййят (приветствие Аллаhу): 

Аттахиййяту лилляhи, вас-салауату, ваттай-йибаат. Ас-саляму 'аляйка аййуhан-набиййу, ва рахматуллааhи, ва баракаатуh. Ас-саляму 'аляйна ва ‘аля ‘ибадилляhис-саалихиин. Ашhаду алля иляhа илла-ллааhу, ва ашhаду анна Мухаммадан' абдуhу ва расу- луh.

(Почести Аллаhу, молитвы и добрые слова. Мир и здравие тебе, о Пророк, и милость Аллаhа и Его благодать. Мир и здравие нам и добрым рабам Аллаhа. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа; и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.) 

И ташаhhуд (слова исповедания веры):   

Аллааhумма салли'аля Мухаммадин ва'аля аали Мухаммад. Кяма салляйта 'аля Ибраhима ва 'аля аали Ибраhим, иннака хамиидум-маджиид. Аллааhумма барик ‘аля Мухаммадин ва 'аля аали Мухаммад. Кяма баракта 'ала Ибрахима, ва ‘аля аали Ибраhим, 'иннака хамиидум маджиид. 

(О Aллah! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада так же, как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада так же, как ниспослал на Ибрахима и на семью Ибрахима! Поистине, Ты достоин похвалы и славы.) 

По окончании ташаhhуда читаем следующую молитву: 

Раббанаа аатина фид-дунийа хасанатав-ва филь-ахирати хасанатав-ва кыйна 'азаабаннаар. 

(О Господь наш! Даруй нам блага в этом мире и в том мире (ахират) и защити нас от огня ада!) 

По окончании Намаза поворачиваем лицо сначала вправо (рис. 9), затем влево (рис. 10), и при каждом повороте отдаем салям "Ассаляму 'аляйкум ва рахматуллааh". (рис. 9, 10). (Мир Вам и милосердие Aллaha!) 

После того, как мы отдали салям, читаем следующую мольбу: 

Астагфируллааh, астагфируллааh, астагфируллааh. Аллааhумма антас-саляму, ва минкассалям, табааракта йаа заль-джалаали валь-икраам.

 (Прошу у Aллaha прощения (3 раза). О Aллah! Ты есть Мир и от Тебя исходит мир. Умножилась Твоя благодать, о Обладатель Величия и Почитания.) 

2 ракаата фард намаза

1-й ракаат: 

Направив своё лицо в сторону Каабы, сосредоточившись, мы мысленно имеем намерение: исполнить 2 ракаата обязательного утреннего намаза искренне ради Aллaha.

Утвердив намерение, поднимаем руки, произносим такбир (рис.1) "Aллaahy Акбар!" (Aллah Превыше (всего)) и ставим руки в определенное место (рис. 2). Затем читаем "ду'ауль-истифтах" (вступительная мольба), суру "Фатиха" и какую-нибудь суру или аяты из Корана. Затем делаем руку' (поясной поклон) рис. 3). 2 раза делаем суджуд (рис. 5). 

2-й ракаат: 

Произносим "Бисмилляh" читаем суру "Фатиха" и какую-нибудь суру или аяты из Корана. Затем делаем руку' (поясной поклон) (рис. 3), 2 раза делаем суджуд (рис. 5). После того, как мы совершили суджуд во втором ракаате, садимся, как показано на рис. 8. При этом совершающий намаз кладёт руки на колени ладонями вниз. В этом положении читаем ат-тахиййят (приветствие Аллаhу) и ташаhhуд (слова исповедания веры).

По окончании ташаhhуда читаем молитву "Раббана...". Потом поворачиваем лицо сначала вправо (рис. 9), затем влево (рис. 10) и при каждом повороте отдаём салям и читаем мольбу после саляма. 

ПОЛУДЕННЫЙ НАМАЗ

4 ракаата сунны

1-й ракаат: 

Намерение, "ду‘а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат: 

"Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят. Затем встать на 3-й ракаат. 

3-й ракаат:

 "Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

4-й ракаат: 

"Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям направо и налево и мольба после саляма. 

4 ракаата фарда

1-й ракаат: 

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат: "Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят. Затем встать на 3-й ракаат. 

3-й ракаат: 

"Бисмилляh", сура "Фатиха", руку', 2 суджуда. 

4-й ракаат: "Бисмилляh", сура "Фатиха", руку', 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям направо и налево и мольба после саляма.

2 ракаата сунны

1-й ракаат: 

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а‘узу-бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат:

 "Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям нправо и налево и мольба после саляма. 

ПРЕДВЕЧЕРНИЙ НАМАЗ

4 ракаата фарда

1-й ракаат: 

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат: 

"Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят и затем встать на 3-й ракаат. 

3-й ракаат: 

"Бисмилляh", сура "Фатиха", руку', 2 суджуда. 

4-й ракаат: 

"Бисмилляh", сура "Фатиха", руку', 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям направо и налево и мольба после саляма. 

ВЕЧЕРНИЙ НАМАЗ

3 ракаата фарда

1-й ракаат: 

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат: 

"Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят и затем встать на 3-й ракаат. 

3-й ракаат:

"Бисмилляh", сура "Фатиха", руку', 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям направо и налево и мольба после саляма. 

2 ракаата сунны

1-й ракаат:

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh",  "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда.

 2-й ракаат: 

"Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям направо и налево и мольба после саляма.

НОЧНОЙ НАМАЗ

4 ракаата фарда

1-й ракаат: 

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат: 

"Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят. Затем встать на 3-й ракаат. 

3-й ракаат: 

"Бисмилляh", сура "Фатиха", руку', 2 суджуда.

4-й ракаат: 

"Бисмилляh", сура "Фатиха", руку1, 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям нправо и налево и мольба после саляма. 

2 ракаата сунны

1-й ракаат: 

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат: 

"Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям направо и налево и мольба после саляма. 

ВИТР НАМАЗ

3 ракаата

1-й ракаат: 

Намерение, "ду'а-ульистифтах", "а'узу-бисмилляh", сура "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда. 

2-й ракаат: 

"Бисмилляh", сура "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, руку', 2 суджуда, ат-тахиййят и затем встать на 3-й ракаат. 

3-й ракаат: "Бисмилляh", "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана, после этого поднять руки, сказать "такбир" и прочитать "ду‘а кунут": 

Аллааhумма иннаа наста’иинука ва настагьфирука ва настаhдиика ва нуэмину бика ва натуубу иляйкя натаваккулу 'аляйкя ва нусни ‘аляйкяль-хайра кулляhу нашкурука, ва ляя накфурука, ва нахълягу, ва натруку мяййаф-джурук. Аллааhумма иййакя на‘буду, ва лака нусаллии, ва насджуду, ва иляйкя нас’а, ва нахъфиду нарджу рахматака ва нахъшаа ‘азаабак. Инна 'азаа-бака билькуффаари мульхык.

(О Aллah, мы просим у Тебя помощи и прощения наших грехов. Верим в Тебя и уповаем на Тебя во всех делах. Восхваляем только Тебя и благодарим Тебя, не проявляем неверие. Сторонимся тех, кто грешит. О, Господь наш, только Тебе мы поклоняемся, только Тебе молимся, делаем земной поклон при молитве. Поклонясь, пытаемся стать ближе Тебе, надеемся на Твою милость и боимся Твоего наказания. Ведь Твое наказание только для неверующих.) 

После "ду‘а кунут"  руку’, 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд, молитва "Раббана...", салям направо и налево и мольба после саляма. 

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ (Джум'а намаз)

До и после фард намаза читаются 4 ракаата сунны. После первых 4-х ракаатов сунны имам поднимается на трибуну перед совершающими намаз и, произнося салям, приветствует собравшихся в мечети мусульман. Затем муазин читает азан. После окончания азана имам начинает хутбу (проповедь). Имам читает две хутбы. Закончив проповедь, имам спускается с трибуны и становится впереди совершающих намаз. Муазин читает икамат, имам начинает вслух совершать джум'а намаз, состоящий из двух ракаатов. Мусульмане, в свою очередь, последовательно повторяют за имамом все действия, совершаемые в намазе. 

ПРАЗДНИЧНЫЕ НАМАЗЫ (Гает намаз)

Праздничный намаз состоит из 2-х ракаатов. На 1-ом ракаате после "ду'а-ульистифтах" и перед началом 2-ого ракаата еще 3 раза, поднимая руки, произносится "такбир". В ракаатах читается "Фатиха" и какая-нибудь сура или аяты из Корана. После намаза имам читает две проповеди. 

ПОХОРОННЫЙ НАМАЗ (Джаназа намаз)

Совершающий похоронный намаз становится на чистое место, обратившись к Кибле, предварительно уложив перед собой поперёк направления Киблы тело покойного, обмытого, окутанного в саван, готового преданию земле. Порядок исполнения джаназа намаза следующий: 

1. Имея намерение на джаназа намаз за душу покойного и поднимая руки до уровня ушей, произносим такбир. Затем руки складываем, как и в других намазах, на нижней части груди выше пупка. 

2. Читаем "ду'а-ульистифтах". Во второй раз произносим такбир (не поднимая руки). Читаем ташаhhуд. 

3. В третий раз произносим такбир (не поднимая руки). 

4. Просим у Аллаhа прощения, милосердия покойному и читаем ду'а: 

Аллааhумма-гфир ли хаййинаа ва маййитинаа ва шааhидиинаа ва гаабидинаа ва сагыриинаа ва кабириинаа ва закаринаа ва унсаанаа. Аллааhумма ман ахъйайтаhу миннаа фа ахъйиhи ‘алальисляям, ва ман таваффайтату миннаа фа таваффаhу ‘ алаль-ииман. Аллааhумма ин кяяна haазаль-маййиту мухсинан, фазид фии ихсаниhи, ва ин кяяна муси-ан фатаджаваз 'анhу. 

(О, Господь мой! Прости живых и мертвых, присутствующих здесь и тех, кого здесь нет, малых и старших, мужчин и женщин! О, Господь мой, даруй живым жить в Исламе и умирающим умереть с верой! О, Господь мой, если этот покойник был праведным — умножь его блага, а если он был грешником — прости его грехи!) 

Если покойный ребёнок, то читаем следующее ду'а: 

Аллааhумма-дж’-аль hаазаль-маййита ляна фаратан ва зухъран вадж’ альhу ляна шаафи’ан ва мушафа'ан. 

(О, Господь мой! Сделай этого покойника заступником за нас и прими его заступничество!) 

5. В четвёртый раз произносим такбир (не поднимая руки) и ещё раз просим у Аллаhа прощения и милосердия покойному. 

6. Даём салям направо и налево. 

ПОКЛОНЫ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СЛУЧАЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЙ ОШИБКИ (Суджудус-caha)

При допущении непреднамеренной ошибки во время выполнения намаза (пропущение ваджиба намаза или выполнение лишнего), для её восполнения Аллаhом указан путь — совершить суджудус-сaha — поклоны за свои ошибки. Суджудус-caha совершается дважды в конце намаза после саляма, снова сделать 2 суджуда, ат-тахиййят, ташаhhуд затем дать салям направо и налево.