Воскресенье 22 декабря 2024 г.
Фаджр
06:48
Восход
09:16
Зухр
12:40
Аср
14:10
Магриб
15:57
Иша
18:01
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Хадж (паломничество)

Пятым из обязательных для любого совершеннолетнего и разумного верующего обрядов поклонения в Исламе является хадж (паломничество в Священную Мекку), который должен быть совершен один раз в жизни. 

Хадж считается непременным только для здорового обеспеченного человека, имеющего средства на поездку в Священную Мекку и на содержание в свое отсутствие оставшейся дома семьи.

 Для богатой женщины хадж обязателен (фард) при условии, что она отправится в путь с мужем или каким-нибудь близким родственником (махрам). 

Хадж не является обязанностью для больных, слепых и бедных людей. Если кто-нибудь, входящий в одну из этих категорий людей, по каким-либо причинам окажется в Священной Мекке и будет в состоянии совершить хадж, то он для него становится обязательным. 

Условием совершения хаджа является также безопасность дорог от грабителей и заразных болезней. 

Если на дорогах неспокойно, то следует воздержаться от хаджа. Правильнее будет отложить совершение хаджа до того времени, когда дороги станут безопасными. 

После того как хадж вновь становится обязательным, пропускать его без веских причин нельзя.

3 обязательных (фард) условия хаджа:

1. Ихрам — специальная одежда паломников, в которую надо облачиться перед входом в Священную Мекку в одном из мест, называемых микат, с намерением совершить хадж. 

2. Вакф — стояние в день ‘Арафа (9-е число месяца Зу-л-хиҗҗа) после полуденного намаза на горе ‘Арафат. 

3. Таваф — семикратный обход Каабы известным образом в день праздника Курбан-байрам или на его второй или третий день.

5 необходимых действий (важиб) хаджа: 

1. Посещение местности под названием Муздалифа после утреннего намаза в день праздника Курбан. 

2. Совершить са‘й, т. е. 7 раз пройти (пробежать) между холмами Сафа и Марва. 

3. Бросить 7 камней в определенных для этого местах. 

4. Перед тем как высказать намерение вернуться домой и покинуть Мекку, совершить семикратное обхождение (таваф) вокруг Каабы.

5. Бритье или укорачивание волос после обязательного обхождения Каабы (таваф) в день праздника Курбан. 

Помимо указанных дел в хажже присутствуют действия добровольные (сунна) и поощрительные (мустахаб). 

Обряды хаджа

По прибытии в Мекку паломники, остановившись в одном из мест под названием микат, укорачивают усы, стригут ногти, бреют лишние волосы на теле (в области подмышек и промежности) и снимают обычные одежды.  Совершив полное омовение, они надевают специальную одежду паломников — ихрам. 

Совершив после этого 2 рак‘ата дополнительного намаза, они утверждают свое намерение совершить хадж, произнеся следующие слова: 

Аллахумма ’инни’урйду-л-хажжа фа-йассирху ли ва-такаббалху минни. 

О Аллах, поистине, я намереваюсь совершить хажж, облегчи мне его и прими его от меня. 

После произносится талбийа: 

Лаббайка-ллахумма лаббайк! Лаббайка ла шарика лака, лаббайк! Инна-л-хамда ва-н-ни‘мата лака ва-л-мулк! Ла шарика лак!

Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища. Вот я перед Тобой. Воистину, хвала Тебе, милость принадлежит Тебе и владычество! Нет у тебя сотоварища.

После произнесения намерения и талбийи паломники считаются мухрим, т. е. облаченными в ихрам. В состоянии ихрама они направляются в Священную Мекку, где пребывают в этом состоянии до совершения последнего тавафа и пострижения волос. 

В состоянии ихрама паломникам нельзя: говорить непристойности; иметь половое сношение; целоваться и сладострастно прикасаться рукой к жене; грешить; спорить с кем-нибудь; охотиться на диких животных и помогать охотникам; надевать сшитую с помощью иглы одежду; надевать чалму, шапку или феску; надевать кожаные сапожки, сапоги, закрытую обувь; прикрывать чем-нибудь голову и лицо; использовать благовония, расчесывать и обрезать волосы на голове и теле, стричь ногти, смазывать маслом бороду и мыть голову с мылом. При совершении одного из этих действий в искупление им нужно будет совершить жертвоприношение или раздать милостыню. 

Каждый из паломников в дни праздника Курбан до завершения состояния ихрама должен ходить, подобно аскетам, босиком, без головного убора, завернувшись в белый ихрам. В местах, где следует произносить талбийю, он должен делать это громким голосом. 

Человеку в ихраме можно заходить в дом, есть, пить, спать, поклоняться Аллаху и совершать малое и полное омовение, посещать баню, надевать на пояс ремень с деньгами, прятаться в тени под зонтом или в палатке, надевать открытые деревянные или кожаные тапки. 

Перечисленные правила относятся к совершающим хадж мужчинам. Женщины в хадже совершают 6 отличных от мужчин действий:

1. Не надевая одежду ихрам, они остаются в своих одеяниях, при этом обязательно оставляя лицо открытым. 

2. Надевают одежду, сшитую иглой. 

3. Не снимают головных уборов. 

4. Не произносят талбийю громко.

5. Не укорачивают волосы при выходе из состояния ихрама. 

6. Если наступили месячные, они откладывают обязательный таваф на другое время.

По прибытии в Священную Мекку паломники сразу направляются в сторону мечети Ка‘ба Му‘аззама (Запретной мечети). Увидев Каабу, они должны начать произносить такбир (Аллаху ’акбар) и тахлил (Ла ’илаха ’илла-ллах), возносить ду‘а, прося исполнить их желания. 

Войдя в мечеть Ка‘ба Му‘аззама и увидев находящийся на углу Каабы благословенный камень под названием Хажар ал-асвад (Черный камень), они должны поднять руки к ушам и произнести такбир и тахлил. При возможности они должны поцеловать этот камень.

После этого паломники, 7 раз обойдя Каабу, совершают таваф сунну. Потом в месте под названием макам Ибрахим совершают 2 рак‘ата намаза, обратившись в сторону Каабы. Затем они пьют воду из источника Замзам, смачивают ею свои лица и головы и после выхода из мечети совершают са‘й — пробегают между небольшими холмами Сафа и Марва. 

Затем они остаются в Мекке до 8-го числа месяца Зу-л-хижжа: совершают таваф и са‘й, сколько пожелают, и посещают благословенные святые места. 

Утром 8-го Зу-л-хижжа все паломники, выйдя из Мекки, направляются в окрестности мечети, расположенной рядом с поселением Мина. Проведя там ночь и совершив утренний намаз 9-го Зу-л-хижжа, они направляются к горе ‘Арафат, где с наступлением времени полуденного намаза коллективно совершают его, затем тут же совершают предвечерний намаз. 

Затем, совершив полное омовение, паломники начинают стояние (вукуф) на ‘Арафате, повернувшись лицом в сторону киблы, произносят зикры (поминания) и читают ду‘а прося исполнения своих желаний. 

После захода солнца они, не совершая вечернего намаза, направляются в местность под названием Муздалифа. С началом времени ночного намаза они совершают коллективно сначала вечерний и сразу после него ночной намазы. Проведя ночь в Муздалифе и совершив утренний намаз, они снова начинают стояние (вукуф). 

Когда совсем рассветет, паломники возвращаются в Мину и бросают  маленькие камешки в три больших камня (жамарат) в специально отведенных для этого местах, произнося при этом слова такбира (Аллаху ’акбар). После этого они закалывают жертвенных животных и раздают мясо в виде милостыни, после чего мужчины бреют или укорачивают волосы. 

10-го, или 11-го, или 12-го числа месяца Зу-л-хижжа, вернувшись в Священную Мекку и совершив обязательный таваф, паломники выходят из состояния ихрама. После этого можно вернуться к обычному образу жизни. 

Перед тем как покинуть Священную Мекку и отправиться домой, паломники посещают Запретную мечеть и совершают обход (таваф) Каабы. Они целуют порог Каабы, прикасаются лицами к месту под названием Мултазам и покрову Каабы, пьют воду из источника Замзам, плачут, расставаясь с Каабой и благословенными местами. Из Запретной мечети желательно выходить спиной вперед, обратившись лицом в сторону Каабы. 

Очень желательно (мустахаб) для паломников посетить места Рауда Мутаххара — священную могилу нашего Пророка Мухаммада в его мечети в Лучезарной Медине. 

В Мекке и Медине немало особых мест, которые посещают паломники. В обоих городах есть опытные проводники, разъясняющие людям обряды хаджа и показывающие благословенные места. 

Воду Замзам следует пить стоя, обратившись в сторону Каабы. Выпив воду, произносят следующую ду‘а: 

Аллахумма инни  ас’алука ‘илман нафи‘ав-ва-ризкав-васи‘ав-ва -шифа’аммин кулли да’. 

О Аллах, я прошу у Тебя полезного знания, обширного удела и исцеления от всех недугов.