Ежегодно столица региона во время больших исламских праздников наблюдает большое скопление верующих мусульман у городских мечетей. Количество молящихся с каждым годом увеличивается. Так, по словам имамов Духовного управления мусульман региона, если, например, в мечети посёлка Андреевский, находящегося в 27 километрах от Тюмени ещё в 2017 году на праздничный намаз выстраивалось всего два ряда, то в этом году молельный зал был забит до отказа.
С пяти часов утра у Соборной мечети Тюмени по-прежнему не протолкнуться. Такой график каждый год — что на Уразу, что на Курбан. Уже к утренней молитве начинают собираться самые стойкие. До 5 утра ещё можно найти себе место внутри мечети, потом верующим приходится выстраивать стройные ряды во дворе храма. К началу молитвы практически вся большая территория Соборной мечети заполоняется людьми, вслед за имамом, усердно сгибающихся в поясных и земных поклонах. В Курбан-байрам на молитвенный коврик встают не только те, кто ежедневно совершает пятикратную молитву, но и те из мусульман, кто мечеть посещает только по праздникам. В принципе, эта категория лиц на долго не задерживается в храме. Совершив молитву не все остаются слушать праздничную проповедь имама, которую в Тюмени, в отличие от других регионов страны произносят после намаза. Многим нужно успеть принести в жертву жертвенных животных, пригласить гостей, кто то, несмотря на воскресный день спешит на работу. Слушать наставления имама остаются всё те же стойкие мусульмане, пришедшие в мечеть заблаговременно. Тем временем на улице уже начинается бойкая торговля баранами, лепёшками, одеждой и прочими товарами.
В мечетях Тюменского района менее многолюдно. Все помещаются внутри здания, молиться на улице никому не приходится. Самыми заполненными остаются мечеть посёлка Боровский и посёлка Андреевский. В деревнях в отличие от города праздничный намаз проходит очень степенно. Это связано в первую очередь с тем, что большинство прихожан деревенских мечетей преклонного возраста, пенсионеры, а им особо спешить некуда. Тем более в отличие от горожан, деревенским жителям не нужно проделывать большой путь для того, чтобы прийти на намаз, в сёлах всё находится в шаговой доступности. Здесь верующие с благоговением слушают проповедь имама, а по окончании ритуала консультируются относительно обряда жертвоприношения.
Язык проповеди в городских мечетях русский, так как прихожане самых разных национальностей – татары, узбеки, таджики, киргизы и другие. В деревнях большинство приходящих на молитву это местные жители – татары, поэтому и проповеди ведутся на татарском. Исключением в этом году стала проповедь в том же посёлке Андреевский. Праздничную молитву там возглавил Муфтий Тюменской области Зиннат хазрат Садыков. Перед началом молитвы глава мусульман объявил: «Дорогие братья! Сегодня вместе с нами будут молиться много гостей из города, не понимающих татарский язык, поэтому праздничная проповедь сегодня будет вестись на русском языке». Стоит отметить, что в городских мечетях праздничные и пятничные проповеди на русском языке начали проводиться лет 10 назад, до этого имамы к прихожанам обращались на татарском языке. Среди тюменских мечетей исключением является мечеть «Ворота Сибири» по улице Мельникайте, там старую традицию стараются соблюдать, проповедуют на двух языках – татарском и русском.
Самый ранний праздничный намаз был совершён в Соборной мечети Тюмени, самый поздний начался в 8:00 в посёлке Андреевский. Можно сказать, что вся умма областного центра, Тюменского района и всей области как один организм праздновали курбан-байрам – молились, просвещались, совершали обряд жертвоприношения, праздновали. Кажется, что с каждым годом мусульманская община области становится всё более религиозной. В торжественной части праздника уже меньше звучат звуки гармони, вместо них всё громче слышны древние мунаджаты. Мунаджат – это татарский жанр исполнения религиозных песнопений. Через масштабное празднование Уразы и Курбана мусульмане всё больше приобщаются к религиозным истокам. Всё это, конечно, не может не радовать мусульманское духовенство, как и не может не огорчать противников религии коих до сих пор не так-то и мало. Рост религиозности тюменских мусульман — это естественный ход событий. Современная жизнь со своими трудностями, а порой ложью и обманом способствует тому, что люди устают от угрюмой реальности и ищут душевного спокойствия в религии.