Его биография: Он — Абу Исхак Са‘д ибн Абу Ваккас, а имя его отца — Малик ибн Ухайб ибн ‘Абд Манаф ибн Зухра ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Люайй. Он был одним из шести членов совета (аш-шура) и одним из десяти сподвижников, которым было обещано Рай. В хадисе говорится:
أبو بكر في الجنة وعمر في الجنة وعثمان في الجنة وعلي في الجنة وطلحة في الجنة والزبير في الجنة وعبد الرحمن بن عوف في الجنة وسعد في الجنة وسعيد في الجنة وأبو عبيدة بن الجراح في الجنة
«Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха в Раю, аз-Зубайр в Раю, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф в Раю, Са‘д в Раю, Са‘ид в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю». (Передал ат-Тирмизи).
Также есть другой хадис, который передал Абу Я‘ля в своем «Муснаде» и аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» с иснадом от ‘Абдуллаhа ибн ‘Умара: «Мы сидели с Пророком ﷺ, и он сказал: “Войдет к вам через эту дверь человек из обитателей Рая”. Вошел Са‘д ибн Абу Ваккас».
Са‘д, как мы упомянули, был из рода Зухра, а его отец Абу Ваккас был двоюродным братом Амины бинт Вахб, матери Пророка ﷺ. Ат-Тирмизи в «Манакыб Са‘д», ат-Табари в «Аль-Му‘джам аль-Кабир» и Ибн Са‘д в «Ат-Табакат» передают от Джабира: «Мы были с Посланником Аллаhа ﷺ, когда подошел Са‘д ибн Малик. Пророк сказал: “Это мой дядя. Пусть каждый покажет мне своего дядю”».
Саад передал несколько хадисов. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима содержится пятнадцать хадисов от него, в «Сахихе» аль-Бухари — пять, а в «Сахихе» Муслима — восемнадцать.
От него передавали хадисы ‘Абдуллаh ибн ‘Умар, ‘Аиша, Ибн ‘Аббас, ас-Саиб ибн Язид, Кайс ибн Абу Хазим, Саид ибн аль-Мусайиб, Абу ‘Усман ан-Нахди, ‘Амр ибн Маймун, аль-Ахнаф ибн Кейс, Алякма ибн Кайс, Ибрахим ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Муджахид, Шурайх ибн ‘Убайд аль-Химси, Айман аль-Макки, Бишр ибн Са‘ид, Абу ‘Абдуррахман ас-Сулами, Абу Салих Закван, ‘Урва ибн аз-Зубайр, а также его дети: ‘Амир, ‘Умар, Мухаммад, Мус‘аб, Ибрахим, ‘Аиша и многие другие.
Его достоинства. Историки и биографы рассказывают о Са‘де ибн Абу Ваккасе, да будет доволен им Аллаh, историю, которая является примером силы веры сподвижников Пророка ﷺ.
1. Его стойкость перед матерью: Мусайляма ибн ‘Алькама передает от Дауда ибн Абу Хинда от Абу ‘Усмана, что Са‘д ибн Абу Ваккас сказал: «Был ниспослан аят:
﴿وَإِن جَاهَدَاكَ لِتُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا﴾
“А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им” (Сура аль-‘Анкабут, 8). Я был добр к своей матери. Когда я принял ислам, она сказала: “О Са‘д, что это за религия, которую ты придумал? Ты оставишь эту религию, или я не буду есть и пить, пока не умру, и тебя будут упрекать, говоря: ‘О убийца своей матери!” Я сказал: “Не делай этого, о мать. Я не оставлю свою религию ни за что”. Она провела день и ночь, не ела и не пила, и к утру ослабла. Когда я увидел это, я сказал: “О мать, знай, что даже если бы у тебя было сто жизней, и они уходили бы одна за другой, я не оставил бы свою религию. Если хочешь, ешь, а если нет — не ешь”. Когда она увидела это, она поела».
2. Его раннее принятие ислама: Са‘д, да будет доволен им Аллаh, был одним из первых, кто принял ислам среди мухаджиров. Он был из числа первых, кто уверовал, как упомянуто в Кур`ане. Ему было семнадцать лет (по другой версии — девятнадцать), когда он принял ислам.
3. Его участие в сражениях: Он участвовал во всех сражениях вместе с Посланником Аллаhа ﷺ и был первым, кто выпустил стрелу на пути Аллаhа. В «Аль-Исаба» аль-Хафиза аль-‘Аскаляни говорится, что Пророк ﷺ отправил отряд в сторону Хиджаза, в место под названием Рабиг. Язычники напали на мусульман, и Са‘д защитил их своими стрелами. Это было первое сражение в исламе. Са‘д сказал об этом в стихах:
ألا هل أتى رسول الله أني حميت صحابتي بصدور نبلي
أذود بها عدوهم ذيادًا بكل حَزونة وبكل سهل
فما يعتد رامٍ في عدوٍ بسهمٍ يا رسول الله قبلي
«О, дошло ли до Посланника Аллаhа, Что я защитил своих соратников своими стрелами?
Я отгонял врагов, На неровной твердой почве, и на ровном месте.
Никто из лучников не выпустил стрелу во врага, О Посланник Аллаhа, до меня».
4. Его мастерство в стрельбе: Са‘д, да будет доволен им Аллаh, был искусным стрелком, особенно после того, как Пророк ﷺ помолился за него. В «Сыфат ас-Сафва» Ибн аль-Джаузи передается от Кайса ибн Абу Хазима, что Са‘д сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ сказал мне:
اللهم سدّد رميته وأجب دعوته
“О Аллаh, сделай его стрелы меткими и ответь на его мольбы”».
5. Его подвиг в битве при Ухуде: Аз-Захаби в «Сияр а‘лям ан-нубаля» передает от Ибн Шихаба: «Са‘д поразил в день Ухуда стрелой, которую выпустил. Ее подобрали, и он выпустил снова, и он поразил еще одного. Ее вернули, и он поразил третьего. Люди были удивлены его мастерством».
6. Его близость к Пророку: Ибн Исхак передает от Салиха ибн Кайсана, что Са‘д сказал о битве при Ухуде: «Я видел, как Посланник Аллаhа ﷺ подавал мне стрелы и говорил: “Стреляй, пусть мой отец и мать будут выкупом за тебя!” Он даже подавал мне стрелы без наконечников, и я стрелял ими».
7. Похвала Пророка: Са‘ид ибн аль-Мусайиб сказал: «Он был искусным стрелком. Я слышал, как он говорил: “Посланник Аллаhа ﷺ упомянул в выражении: «Пусть мой отец и мать будут выкупом за тебя!»[1] для меня своих обоих родителей в день Ухуда”».
Ат-Тирмизи, Ахмад ибн Ханбаль в своем «Муснаде» и аль-Бухари в «Аль-Магази» передают от ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллаh: «Я не слышал, чтобы Пророк ﷺ упоминал своих обоих родителей (в выражении любви и уважения) для кого-то, кроме Са‘да».
8. Его радость в день битвы у Рва: Ибн Занджувайх передает от ‘Аиши бинт Са‘д ибн Абу Ваккаса, что он сказал: «Я видел, как Посланник Аллаhа ﷺ смеялся в день битвы у Рва так, что были видны его коренные зубы. Один человек с щитом прикрывал себя, а Са‘д стрелял. Когда человек поднял голову, Са‘д выстрелил в него и не промахнулся. Человек перевернулся так, что поднялись его ноги, и Пророк смеялся/улыбнулся над этим».
Исполнение его мольбы. Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллаh, был известен среди сподвижников, да будет доволен ими Аллаh, а также среди их последователей (табиинов) и ученых тем, что его мольбы были исполняемы. Это произошло благодаря благословению мольбы Пророка ﷺ за него, как упоминалось ранее: «О Аллаh, сделай его стрелы меткими и ответь на его мольбы».
В «Муснаде» имама Ахмада, «Джами‘ ат- Тирмизи», «Аль-Мустадраке» аль-Хакима и «Маджма‘ аз-заваид» аль-Хайсами передается, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «О Аллаh, ответь на мольбу Са‘да, когда он обратится к Тебе». Люди боялись обижать его, опасаясь, что его мольба против них сбудется. Некоторые люди пострадали от его мольбы, например, человек по имени Абу Са‘да. Когда жители Куфы пожаловались ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллаh, на Са‘да, сказав, что он плохо совершает молитву, ‘Умар отправил людей, чтобы они расспросили о нем в Куфе. Везде, куда они приходили, о Са‘де говорили только хорошее, пока они не добрались до мечети племени Бану ‘Абс. Там один человек по имени Абу Са‘да сказал: «Если вы спрашиваете нас ради Аллаhа, то он не справедлив в решениях, не делит поровну и не ведет войска правильно». Са‘д сказал: «О Аллаh, если он лжет, лиши его зрения, продли его жизнь и подвергни его испытаниям». ‘Абдуль-Малик сказал: «Я видел его после этого: он бродил по улицам, приставая к женщинам. Когда его спрашивали: “Как ты?” — он отвечал: “Я старый, подвергшийся испытаниям, на меня пала мольба Са‘да”».
В «Сияр ан-нубаля» передается от Ибн Джуд‘ана, что Са‘ид ибн аль-Мусайиб рассказывал: «Один человек оскорблял ‘Али ибн Абу Талиба, Тальху и аз-Зубайра, да будет доволен ими Аллаh. Са‘д запрещал ему, говоря: “Не оскорбляй моих братьев!” Но тот не слушал. Тогда Са‘д встал, совершил два ракаата и обратился с мольбой. Внезапно появился верблюд, который стал расталкивать людей, схватил этого человека и раздавил его между своим телом и стеной, пока тот не умер». Са‘ид ибн аль-Мусайиб сказал: «Я видел, как люди следовали за Са‘дом и говорили: “Поздравляем тебя, о Абу Исхак, твоя мольба была принята!”».
Хатим ибн Исмаиль передает от Яхьи ибн ‘Абдуррахмана ибн Абу Лябибы, что его дед сказал: «Са‘д ибн Абу Ваккас обратился с мольбой: “О Господь, мои дети еще маленькие, продли мою жизнь, чтобы они выросли”. После этого он прожил еще двадцать лет».
Его походы и джихад. Одним из его достоинств было то, что Аллаh даровал ему победу в завоевании Ирака после знаменитой битвы при Кадисии. Когда мусульмане узнали, что персы собрались вокруг Йездигерда, сына Шахрияра, сына Хосрова, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, собрал мусульман для подготовки к походу на Персию. Он посоветовался с членами совета (аш-шура) о том, кто должен возглавить битву, и они предложили Са‘да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллаh.
Са‘д отправился в Ирак с четырьмя тысячами воинов. ‘Умар ибн аль-Хаттаб продолжал отправлять ему подкрепления из племен Гатафан, Кайс, Тамим, Асад и других арабских племен, пока численность армии не достигла тридцати с лишним тысяч воинов. Они двинулись в путь и достигли Кадисии, места, расположенного в сорока пяти милях от Куфы.
Битва произошла между мусульманами и персами, которыми командовал Рустам, представитель Хосрова. Персы потерпели сокрушительное поражение: тысячи из них были убиты. Мусульманская армия вторглась в Ирак и Персию, захватывая города и регионы. Са‘д ибн Абу Ваккас вошел со своей армией в столицу Хосрова, где находился его дворец, и мусульмане захватили огромные трофеи.
Основание Куфы. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, написал Са‘ду ибн Абу Ваккасу, спрашивая о причине, по которой арабы изменились в цвете кожи и телосложении. Са‘д ответил, что причиной были изменения в климате и земле. ‘Умар написал ему: «Арабам подходит жить в тех местах, которые подходят их верблюдам. Пошли Сальмана и Хузайфу исследовать и найти место, которое будет близко к морю и пустыне, но так, что не будет между мной и ними рек и мостов».
Сальман отправился на запад от Евфрата, а Хузайфа — на восток, пока они не встретились в Куфе. Им понравилось это место, и они написали Са‘ду ибн Абу Ваккасу, который к тому времени завершил завоевание столицы Хосрова и большей части Персии. Он двинулся со своей армией из столицы и остановился в Куфе. Это произошло в месяце Мухаррам 17 года хиджры.
Са‘д приказал лучнику выпустить стрелу на восток и другому — на запад. Он велел людям строить свои дома за пределами этих стрел. Он разделил районы между арабскими племенами, чтобы у каждого племени был свой участок. В центре города он построил мечеть и резиденцию правителя.
Смерть Са‘да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллаh. Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллаh, умер в своем дворце в аль-Акыке, в десяти милях от Медины, в 55 году хиджры. По другим версиям, это произошло в 50, 56 или другом году. Ему было около семидесяти лет (по другой версии — восемьдесят два).
Аз-Захаби в «Сияр а‘лям ан-нубаля» передает от аль-Лайса, что ‘Акыль рассказывал от аз-Зухри: «Когда Са‘д ибн Абу Ваккас был при смерти, он попросил принести ему старую шерстяную джуббу (верхнюю одежду) и сказал: “Оберните меня в нее, ведь я встретил язычников в ней в день битвы при Бадре. Я хранил ее для этого дня”».
Его тело, да будет доволен им Аллаh, было доставлено в Медину, и над ним совершил погребальную молитву Марван ибн аль-Хакам, который в то время был правителем Медины. Жены Пророка ﷺ попросили, чтобы его похоронная процессия прошла через мечеть. Его остановили у их комнат, и они совершили за него молитву. Затем его вынесли через ворота для похорон и похоронили на кладбище аль-Бакы‘.
[1] Дословный перевод: «Пусть мой отец и мать будут выкупом за тебя!». Выражение использовалось, как знак уважения, любви и верности.