Передается от Абу Малика аль-Хариса ибн ‘Асыма аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллаh[1]:
قَالَ رَسُوْلُ اللهِ ﷺ : الطُّهُوْرُ شَطْرُ اْلإِيْمَانِ، وَالْحَمْدُ للهِ تَمْلأُ الْمِيْزَانِ، وَسُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ تَمْلأُ – أَوْ تَمْلآنِ – مَا بَيْنَ السَّمَاءِ وَاْلأَرْضِ، وَالصَّلاَةُ نُوْرٌ، وَالصَّدَقَةُ بُرْهَانٌ، وَالصَّبْرُ ضِيَاءٌ وَالْقُرْآنُ حُجَّةٌ لَكَ أَوْ عَلَيْكَ . كُلُّ النَّاسِ يَغْدُو فَباَئِعٌ نَفْسَهُ فَمُعْتِقُهَا أَوْ مُوْبِقُهَا
«Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Очищение – [словно] половина Веры (то есть условие намаза, для которого был использован термин Веры), [награда за слова] «Альхамду-ли-Лляh» наполняет Весы, [награда за слова] «Субхана-ллаh и Альхамду-ли-Лляh» наполняет все между небесами и землей, молитва – свет, милостыня (закят) – доказательство [крепкой веры], терпение – озарение, Кур`ан – довод за тебя или против тебя. Все люди стремятся (изо дня в день), и (каждый) себе в искупление [готовит] освобождение или погибель».
Хадис приводит Муслим.
Разъяснение. Некоторые ученые сказали, что здесь под верой имеется в виду намаз и, так как омовение является условием намаза, оно было названо его половиной.
Слова: «[награда за слова] «Альхамду-ли-Лляh» наполняет Весы» указывают на истинность взвешивания деяний на настоящих Весах в Судный День, вопреки мнению му‘азилитов, которые утверждали, что под Весами, упомянутыми в Кур`ане и Сунне, имеется в виду установление справедливости в расчете, а не настоящие Весы.
Слова: «[награда за слова] «Субхана-ллаh и Альхамду-ли-Лляh» наполняет все между небесами и землей» означают, что если бы награда была телом, то заполнила бы пространство между небесами и землей.
А молитва – свет, т.к. ограждает от грехов, распутства и злодеяний и ведет к истине, подобно тому, как светом освещается путь. Или же данные слова означают, что награда за совершение намаза будет светом для верующего в Судный День, а в земной жизни на его лице будет проявляться красота. Или же, что намаз – причина озарения сердца светом.
Слова: «милостыня (т.е. закят) – доказательство» означают, что это доказательство веры выплачивающего закят, так как мунафик отказывается давать его, ведь он не убежден в том, что он приносит благо. Посему выплата милостыни и закята говорит о крепкой вере мусульманина.
Слова: «терпение – озарение», то есть поощряемое шариатом терпение, а это терпение в покорности Аллаhу, терпение в избегании запретного и терпение в ниспосланных испытаниях и разного вида невзгодах. Терпеливый верующий будет озарен светом и будет идти по прямому пути. Аллаh дарует терпеливому озарение и свет в Судный День, как награду за его терпение.
Слова: «Кур`ан – довод за тебя или против тебя» означают, что если человек действовал в соответствии с ним, то Кур`ан будет доводом для него, а если нет, то против.
Источник: alhakk.ru