Понедельник 07 июля 2025 г.
Фаджр
01:53
Восход
03:53
Зухр
12:46
Аср
18:30
Магриб
21:31
Иша
23:01
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Хадис об Исламе, Имане и Ихсане

Хадис об Исламе, Имане и Ихсане

Все шариатские науки восходят к данному хадису и ответвляются от него, поскольку в целом он заключает в себе знание сунны и является основой сунны (умму-ссунна). Точно так же, как «аль-Фатиха» является «основой Кур`ана» (умму-ль-Кур`ан) по той причине, что в целом она заключает в себе весь смысл Кур`ана.

Также передано от ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, что он сказал:

بَيْنَمَا نَحْنُ جُلُوْسٌ عِنْدَ رَسُوْلِ اللهِ ﷺ ذَاتَ يَوْمٍ إِذْ طَلَعَ عَلَيْنَا رَجُلٌ شَدِيْدُ بَيَاضِ الثِّيَابِ شَدِيْدُ سَوَادِ الشَّعْرِ، لاَ يُرَى عَلَيْهِ أَثَرُ السَّفَرِ، وَلاَ يَعْرِفُهُ مِنَّا أَحَدٌ، حَتَّى جَلَسَ إِلَى النَّبِيِّ ﷺ فَأَسْنَدَ رُكْبَتَيْهِ إِلَى رُكْبَتَيْهِ وَوَضَعَ كَفَّيْهِ عَلَى فَخِذَيْهِ وَقَالَ: يَا مُحَمَّد أَخْبِرْنِي عَنِ الإِسْلاَمِ، فَقَالَ رَسُوْلُ اللهِ ﷺ: الإِسْلاَمُ أَنْ تَشْهَدَ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُوْلُ اللهِ وَتُقِيْمَ الصَّلاَةَ وَتُؤْتِيَ الزَّكاَةَ وَتَصُوْمَ رَمَضَانَ وَتَحُجَّ الْبَيْتَ إِنِ اسْتَطَعْتَ إِلَيْهِ سَبِيْلاً قَالَ : صَدَقْتَ، فَعَجِبْنَا لَهُ يَسْأَلُهُ وَيُصَدِّقُهُ، قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنِ الإِيمَانِ قَالَ : أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ. قَالَ صَدَقْتَ، قَالَ فَأَخْبِرْنِي عَنِ الإِحْسَانِ، قَالَ: أَنْ تَعْبُدَ اللهَ كَأَنَّكَ تَرَاهُ فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تَرَاهُ فَإِنَّهُ يَرَاكَ. قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنِ السَّاعَةِ، قَالَ: مَا المَسْؤُوْلُ عَنْهَا بِأَعْلَمَ مِنَ السَّائِلِ. قَالَ فَأَخْبِرْنِي عَنْ أَمَارَاتِهَا، قَالَ أَنْ تَلِدَ الأَمَةُ رَبَّتَهَا وَأَنْ تَرَى الْحُفَاةَ الْعُرَاةَ الْعَالَةَ رِعَاءَ الشَّاءِ يَتَطَاوَلُوْنَ فِي الْبُنْيَانِ، ثُمَّ انْطَلَقَ فَلَبِثْتُ مَلِيًّا، ثُمَّ قَالَ : يَا عُمَرَ أَتَدْرِي مَنِ السَّائِلِ ؟ قُلْتُ : اللهُ وَرَسُوْلُهُ أَعْلَمَ . قَالَ فَإِنَّهُ جِبْرِيْلُ أَتـَاكُمْ يُعَلِّمُكُمْ دِيْنَكُمْ

«Однажды, когда мы находились рядом с Посланником Аллаhа ﷺ, к нам внезапно подошел человек, одежда которого была ярко белого цвета[1], а волосы – ярко черного[2]. На нем не было следов пути[3], и никто из нас не знал его. Он сел напротив Пророка ﷺ, прислонил свои колени к коленам (Пророка ﷺ), положил свои руки (себе) на бедра[4] и спросил, (обращаясь к Посланнику Аллаhа ﷺ по имени[5]): «О Мухаммад! Поведай мне об Исламе?»

Тогда Посланник Аллаhа ﷺ ответил: «Ислам – это свидетельствовать (на протяжении жизни) о том, что нет бога, кроме Аллаhа и что Мухаммад – Посланник Аллаhа[6] , совершать (пять раз обязательную) молитву, выплачивать закят (раз в год), поститься (в месяц) Рамадан (раз в год) и совершить Хадж к (священному) Дому (в Мекке) (один раз в жизни), если будет возможность для его совершения». (На что) он сказал: «Ты прав». (И ‘Умар, да будет доволен им Аллаh) сказал: «Мы удивились этому. Он сам задает вопрос и сам же подтверждает правдивость ответа!» Затем он спросил: «Поведай мне о вере (об Имане)». Посланник Аллаhа ﷺ ответил: «(Иман – это) верить в Аллаhа, в Его Ангелов, Его Книги, Его Посланников, в Судный День и верить в предопределение как хорошего, так и плохого». (Он снова) сказал: «Ты правдив». Затем спросил: «А теперь поведай мне об Ихсане». Посланник Аллаhа ﷺ ответил: «(Ихсан – это) поклоняться Аллаhу так, будто ты видишь Его. А если же ты не видишь Его (а ты не видишь Его)[7], то (помни, что) Он видит тебя». Затем он спросил: «Поведай мне о (Судном) Часе». Посланник Аллаhа ﷺ ответил: «Тот, кого спрашивают о нем, не больше знает об этом, чем спрашивающий». Тогда он спросил: «Поведай мне о его признаках». (Пророк ﷺ) ответил: «Когда рабыня родит свою госпожу, и когда ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут соревноваться друг с другом в постройке высотных домов». Потом он ушел. Прошло некоторое время, и Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «О ‘Умар, знаешь ли ты, кто был этот спрашивающий?» Я сказал: «Аллаh и Его Посланник знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «Воистину, это был Джибриль. Он пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии (то есть ее правилам)».

Хадис приводит имам Муслим.

Разъяснение: Данный хадис указывает на желательность приведения в порядок своей одежды и вида и соблюдения чистоты при входе к ученым, правителям и в целом к достойным людям, так как Джибриль в таком виде явился к Пророку ﷺ – учителю людей, обучающему своими словами и делами.

Вера в Аллаhа – это твердо верить в Его существование и в то, что Ему присущи величественные Сыфаты и что Он пречист от недостатков и подобия. Он Творец всего, не нуждается ни в ком и ни в чем, распоряжается в Своем владении как хочет.

Вера в Ангелов – это верить, что они почетные рабы Аллаhа, выполняют Его повеления и не ослушиваются Его. Вера в Посланников – это верить, что они правдивы во всем, что передали от Аллаhа и донесли до Его рабов то, что было им велено, выполнив пророческую миссию. Все Пророки братья по вере – их религия одна, а законы разные.

Вера в Писания означает верить в ниспосланные Пророкам Писания, что это Откровения от Аллаhа, содержащие в себе повеления и запреты, обещания и предостережения и вести. Передал Ибн Хиббан и другие, что всего было ниспослано 104 Писания: 50 дано Шису, 30 Идрису, десять Ибрахиму, десять Мусе до ниспослания Торы, затем была ниспослана Тора, Забур – Дауду, Инджиль – ‘Исе, Кур`ан – Мухаммаду.

Вера в посланных Пророков – это верить, что Аллаh послал Пророков для призыва к вере в Него и донесения Его законов и извещений. Все Пророки – братья по вере, они умны, честны, сохранены от неверия, тяжких грехов и малых подлых, сохранены от глупости, низости и всего того, что вызывало бы отвращение от принятия их призыва, подобно проказе и червей в теле.

Вера в Судный День – это верить в день воскрешения мертвых, когда их истлевшие тела будут восстановлены[8] и к ним вернутся их души. Они будут собраны, пройдет расчет за деяния, взвешивание, будет проложен мост над Адом, затем обитатели Рая займут свои места в Раю, а обитатели Ада займут свои места в Аду, а также произойдут другие события, о которых поведал Посланник Аллаhа ﷺ.

Вера в предопределение – это верить, что все в этом мире происходит по вечной Воле Аллаhа, и хорошее, и плохое, в том числе и деяния людей. Сказал Абу Мансур аль-Матуриди, что противоречие по вопросу предопределения идет в разрез с единобожием. Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари сказал, что тот, кто противоречил в этом – впал в одну из разновидностей ширка.

Сказано в Священном Кур`ане:

﴿وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ﴾

«Аллаh создал вас и то, что вы делаете» (ас-Съаффат: 96), т.е. и ваши деяния. И сказано:

﴿إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ﴾

«Воистину, Мы[9] создали все с судьбой» (аль-Камар: 49). Также передано в хадисе Посланника Аллаhа ﷺ:

وَاعْلَمْ أَنَّ الْأُمَّةَ لَوِ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ، وَلَوِ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ، رُفِعَتِ الْأَقْلَامُ وَجَفَّتِ الصُّحُفُ

«Знай, что если бы все собрались для того, чтобы принести тебе пользу чем-то, они не принесли бы тебе пользу, кроме как тем, что предписал тебе Аллаh. И если бы собрались для того, чтобы нанести тебе вред чем-то, то не нанесли бы тебе вреда, кроме как тем, что предписал тебе Аллаh. Подняты перья и высохли чернила (то есть это неизменно)».

Путь саляфов и халяфов заключается в том, что уверовавший во все упомянутое искренне без сомнений является истинно верующим.

Ответ же об ихсане говорит о совершенстве в выполнении ритуалов, соблюдении законов Аллаhа, контроля над собой, имея смирение перед Аллаhом во время поклонения.

Что касается упомянутых признаков Судного Часа – слов Пророка, что рабыня родит себе госпожу, то речь идет о времени, когда дети будут обращаться со своими родителями так, как-будто господин обращается со своими рабами, ругая и унижая их.

Что касается соперничества в построении высоких зданий, то практически каждый на сегодняшний день видит, что происходит на аравийском полуострове. Многие из местных жителей были бедными пастухами, а после того, как стали добывать нефть на своих землях, обрели большие богатства и стали соперничать в строительстве высоких зданий без какой-либо нужды в этом, кроме как конкурируя в земной роскоши.

Слова ‘Умара: «и прошло некоторое время» поясняются в версии Абу Дауда и других, что прошло три дня, прежде чем Пророк ﷺ обратился к ‘Умару с вопросом: «Знаешь ли ты кем был спрашивающий?» Абу Хурайра, который также передал этот хадис, его Пророк оповестил еще на собрании о том, что это был Джибриль. В его версии приводится, что когда ушел спрашивающий, Пророк сказал: «Верните его», и они взялись вернуть его, но никого уже не нашли, и тогда он оповестил их, что это был Джибриль. Вероятно, что ‘Умар по определенным причинам покинул собрание раньше, а потом Пророк повторил для него этот вопрос.

Примечание: Необходимо обратить внимание насколько вера является ценным даром для человека и на то, что каждый верующий должен приложить усердие, чтобы сохранить свой Иман. Существуют обстоятельства несовместимые с верой, а именно поступки, слова и убеждения, которые несут в себе издевательство над Аллаhом, Его законами, Пророками, Ангелами, предупреждениями или обещаниями. К примеру, человек, сознательно бросивший Кур`ан в оскверненное место или совершивший земной поклон идолу – выходит из Ислама. Так же отрицающий один из законов Аллаhа, например, отрицающий запрет употребления в пищу свинины или отрицающий Могущество Аллаhа или Его Знание или убежденный в вечности Вселенной без начала – выходит из Ислама. Каждый должен изучать вопросы неверия для того, чтобы сохранить свою веру.



[1] Отсюда многие посчитали желательным, чтобы требующий знания носил белую одежду.

[2] Это говорит о том, что молодой возраст – это возраст приобретения знаний.

[3] Из чего следовало, что он был либо ангелом, либо джинном, т.к. если бы он был человеком, из жителей Медины, то они бы узнали его, а если был бы чужеземцем, то увидели на нем следы путешествия.

[4] Или же на колени Посланника Аллаhа ﷺ.

[5] Его обращение к Пророку ﷺ по имени указывало на его особый статус у Пророка ﷺ.

[6] Нет сомнений в том, что свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаhа и Мухаммад – Посланник Аллаhа достаточно для того, чтобы быть мусульманином, однако следование им и всем вытекающим из них принципам, являющимся наиболее явными символами Ислама – более полноценно, посредством чего покорность становится совершенной.

[7] Аллаhа не дано видеть зрением в этой жизни. Что же касается видения Аллаhа в ахирате, то оно не подобно видению созданных – без образа, без подобия и без направления.

[8] Тела Пророков, шахидов и некоторых праведников (аулия) не тлеют и не гниют.

[9] Местоимение «Мы» употребляется здесь для возвеличивания, а не для указания на множественное число.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме