В Кур`ане в суре «аль-Калям» упоминается история о владельцах сада, которые не выполнили своих обязательств перед Аллаhом, за что были наказаны, лишившись сада. Каковы же подробности этой истории?
Йемен был известен своими обширными садами и плодородными землями. Недалеко от одного из его крупных городов – Саны, в местечке под названием Давран, жил благочестивый человек с детьми, ведущий благую жизнь. У него была огромная земля с разнообразными посевами, множеством деревьев и обильными плодами. Сады были украшены пальмами, виноградниками и бобовыми. Их видом наслаждались отдыхающие там люди, проходящие мимо созерцали его и получали удовольствие. Люди приходили туда, чтобы насладиться красивым видом.
Этот благочестивый мусульманин был из последователей ‘Исы, мир ему. Он был благодарен Аллаhу за те дары и щедрость, которыми Он наделил его. Каждый раз, когда наступало время сбора урожая, он звал садоводов и других помощников, чтобы собрать урожай с полей и плоды с деревьев, затем направлял группы бедных, чтобы каждый получил свою привычную долю. Он позволял им входить в сад, давал им достаточную часть урожая, заполняя их сосуды, а некоторые даже наполняли свои одежды и так уносили урожай. То, что оставалось на поле не срезанным или осыпалось с ковра после того, как было собрано, или осыпалось с пальм – доставалось им с позволения хозяина сада. Так повторялось каждый год.
Однако, не все дети благочестивого человека могли смириться с тем, что часть отцовского состояния распределяется среди бедных, и сад открыт для нуждающихся. Один из них сказал отцу:
– Ты своим подаянием бедным отнимаешь у нас наше право и уменьшаешь наше пропитание.
Другой сын сказал:
– Может быть, мы станем бедными после твоей смерти и будем вынуждены сами просить у людей подаяния.
Третий был готов сказать что-то, но отец прервал его и сказал:
– Я считаю, что вы ошибаетесь в своих рассуждениях. Это имущество принадлежит Аллаhу. Он доверил мне его и велел мне выделять долю для бедных и нуждающихся. Это имущество увеличивается и благословляется, благодаря этому. Я привык так с юности и продолжу это делать, будучи стариком, и как я могу оставить это сейчас, когда я стар и смерть близка?
Этот благочестивый человек вскоре заболел и умер, оставив своих детей и обширный сад.
Время быстро прошло, и наступило время сбора урожая. Бедные и нуждающиеся ждали этого сезона, чтобы прийти и получить долю, как это позволял им делать каждый год их благочестивый отец.
Но дети, скупые на отцовское наследство, собрались, готовясь к сбору урожая и решили:
– Сегодня мы не дадим ничего ни бедным, ни нуждающимся, и никто не зайдет в наш сад, – так наше состояние увеличится и наше положение улучшится.
Средний из них, который был добрым и любил делать добро, сказал:
– Вы собираетесь сделать то, что, как вы думаете, будет вам полезно, но это приведет к беде и уничтожит ваш сад до основания. Если вы откажете бедным и не дадите нуждающимся их часть, я боюсь, что Аллаh накажет вас.
Но они не послушались и тайно сговорились между собой, что рано утром, прежде чем люди проснутся, они придут в их сад, соберут плоды и уберут урожай, не оставив ничего для бедных.
Аллаh знал Своим вечным Знанием о том, что они замышляли и о чем сговорились, и послал ангела Джибриля с тяжелым бедствием ночью. Были вырваны растения, деревья сгорели, а реки высохли.
Утром, когда они подошли к краю своего сада и увидели его состояние, воскликнули:
– Разве это наш сад?! Мы оставили его вчера зеленым с растущими деревьями и полным плодами! Нет, мы думаем, что это не наш сад, и мы лищь сбились с правильного пути.
Средний из них сказал:
– Да, это ваш сад! Вы лишись его прежде, чем лишись бедные. Так вы были наказаны за свою жадность и скупость.
Тогда они стали обвинять друг друга. Один сказал:
– Это ты посоветовал нам отказать нуждающимся!
Другой ответил:
– Нет, ты украсил для нас подобное!
А третий сказал:
– Ты испугал нас бедностью!
И другой добавил:
– Ты побуждал нас собрать все имущество!
Затем они признали:
– О, наш Господь, мы были несправедливыми, – то есть нарушали повеление Господа, отказываясь от выплаты закята.
Аллаh проявил к ним милость, когда они выразили готовность к покаянию и сказали:
– Если Аллаh по Своей Милости заменит нам это чем-то лучшим, то мы будем делать так же, как делал наш отец.
Они молились, просили прощения и каялись, и Аллаh заменил их разрушенный сад на нечто лучшее. Джибрилю было велено вырвать их сгоревший сад и перенести его в далекое место, а взамен взять плодородный сад из Шама и поместить его на место прежнего. В новом саду было явное благословение, а виноград был очень крупным.
Так они вернулись к тому, что делал их отец, не отказывая ни бедному, ни нуждающемуся, очищая свои богатства и души тем, что угодно Аллаhу.
Источник: alhakk.ru