Четверг 27 марта 2025 г.
Фаджр
04:03
Восход
06:20
Зухр
12:47
Аср
16:57
Магриб
19:06
Иша
20:57
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Имам Градо Тюменской мечети. Салим-Гирей Габитов

Имам Градо Тюменской мечети. Салим-Гирей Габитов

2025-й год ознаменован важной для Тюмени юбилейной датой: исполнится 120 лет Градо Тюменской мечети – первому исламскому храму в истории города.

Более двадцати лет функционировала мечеть на улице Спасская, 9 в центре Тюмени, пока не наступили времена воинствующего атеизма. Особенно плодотворные годы ее деятельности связаны с именем Салим-Гирея Габитова, на протяжении десяти лет (1908-1918) занимавшего пост имам-хатыба Градо Тюменской мечети.

Молодые супруги Салим-Гирей и Халима Габитовы приехали в Тюмень в 1908 году. Выходцы из Казанской губернии оказались в Сибири в поисках семейного счастья. Так получилось, что поженились они без отцовского благословения со стороны невесты. Родители Халимы не одобрили выбор дочери (1). А она была готова ехать за любимым на край земли.

На рубеже 19-20 веков многие молодые люди из регионов Поволжья отправлялись в Тобольскую, Томскую губернии и далее на восток, где требовались их знания в мектебах и медресе при мечетях городов азиатской части империи. Салим-Гирей сын Хайретдина обладал такими знаниями. Начальное образование он получил в мектебе родного аула Кугеево Косяковской волости Свияжского уезда. В юности окончил медресе в Казани, учился в Оренбурге. К приезду в Тюмень за его плечами был двухлетний опыт работы муалимом-учителем в деревне Усть-Рахманка на территории современной Мордовии. В тот период истории, как известно, мектебы и медресе в Российской империи функционировали при мечетях.

Салим-Гирею было 26 лет, когда он с юной женой Халимой Абдулла кызы приехал в Тюмень и поступил на работу муалимом в Градо Тюменскую мечеть. Молодую семьи поселили здесь же в квартире на втором этаже мечети. Одному Всевышнему лишь известно, возвышался ли тогда минарет с полумесяцем на улице Спасская, 9. Минуло всего лишь три года со дня как житель Новых Юрт Бухарской волости Тюменского уезда бухарец Сулкарнай Речапов пожертвовал (25 августа 1905 года) свой особняк в Тюмени по улица Спасская, 9 в пользу первой тюменской мечети. В момент дарения это был обычный для состоятельных горожан двухэтажный каменный дом с мезонином и участком земли. Окончательная сделка дарения между Сулкарнаем Речаповым и первым тюменским имам-хатыбом Ибрагимом Бурундуковым состоялась в январе 1906 года. Предстояло не только организовать религиозную службу в новой мечети, но и переоборудовать дом под культовое здание: убрать часть внутренней стены и расширить молитвенный зал, воздвигнуть минарет.

Ибрагим Бурундуков, представитель известного рода богословов аль-Борондыки, занимал пост имама Градо Тюменской мечети до 15 октября 1908 г. После его ухода с должности новым имамом по предписанию Тобольского губернского правления от 20 декабря 1908 г. становится приехавший недавно муалим Салим-Гирей Габитов (2).

Община мечети состояла из выходцев из разных татарских юрт и уездов Тобольской губернии, переселенцев из Поволжских, Уральских регионов, соседней казахской степи. Это были представители различного сословия, обосновавшиеся в Тюмени на рубеже веков. Мечеть функционировала за счет прихожан, они же содержали школу-медресе при мечети.

Супруги Габитовы на новом месте активно взялись на просветительскую работу. В дополнении к действующей школе для мальчиков с первых дней жизни в Сибири молодожены организовали учебный процесс для девочек. В первой женской мусульманской школе Тюмени обучались 24 воспитанницы. В 1909 году благодарные родительницы выразили через газету благодарность учительнице Халиме ханым Габитовой за прекрасное обучение и воспитание их девочек - рəнҗетми вə биздермəй (не расстраивая и не отталкивая их от учебы). Обращение было опубликовано 26 мая в газете «Вакыт», которая издавалась в Оренбурге (3).

В том же 1909 году 30 августа у молодой семей родился первенец. Ребенку дали имя Мухамед-Юсуф. Следующей, когда сын начал делать первые шаги, родилась дочь Сания.

Религиозно-общественная жизнь в «магометанском» приходе Тюмени день ото дня становилась насыщенной. Наряду с богослужением, учебным процессом, никахами, имянаречениями, поминальными и праздничными мероприятиями, шли строительные работы. 8 июля 1911 года Тюменская городская Управа выдала разрешение на строительство «магометанского дома служб» на территории мечети. Возводили здание Дома служб из дерева (4).

Соседний каменный дом на Спасской, 7 был куплен 22 августа 1911 года бухарцем Хайритдином Абайдуллиным у служащего с немецкими корнями Германа Зейца. Есть предположение, что особняк был передан Абайдуллиным в пользу общине Градо Тюменской мечети, однако документальных подтверждений тому не найдено.

Имам-хатыб Салим-Гирей хазрат в гуще дел находил время и для писательского творчества. В 1912 году в одном из номеров газеты «Вакыт» была опубликована в рамочке рекламная информация о выходе в свет произведения тюменского имама Габитова (5). С арабской графики название книги можно прочитать и как «Яңа җыр» (новая песня) - а значит поэтическое произведение), и как «Яңа җир» (новая земля) – скорее, прозаическое. Стоимость одного экземпляра вместе с почтовыми расходами составляла 15 копеек. При этом книгу нельзя было заказать наложенным платежом без внесения задатка.

Имам Габитов был вхож в круг влиятельных людей Тюмени. Такой вывод напрашивается из следующей публикации в газете «Вакыт», рассказывающей о сборе средств на строительство мечети в Санкт-Петербурге в 1912 году Самигуллой Ахтямовым, представителем комитета по строительству мечети в столице Российской империи. Текст гласит: «…После Екатеринбурга поехали в Тюмень, там имам Салимгирей Габитов познакомил с многими людьми. Здесь для строительства Петербургской мечети сделали взносы и русские богачи: Андрей Иванович Текутьев - 25 рублей, и его зять господин Канинин - 5 рублей. Мухаммадгариф хаджи Мирсалимов - 25 рублей, Исхак и Якуб Садыковы дали 10 рублей. Вместе с дополнительно собранными деньгами в Тюмени набралось всего 93 рубля. Пусть Всевышний примет эту помощь от людей» (6).

Характерное для начала 20 века стремление мусульман выйти за рамки программ духовных школ (примечетных мектебов и медресе), курируемых Оренбургским Магометанским Духовным Собранием, не обошло стороной и Тюмень, где общину мусульман возглавлял имам с джадидскими-реформаторскими взглядами. Салим-Гирей Габитов, собрав подписи прихожан, ходатайствовал перед Тюменской городской Думой об открытии в составе городской школьной сети первого русско-татарского училища для детей мусульман, отпуске ассигнования на содержание учителей и приобретения школьных принадлежностей, а также строительстве отдельного здания для училища.

Ходатайство рассматривалось школьной комиссией городской Управы 30 января 1913 года. Председательствовал на заседании лично глава города Павел Никольский, сменивший два года назад на этом посту купца и мецената Андрея Текутьева. Школьная комиссия вынесла положительное заключение, на основании которого Городская Дума постановила открыть русско-татарскую школу в новом учебном году. Временно до строительства отдельного здания под школу выделили бесплатно помещение по улице Водопроводной, в двухэтажном здании, принадлежащем бывшему градоначальнику Андрею Текутьеву. Ныне здесь на Водопроводной 28 размещается Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО).

Открытие школы состоялось 1 августа 1913 года. Вот как это событие описывалось в «Мусульманской газете», издаваемой в Санкт-Петербурге в 1912-1914 гг. на русском языке:

«Осенью этого года в городе Тюмени по Водопроводной улице в доме Андрея Ивановича Текутьева указным муллой г. Габитовым было совершено молебствие перед открытием первой для города Тюмени и его уезда русско-мусульманской школы. Из приглашенных гостей прибыли г.г. Председатель училищного совета Деспот-Зенович, Инспектор народных училищ IV района Тиховский, Уездный исправник Скатов, Члены Управы Нестеров и Шиленков, и другие лица. По окончании молебствия приглашенным гостям был предложен чай, после чего, по желанию присутствующих, была послана телеграмма к Тобольскому Губернатору с просьбой повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства.

Законоучителем школы будет мулла Салим-Гирей Габитов, а учителем – назначен Исмаил Муратов, прослуживший ранее учителем два года в Шадринском уезде Пермской губернии.

От Редакции: желаем процветания школе».

Школа финансировалась Тюменским городским управлением. Учитель мусульманского вероучения и татарского языка имам Габитов получил за работу 120 рублей в год, учитель русских предметов Муратов – 540 рублей. Хозяйственные и учебные расходы производились за счет общины Градо Тюменской мечети. Учащихся было 58 мальчиков. Срок обучения составлял 3 года.

Ученическая библиотека состояла из 102 книг на 22 р. Все книги были на русском языке и приобретались по каталогу разрешенных книг для начальных училищ МНП (Министерства народного просвещения). В школе преподавание велось на русском языке с первого года обучения (кроме Закона Божьего и обучения родному языку), т.к. все поступающие мальчики сносно говорили по-русски уже в семье до поступления в школу (7).

Имам Габитов, кроме того, приводил к присяге поступающих на государственную службу в Тюменском уезде лиц мусульманского вероисповедания (8).

Деятельный, всегда находившийся в гуще мусульманской жизни города Салим-Гирей Габитов не мог оставаться в стороне от событий 1917-1918 годов. В стране поднималась «красная заря». Имам вошел в состав бюро Тюменского отделения Милли-Шура (Национального Совета), созданного после революции на первом Всероссийском мусульманском съезде в Москве в мае 1917 года. Однако Милли-Шура не была признана Временным правительством, что повлекло за собой появление новых движений, ратующих за права мусульман. В сентябре 1917 года имам Габитов был одним из двух докладчиков на первом съезде мусульман Тобольской губернии, проходившем в Тюмени. На очередном собрании мусульман его избирали в состав руководства нового губернского Милли Идаре. На смену одним организациям приходили другие.

В январе 1918-го в Москве новая власть советов учредила Комиссариат по делам мусульман. Неподконтрольные большевикам тюрко-татарские общества объявлялись вне закона. На местах создавались новые мусульманские структуры в соответствии с велением времени. Салим-Гирей Габитов оставил в 1918 году должность имам-хатыба и всецело включился в общественную работу на стороне партии большевиков. В автобиографии, написанной собственноручно в 1941 году, Салим-Гирей Хайрутдинович оставил следующие строки «Переживал политические репрессий в Сибири во время власти Колчака за участие в Октябрьской революции» (9). Однако это уже новая страница в жизни мусульманского и татарского просветителя, которую мы оставим за рамками настоящего материала.

Салим-Гирей Габитов уехал из Тюмени в 1929-м – за год до того, как Градо Тюменская мечеть была окончательно закрыта и передана по постановлению президиума Тюменского горсовета под общежитие сельхозтехникума и курсов подготовки в ВУЗы. Последние годы его жизни прошли на родине в Нурлатском районе Татарской АССР. Умер в 1953 году. Халима-ханым ушла из жизни в Тобольском районе в 1934 году. Сын Юсуф стал заслуженным учителем РСФСР. Дочери Сания и Салия, как и старший брат, давно покинули наш бренный мир, оставив после себя достойную смену людей благородных профессий.

Калиль Кабдулвахитов

Фото из личного архива Альфии Бестфатор-Габитовой, внучки С.Г.Габитова.

1.Из рассказа А.Бестфатор-Габитовой, внучки С.Г.Габитова. Архив автора

2. Павлинова Р.Н., Старостин А.Н., Ярков А.П. Мусульманские общины Азиатской части Российской империи: По материалам учетных ведомостей ОМДС. Изд. Казанского федерального университета. Казань, 2018. С. 397.

3. ХХ гасыр башы татар вакытлы матбугатында хатын-кыз мəгарифе мəсьəлəлəре (документлар җыентыгы) / төзүче-авторлар Мортазина Л.Р., Зиннəтуллина А.Ə. – Казан: ТР ФА Ш. Мəрҗани исем. Тарих институты, 2020. Стр. 103.

4. ГБУТО ГАТО. Ф. 21. Оп. 1. Д. 411. Л. 142.

5. Реклама книги "Яңа җыр" тюменского имама С.Габитова в газете "Вакыт" в 1912 г. https://seber-tatar.livejournal.com/tag/Габитов

6. Петербург мәсҗеденә иганә җыю. 1912 ел. https://seber-tatar.livejournal.com/152960.html

7. ТФ ГАТО Ф.5. Оп. 1. Д. 77. Л.2-8

8. ГАТО Ф.И.-79. Оп. 2. Д. 1. Л.30. Завер. Копия.

9. Семейный фонд Габитовых: Габитов Ю.С. (1909-1986). Габитов С.Х. (1882-1953). Архив Бардымского муниципального округа Пермской области. Ф. 89. Л.32

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме