Человек должен беречь свои органы от харама. В Судный День тело человека будет свидетельствовать о совершенных им грехах. Сказано в Священном Кур`ане:
﴿ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً ﴾
«Воистину, слух и зрение и сердце – за все это человек будет спрошен»[1].
Грехи языка:
Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
أَكْثَرُ خَطَايَا ابْنِ ءَادَمَ مِنْ لِسَانِهِ
«Большинство ошибок человека из-за его языка»[2].
1. Гыйба – обсуждать брата мусульманина в его отсутствие тем, что ему не понравилось бы. Например, обсуждать его физические недостатки, характер, имущество, материальное положение или семью и близких. Говорить о человеке, что он хромой, неряшливый, его жена строптивая или у него плохой автомобиль и т.п., что не понравилось бы ему, запретно. Сказано в Священном Kур`ане:
﴿وَلَا يَغْتَبْ بَّعْضُكُمْ بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ﴾
«И пусть одни из вас не злословят о других (пусть не совершают гыйбу). Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего мертвого брата?! Вы же почувствовали отвращение к этому (поэтому не говорите неприятного друг о друге за спинами). И остерегайтесь [наказания] Аллаhа, – ведь Аллаh, воистину, – принимающий покаяние, Милостивый»[3]. Этот аят содержит в себе ясный запрет обсуждения недостатков верующих и строгое предупреждение от данного греха. Гыйба должна вызывать у человека отвращение подобно тому, как вызывает отвращение поедание плоти умершего брата мусульманина. Такого строгого предупреждения и такого красноречивого сравнения более чем достаточно для того, чтобы понять, насколько мерзкий и отвратительный этот грех.
Если же говорить о верующем, приписывая недостатки, которых нет, то это еще больший грех, который называется «бухтан» (клевета, наговоры). Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ قَالُوا اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ قِيلَ أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ قَالَ إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدِ اغْتَبْتَهُ وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ فَقَدْ بَهَتَّهُ
«Знаете-ли вы что такое гыйба? Сподвижники ответили: «Аллаh и Его Посланник знают лучше». Пророк сказал: «Поминать твоего брата тем, что ему не приятно». Они сказали: «А если ему это присуще?» Пророк сказал: «Если ему это присуще, то ты совершил гыйба, если же нет – то это клевета (бухтан)».
Является грехом обсуждать недостатки не только взрослых, но и детей (даже младенцев), стариков (даже находящихся при смерти), а также умерших мусульман. Есть ряд случаев, в которых гыйба не является грехом, например, предостережение от мошенника.
2. Сплетни – передавать слова одного другому о нем с целью поссорить их (намима). Запрещено передавать одному то, что о нем сказал другой, с целью поссорить их. Например, говоря одному, что такой-то сказал о тебе то-то и то-то, а второму донести, что тот сказал о тебе так-то и так-то, чтобы посеять между ними раздор. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
لَا يَدْخُلُ الجَنَّةَ قَتَّاتٌ
«Сплетник не войдет в Рай [из числа первых]»[4].
Сплетни и гыйба, а также не очищение от мочи являются главными причинами мучений в могиле.
Что касается 191 аята суры аль-Бакара, то речь в нем не идет о том, что сплетни более тяжки, чем убийство, так как общеизвестно, что самый тяжкий грех после неверия– это убийство невиновного, а в аяте:
﴿وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ﴾
«И фитна хуже убийства» – речь идет о смуте в религии, то есть о неверии, то есть неверие хуже убийства.
3. Ложь – это сообщение, не соответствующее действительности, произнесенное сознательно, заведомо зная, что это неправда. Лгать нельзя ни в шутку, ни всерьез. Передано от Посланника Аллаhа ﷺ и от его сподвижников:
لا يَصْلُحُ الْكَذِبُ في جِدٍّ ولا هَزْلٍ
«Ложь не годится ни в шутку, ни всерьез»[5].
Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
وَيْلٌ لِلَّذِي يُحَدِّثُ الْقَوْمَ ثمَّ يَكْذِبُ ليُضْحِكَهُمْ وَيْلٌ لَهُ وَيْلٌ لَهُ
«Наказание тому, кто рассказывает (что-то) людям, затем обманывает, с целью рассмешить их. Наказание ему! Наказание ему!»[6].
4. Обвинение человека или кого-то из его родственников в прелюбодеянии прямой речью или намеком (казф). Например, говорить: ты прелюбодей или бесстыжий или развратник. И в том и в другом случае это является грехом.
5. Подстрекание к запретному или к невыполнению обязанностей, например, к воровству, распитию спиртного или оставлению обязательной молитвы.
6. Ложная клятва – обманывать и при этом клясться Аллаhом. Это большой грех.
7. Стравливание людей, разжигая между ними вражду или стравливание животных, например, устраивая петушиные бои.
8. Ругать сподвижников Пророка ﷺ. Ругать всех сахаба является неверием. Плохо говорить о таких, как Абу Бакр или ‘Умар является большим грехом.
9. Лжесвидетельство. Запрещено свидетельствовать о чем-либо, обманывая. Это один из самых тягчайших грехов. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
عُدِلَتْ شَهَادَةُ الزُّورِ بالْإِشْرَاكِ بِاللَّهِ
«Лжесвидетельство [в тяжести греха] подобно ширку»[7].
10. Затягивание возврата долга, имея возможность его вернуть.
11. Оскорбление человека. Является грехом оскорблять брата мусульманина, например, называть его ослом, дураком или употреблять в его адрес другие ругательства. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْر
«Оскорбление мусульманина – это большой грех, а воевать с ним [подобно] куфру»[8].
12. Проклятие мусульманина. Является грехом проклинать мусульманина, то есть желать, чтобы он был лишенным блага. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
وَلَعْنُ المؤمن كَقَتْلِهِ
«Проклинать верующего (без права) подобно его убийству»[9].
13. Издевательство над мусульманином, нанесение обиды и причинение неприятностей. Запрещено насмехаться, подвергать унижению, оскорблять или обидно шутить над ним. Сказано в Священном Kур`ане:
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَىٰ أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَىٰ أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ ۖ﴾
«О те, которые уверовали! Пусть одни не насмехаются над другими, ведь может быть, что они лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что они лучше них»[10].
Не запрещается говорить совершающему тяжкие грехи о том, что он грешник для того, чтобы он исправился.
13. Обман, ссылаясь на Аллаhа или Его Пророка ﷺ. Является большим грехом приписывать Пророку ﷺ то, чего он не говорил. В некоторых случаях данный грех будет неверием, например, говорить, что Пророк дозволил употреблять свинину или воровать. Сказано в Кур`ане:
﴿وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ تَرَى الَّذِينَ كَذَبُوا عَلَى اللَّهِ وُجُوهُهُمْ مُّسْوَدَّةٌ﴾
«И в Судный день ты увидишь тех, которые возводили ложь на Аллаhа с почерневшими лицами»[11]. И сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
إِنَّ كَذِبًا عَلَىَّ لَيْسَ كَكَذِبٍ عَلَى أَحَدٍ فَمَنْ كَذَبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ
«Поистине, ложь [возводимая] на меня не подобна лжи [возводимой] на кого-либо из вас, тот, кто солгал на меня сознательно, пусть ожидает свое место в Аду»[12].
14. Посягательство на чужие права. Запрещено посягать на чужие права, например, опираясь на ложное свидетельство, идти к судье, неправомерно посягая на чужое.
15. Развод в период менструации или нифаса, а также в чистый период, если в нем был совершен половой акт. Сам развод при этом является действительным.
16. Чтение Кур`ана с ошибками, меняющими значение или допуская грамматические ошибки, даже не меняющие значения. Также запрещается неправильно произносить буквы и обрывать слово. Учиться читать Кур`ан нужно с достоверным учителем.
17. Попрошайничество, то есть просить деньги или материальные ценности обеспеченному необходимыми для жизни средствами или имеющему возможность заработать. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
لا تَحِلُّ الْمَسْأَلَةُ لِغَنِىٍّ وَلا لِذِى مِرَّةٍ سَوِىٍّ
«Не дозволяется просить состоятельному и сильному с полноценным телосложением»[13].
Не запрещается просить друг у друга что-то незначительное.
18. Не оставлять завещания о наличии долга или чужого имущества, оставленного на хранение, о котором не знает никто другой. В случае, если есть опасение, что не сможет вернуть из-за болезни или другой причины, которая, возможно, приведет к смерти, то он обязан сообщить об этом достоверному мусульманину (помимо наследника). А если о его долгах или оставленном на хранение имуществе знает кто-то (не наследник), то дополнительно сообщить об этом другому не обязательно, но желательно.
19. Выдавать себя за сына не своего отца, говоря, что я сын такого-то, называя имя не своего отца. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
مَنِ ادَّعَى إِلَى غَيْرِ أبيهِ فَعلَيْهِ لَعْنَةُ اللَّه
«Пусть будет проклятье Аллаhа над тем, кто выдает себя за сына того, кто не является его отцом»[14].
20. Сватовство к девушке, засватанной другим. Если предложение первого было принято, то запрещается другому предлагать ей выйти замуж. Если же первый жених отказался сам или разрешил второму сделать предложение, то его сватовство не будет запретным. Передается от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
ولَا يَخْطُبَ الرجل عَلَى خِطْبَةِ أَخِيهِ حَتَّى يَتْرُكَ الْخَاطِبُ قَبْلَهُ أَوْ يَأْذَنَ لَهُ الخاطبُ
«И пусть не сватается мужчина к той, которая засватана его братом (по вере) до тех пор, пока сватающийся не откажется от нее, или не даст ему разрешение»[15].
21. Вынесение религиозных заключений (фетв) без знаний, что является большим грехом, даже если ответ совпал с правильным. Сказано в Кур`ане:
﴿وَلا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولًا﴾
«И не говори то, о чем нет у тебя знаний, поистине, слух, зрение и сердце – за все это будет спрошен человек»[16].
22. Изучение вредных наук или обучение им без уважительной причины, например, магии или астрологии.
23. Произнесение слов, оскорбляющих Ислам, кого-либо из Пророков, Кур`ан или один из ритуалов Ислама, что является неверием. Является неверием говорить что-либо плохое или приписывать недостойное любому пророку, например, приписывать Пророку Юсуфу желание совершить прелюбодеяние или говорить, что Адам с позором был изгнан из Рая. Неверием также является принижать Священный Кур`ан или не признавать истинность чего-либо, сказанного в Кур`ане.
24. Игра на духовых музыкальных инструментах, например, на дудке, флейте, кларнете, трубе, свирели, зурне и так далее.
25. Замалчивание повеления к выполнению обязанностей и запрета греховного без уважительной причины. Является обязательным повелевать к совершению обязанностей при их невыполнении и запрещать греховное, при его совершении, имея на это возможность, чувствуя безопасность за себя и имущество, при условии, что не приведет к худшему.
26. Сокрытие необходимых знаний от требующего их. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ فَكَتَمَهُ أَلْجَمَهُ اللَّهُ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Кто был спрошен о [необходимом религиозном] знании и скрыл его, на его уста будет одета уздечка из огня в Судный день»[17].
Обучение необходимому минимуму является коллективной обязанностью (фард кифая) в случае, если есть несколько компетентных в обучении людей. Если нет других, кто мог бы обучить этому минимуму, в таком случае обучение этим знаниям становится для него индивидуальной обязанностью.
27. Насмешка над мусульманином, унижая его, например, из-за высокомерия, а также смеяться над ним, если вышли газы.
28. Сокрытие свидетельства, необходимого для установления истины. Если человек был свидетелем какого-то события, и его вызвали дать свидетельство для установления истины, то ему запрещено отказываться без уважительной причины.
29. Не отвечать на приветствие «салям», когда ответ является обязательным. Если мусульманин мукалляф дал салям другому мусульманину мукалляфу, обращаясь к нему, то необходимо ответить, при условии, что они одного пола. Сказано в Кур`ане:
﴿وَإِذَا حُيِّيْتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا﴾
«И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием (например, скажут: «Ассаляму ‘алейкум!» или «Ассаляму ‘алейкум ва рахматуллаh!»), то приветствуйте лучшим (чем вас поприветствовали) или же ответьте подобным»[18]. Если же пол поприветствовавшего и того, кого поприветствовали отличается, то отвечать не обязательно.
30. Целовать того, кого не разрешено целовать, например, мужчине запрещено целовать постороннюю женщину, а женщине запрещено целовать постороннего мужчину. Также запрещается находящемуся в ихраме хаджа или ‘умры целоваться со страстью (даже с женой). Также запрещается целоваться соблюдающему обязательный пост, если опасается эякуляции.
31. Не упоминать Имени Аллаhа сознательно при заклании животного. Если забыл упомянуть Имя Аллаhа, то животное дозволено к употреблению в пищу, а если не было упомянуто сознательно, то оно считается мертвечиной.
[1] Аль-Исра: 36.
[2] Му‘джам ат-Табараний, 10/243.
[3] Аль-Худжурат: 12.
[4] Сахих аль-Бухарий, глава о нравственной этике, раздел о нежелательности (т.е. запрете) сплетен, 6056.
[5] Шу‘абуль-иман, аль-Байхакый.
[6] Муснад Ахмад, 20021.
[7] Сунан Аби Дауд, начало главы о судебных процессах, раздел о лжесвидетельстве, 3599.
[8] Сахих аль-Бухарий, глава о вере, раздел: страх верующего, 48: Сахих Муслим, 64.
[9] Сахих аль-Бухарий, глава об этикете, раздел о том, кто обвинил в куфре своего брата…, 6105; Сахих Муслим, 110.
[10] Аль-Худжурат: 11.
[11] Аз-Зумар: 60.
[12] Сахих аль-Бухарий, глава о джаназа, раздел о нежелательности (запрете) оплакивания мертвых, 1291. Сахих Муслим, 4.
[13] Сунан ат-Тирмизий, 652.
[14] Сунан ат-Тирмизий, 2120; Сунан Ибн Маджах, 2712.
[15] Сахих аль-Бухарий, глава о никахе, 5142.
[16] Аль-Исра: 36.
[17] Сунан Аби Дауд, глава о знании, нежелательность (запрет) лишения знания, 3658.
[18] Ан-Ниса: 86.