Вторник 03 декабря 2024 г.
Фаджр
06:31
Восход
08:55
Зухр
12:31
Аср
14:11
Магриб
15:59
Иша
18:00
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

О сердце

О сердце

Сердце – самый главный и почетный орган в теле человека. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:

أَلا وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، وَإذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، أَلا وَهِيَ الْقَلْبُ

«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, – если он в порядке, то все тело будет в порядке, а если он испорчен, то все тело будет испорчено, и, поистине, этим кусочком является сердце»[1]. И у сердца есть обязанности, которые необходимо выполнять, и каждый будет спрошен за это в Судный день.

Среди обязанностей сердца:

1. Вера в Аллаhа, то есть твердое убеждение в существовании Создателя, и что Его существование не подобно существованию созданных. Вера в Аллаhа и Его Посланника Мухаммада ﷺ – это основа всех обязанностей. Также обязательно верить в истинность того, что передано Посланником Аллаhа ﷺ, как повеления, запреты и известия.

2. Искренность (ихляс) - совершение благих дел исключительно ради Аллаhа, то есть не ради похвалы людей и не ради того, чтобы окружающие смотрели с восхищением, уважением и почтением. Кто совершает благие дела ради похвалы людей, лишается вознаграждения за это и попадает в большой грех.

3. Сожаление о совершенных грехах, независимо от того, был это большой грех или малый. Сожаление – это чувство раскаяния и печали в сердце из-за совершенного греха, например, упрекая себя: «Зачем я это сделал?!», «О, если бы я этого не делал!». При этом необходимо сожалеть именно о том, что ослушался Аллаhа, а не из-за позора перед людьми или ущерба для здоровья, так как это не то сожаление, которое требуется для покаяния[2]. Сожаление – это главная составляющая часть покаяния. Как только человек совершил грех, он обязан немедленно покаяться, то есть прекратить грех, сожалеть о том, что ослушался Аллаhа, и сделать намерение больше никогда не совершать его.

4. Упование на Аллаhа, то есть твердо надеяться и полагаться на Его Милость. Упование на Аллаhа (таваккуль) является обязанностью сердца, так как Аллаh – единственный Создатель добра (пользы, хорошего), и зла (вреда, плохого). Все происходит по Его Воле, а созданные ничего не создают, а могут быть только причинами того или иного события. Сказано в Священном Кур`ане:

﴿ وَعَلَى اللهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ ﴾

«И на Аллаhа пусть полагаются верующие»[3].

Полное упование на Аллаhа означает полагаться на Него в приобретении пропитания и в защите от вреда, всецело уповая и надеясь только на Него, не исключая при этом пути получения желаемого. Например, чтобы вырастить пшеницу, человек уповает на Создателя, но при этом сеет, поливает и собирает урожай. Делая это, он не создает урожай, а только ищет пути его получения. Он не знает результата своих действий и надеется на Аллаhа, а результат создает Аллаh.

Имам Ахмад и другие передали от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который сказал, что слышал слова Посланника Аллаhа ﷺ:

لَوْ أَنَّكُمْ تَوَكَّلْتُمْ عَلَى اللَّهِ حَقَّ تَوَكُّلِهِ لَرَزَقَكُمْ كَمَا يَرْزُقُ الطَّيْرَ تَغْدُو خِمَاصًا وَتَرُوحُ بِطَانًا

«Если бы вы уповали на Аллаhа как положено, Он даровал бы вам пропитание подобно тому, как дает его птицам, которые вылетают из своих гнезд в начале дня с пустыми желудками, а возвращаются в конце дня с полными»[4].

Упование на Аллаhа не исключает действия. Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал, что данный хадис содержит в себе указание на необходимость действовать[5].

5. Контроль своих действий, мыслей, убеждений и слов, постоянно испытывая страх нарушить запреты Всевышнего или не выполнить обязанность[6]. Сказано в Священном Кур`ане:

﴿ فَلاَ تَخْشَوُا النَّاسَ وَاخْشَوْنِ ﴾

«Не бойтесь людей, а бойтесь Меня»[7]. Аль-Бухарий передал от Анаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

لَوْ تَعْلَمُونَ مَا أَعْلَمُ لَضَحِكْتُمْ قَلِيْلا وَلَبَكَيْتُمْ كَثِيرًا

«Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы мало смеялись и много плакали»[8], то есть если бы вы глубоко осознавали Всемогущество Всевышнего и больше задумывались о наказании, от которого Он предостерег за нарушение Его повелений, то смеялись бы меньше из-за страха и печали, которые овладели бы вами, и много плакали. Услышав эти слова, сахаба расплакались, закрыв лица руками.

6. Быть довольным предопределением Аллаhа, не возмущаясь Ему. То есть принимать то, что предопределено Аллаhом и не возмущаться Ему. При этом следует различать Сыфат предопределение и предопределенное созданное. Все Сыфаты Аллаhа полноценны и не делятся на хорошие и плохие, а среди предопределенного Им есть как хорошее, так и плохое. Мы любим добро и ненавидим зло, при этом проявляя согласие предопределению Аллаhа добра и зла, и не возмущаясь этим.

7. Почитать символы Ислама, как намаз, пост, хадж, мечети, азан, праздники ʻИд аль-Фитр (Ураза-байрам) и ʻИд аль-Адха (Курбан-байрам). Всевышний Аллаh придал всему этому значимость и повелел нам уважать и возвеличивать это. Сказано в Священном Курˋане:

﴿ ذَلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ ﴾

«Кто почитает религиозные знамения – это исходит от богобоязненности сердец»[9].

Недопустимо издеваться или принижать символы Ислама – это является неверием.

8. Благодарность Аллаhу за дарованные Им блага, не используя их для совершения греха. Благодарность Аллаhу бывает двух видов: обязательная и желательная. Обязательная благодарность – это сдерживание себя от греховного, не используя дары Аллаhа в совершении харама. Желательная благодарность – это восхваление Аллаhа за множество дарованных благ, например, с благодарностью в сердце сказать: «Альхамдулилляh» («Хвала Аллаhу»). Аллаh дарует созданным большое количество благ, которые они не в силах перечесть.

Также благодарность Аллаhу проявляется в том, чтобы отвечать добром на то добро, которое делают для него другие. Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

مَنْ لَمْ يَشْكُرِ النَّاسَ لَمْ يَشْكُرِ اللهَ

«Не будет [по-настоящему] благодарен Аллаhу тот, кто не благодарен людям»[10]. Благодарность людям выражается в ду‘а за них, помощи им, подарках и тому подобном.

«Аш-шакир» (благодарный раб Аллаhа) – это тот, кто хранит от греха свое сердце и другие части тела. «Аш-шакур» (благодарнейший раб Аллаhа) – это тот, кто укрепился в этом, достигнув праведности. Он не ограничивается лишь выполнением обязанностей и избеганием грехов, а постоянно выполняет желательные благие дела. Таких людей мало. Сказано в Священном Кур`ане:

﴿وَقَلِيلٌ مِّنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ﴾

«Мало из Моих рабов – благодарнейших (аш-шакур)»[11].

9. Терпение в соблюдении обязанностей, заставляя себя выполнять повеления Аллаhа[12]. А также терпение в избегании запретного, сдерживая себя от греха, когда нафс желает получить запретное удовольствие. Большое вознаграждение обещано тому, кто проявляет терпение ради Аллаhа, удерживая себя от запретных удовольствий. И третий вид терпения – терпение в испытаниях, ниспосланных Аллаhом. Какое бы испытание ни постигло верующего, он должен проявлять терпение, уповать на Аллаhа и надеяться на Его Милость, не возмущаясь и не совершая грехов[13].

Сказано в Священном Кур`ане:

﴿وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَىْءٍ مِّنَ الْخَوفْ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ﴾

«Мы непременно испытаем вас страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые говорят, когда постигает их беда: «Воистину, мы принадлежим Аллаhу, и к Его [расчету] мы вернемся»[14].

10. Ненависть к шайтану. Шайтаны – это неверующие джинны. Их праотец – проклятый Иблис. Среди джиннов есть верующие, но большинство из них неверующие. Шайтаны влияют на сердца людей, пытаются сбить их с истинного пути, ввести их в неверие и грехи. Обязанность верующего – ненавидеть шайтанов и не поддаваться их искушениям. Сказано в Священном Кур`ане:

﴿ إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا ﴾

«Воистину, шайтан – ваш враг, поэтому относитесь к нему как к врагу!»[15].

11. Ненависть и отвращение к грехам. Мусульманин обязан ненавидеть грехи, как свои, так и чужие, так как они запрещены Всевышним Аллаhом. Грех – это зло и унижение для человека в этой жизни и в ахирате.

12.Любовь к Аллаhу, то есть возвеличивать Его должным образом, проявляя к Нему наивысшую степень смирения и покорности.

13. Любовь к Кур`ану, то есть признавать его истинность.

14.Любовь к Посланнику Аллаhа Мухаммаду ﷺ, то есть возвеличивать его так, как повелел Аллаh. А также обязательно любить всех остальных пророков.

15.Любовь к сподвижникам[16] Пророка ﷺ, то есть в общем любить сахаба, возвеличивать их, так как благодаря им Ислам распространился на земле. Особенно нужно любить тех, кто ранее других принял Ислам.

16.Любовь к семейству Пророка ﷺ, то есть любить его жен – матерей верующих, уверовавших родственников, так как они имеют почетную степень, благодаря их близости к самому лучшему созданию Аллаhа.

17.Любовь к благочестивым мусульманам в целом, поскольку они достигли этой высокой степени благодаря соблюдению повелений Всевышнего Аллаhа.



[1] Сахих аль-Бухарий, глава: Иман, раздел: достоинство того, кто сберег свою религию, 52. Сахих Муслим, глава: аль-Мусакат, раздел: принятие халяля и отказ от сомнительного, 1599.

[2] Например, если прелюбодей или вор, или употреблявший спиртное сожалеет только потому, что опозорился перед людьми или, что попал из-за этого в заключение, или, что утратил здоровье, то он не выполнил обязанность сердца.

[3] Аль-Муджадаля: 10.

[4] Муснад Ахмад, 370. А также Сунан ат-Тирмизий, Сунан Ибн Маджах.

[5] Упование на Аллаhа также не исключает возможность обращаться к людям за помощью, например, к врачу, зная при этом, что Создатель болезни и исцеления – это Аллаh.

[6] Когда ребенок становится мукалляфом, у него должно быть решительное намерение выполнять все повеления Аллаhа и не совершать грехов.

[7] Аль-Маида: 44.

[8] Сахих аль-Бухарий, глава о затмении, раздел о милостыни во время затмения, 1044.

[9] Аль-Хадж: 32.

[10] Сунан ат-Тирмизий, раздел о преданиях относительно благодарности тем, кто отнесся к тебе хорошо, 1955.

[11] Саба`: 13.

[12] Выполнение обязанностей зачастую требует терпения, как соблюдение поста в длинный и жаркий день или омовение для намаза холодной водой.

[13] Некоторые люди, не желая терпеть бедность, нечестным путем добывают деньги или заключают запрещенные сделки. Многие даже совершают неверие, не проявляя терпения в трудностях и испытаниях мирской жизни, говоря: «О, Аллаh, Ты не справедлив ко мне! Что я тебе сделал?!».

[14] Аль-Бакара: 155.

[15] Фатыр: 6.

[16] Сподвижник (сахабий) – это тот, кто встречался с Пророком ﷺ, веруя в него и умер мусульманином.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме