۞ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ : مَنْ رَآنِي فِي الْمَنَامِ فَقَدْ رَآنِي فَإِنَّ الشَّيْطَانَ لا يَتَمَثَّلُ بِي
Передается от ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уда: «Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто увидел меня во сне, [поистине] увидел меня, ибо шайтан не представляется мною[1]»[2].
۞ عَنْ يَزِيدَ الْفَارِسِيِّ وَكَانَ يَكْتُبُ الْمَصَاحِفَ قَالَ : رَأَيْتُ النَّبِيَّ ﷺ فِي الْمَنَامِ زَمَنَ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ : فَقُلْتُ لابْنِ عَبَّاسٍ : إِنِّي رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ فِي النَّوْمِ ، فَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ : إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ كَانَ يَقُولُ : إِنَّ الشَّيْطَانَ لا يَسْتَطِيعُ أَنْ يَتَشَبَّهَ بِي ، فَمَنْ رَآنِي فِي النَّوْمِ فَقَدْ رَآنِي ، هَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تَنْعَتَ هَذَا الرَّجُلَ الَّذِي رَأَيْتَهُ فِي النَّوْمِ ؟ قَالَ : نَعَمْ ، أَنْعَتُ لَكَ رَجُلا بَيْنَ الرَّجُلَيْنِ ، جِسْمُهُ وَلَحْمُهُ أَسْمَرُ إِلَى الْبَيَاضِ ، أَكْحَلُ الْعَيْنَيْنِ ، حَسَنُ الضَّحِكِ ، جَمِيلُ دَوَائِرِ الْوَجْهِ ، مَلأَتْ لِحْيَتُهُ مَا بَيْنَ هَذِهِ إِلَى هَذِهِ ، قَدْ مَلأَتْ نَحْرَهُ ، قَالَ عَوْفٌ: وَلا أَدْرِي مَا كَانَ مَعَ هَذَا النَّعْتِ ، فَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ : لَوْ رَأَيْتَهُ فِي الْيَقَظَةِ مَا اسْتَطَعْتَ أَنْ تَنْعَتَهُ فَوْقَ هَذَا ،
Передается от Йазида аль-Фарисий, который записывал мусхафы[3]: «Во времена Ибн ‘Аббаса я видел во сне Пророка ﷺ. Я сказал Ибн ‘Аббасу: «Поистине, я видел Посланника Аллаhа во сне». Он сказал: «Воистину, Посланник Аллаhа ﷺ говорил: «Поистине, шайтан не может уподобиться мне, и тот, кто увидел меня во сне, поистине увидел меня». Можешь ли ты описать мужчину, которого ты видел во сне?». Он сказал: «Да. Я опишу тебе мужчину [роста] между двух мужчин[4]. Его тело и плоть были белыми с румянцем, глаза будто накрашены сурьмой, с красивой улыбкой, красивые округлости лица. Его борода заполняла [пространство] между этим [ухом] и этим [ухом][5], она скрывала его горло[6]». Сказал ‘Ауф: «Я не знаю, что было еще помимо этого описания». «Ибн ‘Аббас сказал: «Если бы ты видел его наяву, то не смог бы дать более подробное описание».
۞ عَنْ أَنَسٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ قَالَ : مَنْ رَآنِي فِي الْمَنَامِ فَقَدْ رَآنِي ، فَإِنَّ الشَّيْطَانَ لا يَتَخَيَّلُ بِي وَرُؤْيَا الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ سِتَّةٍ وَأَرْبَعِينَ جُزْءًا مِنَ النُّبُوَّةِ
Передается от Анаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тот, кто увидел меня во сне, поистине увидел меня, ибо шайтан не представляется мною. Сновидения верующего – одна из сорока шести частей пророчества[7]».
۞ قَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْمُبَارَكِ : إِذَا ابْتُلِيتَ بِالْقَضَاءِ فَعَلَيْكَ بِالأَثَرِ
«Сказал ‘Абдуллаh ибн аль-Мубарак: «Если ты подвергся испытанию тем, что был назначен судьей (када)[8], то [следуй] за преданием[9]».
۞ عَنِ ابْنِ سِيرِينَ ، قَالَ : هَذَا الْحَدِيثُ دِينٌ ، فَانْظُرُوا عَمَّنْ تَأَخُذُونَ دِينَكُمْ
Передается от Ибн Сирина: «Эти хадисы – религия, так смотрите же от кого вы берете вашу религию[10]»[11].
[1] То есть не появляется в образе Пророка ﷺ.
[2] В другой версии говорится: «… то как-будто увидел меня на яву».
[3] Это указание на благодать его работы, благодаря которой, как предполагается, он увидел этот сон.
[4] То есть не сильно высокий и не низкий.
[5] То есть была широкой.
[6] Это указывает на ее длину.
[7] То есть часть из частей знания прочества, посему не следует говорить без знания, полагаясь на догадки. Пророчество ушло, а его знания остались. Согласно другому объяснению имеется в виду, что вещие сны длились у Пророка ﷺ полгода, то есть из 23 лет пророчества - это будет одна сорок шестая часть.
[8] Так как суд замещает пророчество, поэтому подходяще завещание судье следовать пророческим преданиям в должности судьи. Это указывает на необходимость обращения к этим знаниям и к носителям этих знаний при замешательстве в бедах и испытаниях.
[9] То есть за сунной Пророка ﷺ и сунной праведных правителей.
[10] То есть, если эти хадисы являются религией, то необходимо обучаться им и действовать в соответствии с ними.
[11] Слова Ибн аль-Мубарака и Ибн Сирина являются завершающими данный труд наставлением, подобно тому, как ученые начинают свои труды с наставления, с хадиса о намерении. Эти слова содержат в себе побуждение к глубокому изучению Сунны из уст достоверных лиц.