Сподвижники в своих убеждениях следовали учению Посланника Аллаhа ﷺ. Они спрашивали его об истине для того, чтобы следовать ей и спрашивали его о заблуждениях и о греховном, чтобы иметь возможность избегать зло и заблуждений. Сказал Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллаh:
كَانَ النَّاسُ يَسْأَلُونَ رَسُولَ اللهِ ﷺ عَنِ الخَيْرِ وَكُنْتُ أَسْأَلُهُ عَنِ الشَّرِّ مَخَافَةَ أَنْ يُدْرِكَنِي
«Люди спрашивали Посланника Аллаhа ﷺ о благом, я же спрашивал его о плохом, боясь, что оно постигнет меня»[1]. Он поступал таким образом для того, чтобы быть как можно лучше осведомленным о плохом, так как тот, кто не знает зла, близок к его совершению. Как сказал поэт Абу Фирас аль-Хамаданий:
عَرَفتُ الشَرَّ لا لِلشَرِّ لَكِـــن لِتَـــوَقّــيــهِ
وَمَـن لَم يَـعرِفِ الشَرَّ مِـنَ الخَـيرِ يَقَع فيهِ
«Я познал зло не для зла, а для того, чтобы остерегаться его. Тот, кто не отличает зло от добра – совершит его (зло)». Имеется в виду, что есть большая вероятность, что человек, не осведомленный о греховном, совершит грех, не зная об этом.
Посланник Аллаhа ﷺ оповестил о том, что среди его общины и среди тех, кто относит себя к его последователям, возникнут различные течения и группы, которые появлялись ранее в предыдущих общинах:
افْتَرَقَتِ الْيَهُودُ اِلَى إِحْدَى وَسَبْعِينَ فِرْقَة، وَافْتَرَقَتِ النَّصَارَى إلَى اثْنَتَيْنِ وَسَبْعِينَ فِرْقة، وَسَتَفْتَرِقُ الأُمَّة اِلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ فِرْقَة كُلُّهُمْ فِي النَّار إِلَّا وَاحِدَة قيل: ومن هي، قال: مَا أَنَا عَلَيْهِ وَأَصْحَابِي
«Иудеи разделились на 71 группу, христиане разделились на 72 группы, а моя община разделится на 73 группы – все они будут в Аду, кроме одной». Его спросили: что это за группа? Он ответил: «Это те, которые следуют моему пути и пути моих сподвижников». В другой версии хадиса сказано: السَّوَادُ الْاَعْظَم «Большинство».
Сказано в Кур`ане:
﴿يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ فَأَمَّا الَّذِينَ اسْوَدَّتْ وُجُوهُهُمْ أَكَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ فَذُوقُوا الْعَذَابَ بِمَا كُنتُمْ تَكْفُرُونَ﴾
«В тот День (Судный День) лица одних станут светлыми, а лица других станут черными. Тем, чьи лица почернеют будет сказано: «Неужели вы совершили неверие после вашей веры?! Вкусите же наказание за то, что вы не веровали» (Áль ‘Имран: 106). Передал ‘Абдуллаh ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал в толковании этого аята: «Те, чьи лица будут светлыми – это большинство (аль-джама‘а), а те же, чьи лица почернеют – это последовавшие своим прихотям (ахлюль-ахва). Пророк ﷺ разъяснил, что с этой уммой смешаются многие из приверженцев прихотей, которые будут приписывать себя к ней. Они, несмотря на внешнее сходство, в сущности своей веры будут отличаться от мусульман. Верующий обязательно должен знать об их положении, чтобы сохранить свои убеждения от их ереси, нововведений и не уподобиться им. Всевышний Аллаh описал их в Кур`ане:
﴿وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُم بِاللَّهِ إِلَّا وَهُم مُّشْرِكُونَ﴾
«И большинство из них не веруют в Аллаhа. Они являются язычниками» (Юсуф: 106).
Слова Пророка ﷺ, его обещания и предостережения истина, поэтому появление заблудших групп и течений среди мусульман, о которых он возвестил непременно должно было произойти.
Среди ученых-исследователей (ахлю-тахкык) возникло разногласие в отношении появления 72 заблудших течений. Некоторые сказали, что появление групп из приверженцев нововведений в среде мусульман еще не закончено, и что возникли лишь некоторые из них, остальные же течения еще появятся до наступления Судного Дня. Другие ученые, специализирующиеся на истории, преданиях и идеологиях основателей течений и сект, относящих себя к Исламу, сказали, что заблудшие группы, о которых возвестил Пророк уже сформировались. Но в любом случае, каждый должен уметь отличать правильные убеждения от их испорченной идеологии.
Источник: alhakk.ru