Праздник жертвоприношения - это день, в которой верующие мусульмане приближаются к довольству Создателя, путем совершения определенных обрядов которых установил сам Всевышний Аллах!
Жертвоприношение носит название курбан, что означает «приближение», таким образом, это то, что призвано приблизить человека к Всевышнему Аллаху. Так как жертвоприношение означает искреннее самоотречение, оно является самым важным средством обретения близости к Аллаху.
В то же время Жертвоприношение – сунна досточтимого пророка Ибрахима (мир ему).
Айша (да будет доволен ею Аллах) передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В первый день праздника Жертвоприношения нет перед Аллахом – Велик он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови (жертвенного животного). В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного, еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!». (Ибн Маджа, Тирмизи).
Жертвоприношение - это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага.
Оно стало обязательным во втором году после переселения посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину. Совершение жертвоприношения обосновано аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и единогласным мнением всех ученых ислама.
Согласно ханафитской правовой школы, закалывание жертвенного животного установленного шариатом в дни праздника-жертвоприношения, является обязательным (ваджибом) для каждого свободного состоятельного мусульманина. Состоятельным человеком считается тот, кто, имеет имущество, достигающее нисаба, кроме необходимых для удовлетворения жизненных потребностей средств. Этот нисаб должен соответствовать нисабу фитр-садака. Каждый, кто на утро праздника владеет 200 дирхамами серебра или 20 мискалями золота, или их денежным эквивалентом, обязан совершить обряд жертвоприношения.
В качестве довода ученые ханафитской правовой школы приводят аят из священного Корана, в котором Всевышний Аллах говорит:
«Посему совершай молитву ради своего Господа и закалывай [жертвенное животное]». (Сура 108/2)
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение, пусть не приближается к нашей мечети». (Ибн Маджа, Ахмад).
Поэтому каждый мусульманин должен стараться от своего имени совершить заклание жертвенного животного в дни праздника.
Согласно преданиям, самыми первыми в мире жертвоприношение совершили двое сыновей нашего праотца Адама (мир ему), которых звали Кабиль и Хабиль. Между ними вышла ссора. И для того, чтобы уладить отношения между братьями, Адам (мир ему) приказал им совершить жертвоприношение сказав им следующее:
- Совершите ради довольства Всевышнего жертвоприношение, и тот от кого Всевышний примет, тот и будет прав.
Кабиль занимался земледелием, а Хабиль скотоводством. Кабиль подойдя к своему полю, нарвал, не глядя, пшеницу и отнёс на указанное место. Хабиль же подойдя к своему стаду, выбрал среди него самого жирного белого барашка и тоже отвел на указанное место. На следующий день, оба брата поднялись на гору, туда, где они оставили свои дары. Они увидели, что жертвенное животное Хабиля было принято, а пшеница Кабиля лежала на том же месте. В те времена признаком того что жертвоприношение было принято Всевышним, оно должно было сгореть. В Священном Коране эта история объясняется в суре «Трапеза», в которой Всевышний Аллах говорит:
«Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и не принята от другого. Он (Кабиль) сказал: «Я непременно убью тебя». Он (Хабиль) ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных». (Сура 5/27)
В словах сказанных Хабилем есть великий урок для всего человечества. Действительно, Всевышний Аллах принимает деяния только тех, кто выполняет их искренно от чистого сердца, ради довольства Всевышнего Аллаха. Поэтому в жертвоприношении самое главное - наше искреннее намерение.
В другом аяте говорится:
«Ни мясо их, ни кровь их (то есть жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность…» (22:37).
Из данного аята следует знать, что самое главное в жертвоприношении - это наша богобоязненность, которая находится в сердцах. Всевышний будет принимать наше деяния, исходя из того насколько мы были искренни. Всевышний не нуждается в самой жертве, не в мясе животного или в чем-то ином. Когда мы совершаем жертвоприношение, то мы не делаем каких-то подношений, как это принято в язычестве. Мы выполняем повеление Всевышнего Аллаха, которое заключается в том, чтобы заклать животное ради довольства Всевышнего в праздничный день и поделиться мясом с окружающими, малоимущими, накормить свою семью, чтобы разделить с ними радость от этого праздника.
Жертвоприношение спасает человека от скупости и любви к имуществу. Способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и оказывать помощь нуждающимся. Жертвоприношение связывает людей узами любви, милосердия и сострадания друг к другу. Оно позволяет всем рабам Аллаха получить долю из Его благ. А также, способствует тому, что люди, все вместе выполняя и индивидуальные, и коллективные поклонения, обретают довольство Аллаха и приближаются к Нему.
Заклание жертвенного животного в дни праздника-жертвоприношения является причиной прощения грехов, как об этом свидетельствовал сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах):
«О Фатыма! Стой рядом с жертвой, которую приносишь. Знай, что вместе с первой каплей крови, упавшей на землю, будут прощены твои (малые) грехи». (Хаким, Байхаки).
Говоря о пользе и скрытом смысле жертвоприношения, можно сказать следующее: жертвоприношение заставляет нас вспоминать о покорности и самой высокой степени служения своему Господу досточтимых Ибрахима и Исмаила (мир им обоим). Всевышний Аллах показывая, что Он даровал нам все блага, учит нас, каким образом Он повелевает пользоваться ими и жертвовать часть из них на благо общества. Будет неправильно отказываться пользоваться благами, которые Он даровал нам, также ошибочно бездумно расточать их. Поэтому, Ислам приказывает совершать жертвоприношение, и запрещает расточительство и причинение мучений животным и даже определяет, с какого возраста их можно приносить в жертву.
Условия обязательности жертвоприношения
Ученые единогласны в том, что каждый свободный мусульманин, достигший совершеннолетия, постоянно живущий в одной местности и имеющий возможности, должен совершить жертвоприношение. Но какое правовое решение относительно обязательности жертвоприношения для путников, маленьких детей и умалишенных, то по этому поводу существуют определенные разногласия среди ученых.
Что касается путника, то ученые ханафитской правовой школы считают, что для него необязательно совершение жертвоприношения, так как Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах), находясь в пути, никогда не совершали жертвоприношение.
Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Совершение пятничной молитвы и жертвоприношения в (дни праздника-жертвоприношения) для путника не являются обязательным».
Это объясняется тем, что для путника все это представляет определенные трудности. Поэтому, чтобы облегчить положение путников, каноны Ислама снимают с них ответственность совершения пятничной молитвы и жертвоприношения.
А касаемо несовершеннолетнего ребенка и умалишённого, то правильное мнение ханафитской правовой школы, не является обязательным за них совершать жертвоприношение, исключением является только если их попечитель по своему желанию из собственных средств совершит от их имени жертвоприношение. (ибн Абидин, 5/222)
Время и форма жертвоприношения
В городах и населенных пунктах, где совершается коллективная праздничная молитва, жертвоприношение совершается только после праздничной молитвы. А что касается деревень и сел, где праздничная молитва не совершается, то жертвоприношение можно совершать сразу после восхода солнца. Это и есть начало времени жертвоприношения. Время жертвоприношения продолжается до захода солнца третьего дня праздника, т.е. 12-го числа месяца Зуль-Хиджа. Тот, кто по уважительной причине не смог совершить праздничный намаз, так же в течение трех праздничных дней может совершить жертвоприношение.
Относительно времени жертвоприношения в хадисе который передает Бараа бин Азиб (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам:
«В этот день (праздничный) сначала нам нужно совершить намаз, затем, вернувшись, произвести обряд жертвоприношения. Кто поступит таким образом, тот поступит в соответствии с нашей сунной. Кто зарежет скот раньше, он всего лишь обеспечит свою семью мясом. О том, что это жертвоприношение, не может быть и речи». (Бухари, Муслим, Ахмад)
Доводом на то, что жертвоприношение совершается в течение трех дней, служат слова сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Умара, Али и Аббаса (да будет доволен ими Аллах) где они говорили:
«Время совершения обряда жертвоприношения длится три дня, но предпочтительнее это делать в первый день».
Так же Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) говорил: «Жертвоприношение после первого дня длится еще два дня». (имам Малик)
Из вышеприведенных хадисов становится ясно, что жертвоприношение, совершенное в предпраздничный день, или перед праздничным молитвой, не может считаться жертвоприношением.
Как об этом передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто зарежет скот до праздничного намаза, пусть вновь совершит обряд жертвоприношения. Кто зарежет животное после намаза, считается, он полностью выполнил религиозные обязанности и поступил в полном соответствии с сунной мусульман». (Бухари, Муслим)
Каких животных можно использовать для жертвоприношения
В качестве жертвоприношения можно приносить таких животных, как верблюды, коровы, буйволы и овцы. Пол животных не имеет значения. Что касается овец и баранов, то желательно резать баранов. Нельзя в качестве жертвоприношения резать диких животных как лось и косуля, так же оленей и петухов.
В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:
«Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения [и велели ее последователям] поминать имя Аллаха над дарованными им в удел домашними животными». (Сура аль-Хадж, 22/34)
Если в жертву приносится овца или коза, то их возраст должен составлять не менее года. Разрешается принести в жертву шестимесячного барана или овцу, если ее вес соответствует годовалому. Наименьший возраст жертвенной коровы — два года, а верблюда — пять лет.
По этому поводу посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В качестве жертвоприношения достаточно «джазаа». (Ибн Маджа, Ахмад)
С арабского языка «джазаа» означает как годовалую овцу, так и шестимесячную. Если режут корову, то «джазаа» – это двухлетняя корова, если верблюда – это пятилетний верблюд.
Одну овцу или козу можно резать в качестве жертвоприношения только за одного человека. Верблюда или корову можно резать за семерых человек. Достаточно того, чтобы они были мусульманами, и обладали равной долей.
Дозволено, если кто-то сделал намерение один зарезать верблюда или корову, но затем позволил присоединиться еще шестерым. В этом случае лучше всего раздать нуждающимся людям в качестве милостыни, взятые у присоединившихся к нему людей деньги.
При делении мяса жертвенного животного важно чтобы у всех участников были одинаковые доли, не допускается, чтобы у кого-то было больше или меньше. Деление должно производится путем точного взвешивания.
Животное с изъянами не годится для жертвоприношения. Одноглазое, хромое, больное, истощённое (при условии, что эти изъяны хорошо заметны), а также животное, лишившееся большей части уха или рога, и животное с вырванными зубами не подходят для жертвоприношения.
В хадисе, переданный от Бараа бин Азибом (да будет доволен им Аллах) говорится: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Животные, приготовленные для жертвоприношения, не должны иметь следующие четыре порока: слепота, отчетливо проявляемое болезненное состояние, явственная хромота и худоба до такой степени, что видны жилы». (Абу Дауд, Насаи, ибн Маджа)
Разрешается приносить в жертву животное с маленькими ушами или родившееся без ушей, а также животное с отрубленным хвостом или родившееся бесхвостым, а также кастрированное.
Правовое решение касаемо мяса и шкуры жертвенного животного
Ученые единогласны в том, что каждый, кто зарезал жертвенное животное в качестве жертвоприношения в дни праздника-жертвоприношения, имеет права употреблять в пищу его мясо сам.
Согласно сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мясо жертвенного животного делится на три части. Одну человек оставляет себе и своей семье, другую дарит родным и друзьям, а третью отдаёт бедным. Если человек сам беден, или на его попечении находится большое количество людей, то он может все мясо оставить себе.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Так ешьте их мясо и кормите обездоленного бедняка!» (Сура аль-Хадж, 22/28)
Так же Всевышний сказал:
«Ешьте их [мясо], накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь». (Сура аль-Хадж, 22/36)
Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) одной третьей частью мяса жертвенного животного кормил своих домочадцев, одной третьей частью мяса кормил бедных соседей, а оставшуюся часть раздавал нуждающимся.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поначалу запрещал мусульманам хранить мясо жертвенного животного больше трех дней, но впоследствии он разрешил хранить длительный срок. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Ради бедуинов, которые приходили к нам за продуктами питания, мы запрещали вам хранить мясо больше, чем три дня. Но сейчас Аллах послал нам изобилие. Теперь вы можете хранить мясо так, как вы считаете нужным». (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, ибн Маджа)
В другом хадисе говорится:
«Ешьте, храните и раздавайте» или «Ешьте, угощайте и храните» (Бухар, Муслим)
И это указывает, что каждый имеет право поступать с мясом по своему усмотрению.
Запрещается продавать шкуру, мясо, жир, голову, и шерсть жертвенного животного. При этом не имеет значения, это жертвоприношение обязательное (ваджиб) или добровольное (нафиль). И нельзя рассчитываться ими, если нанимали другого человека для закалывания животного.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Недействительно жертвоприношение того, кто продал шкуру жертвенного животного». ( Хаким).
Так же Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал мне при резке верблюдов стоять рядом и раздавать мясо и попоны, которыми они были покрыты. При этом он запретил мне производить оплату мясникам за труд мясом жертвенного животного, говоря:
«Труд мясников мы оплатим сами». (Муслим)
Разрешается раздать шкуру, голову в качестве милостыни нуждающимся или оставить себе.
И в завершении хочу сказать:
Бойтесь Аллаха, о верующие, и не нарушайте Его запреты. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, не присваивайте незаконно имущества друг друга, отдаляйтесь от ростовщичества, взяток и вероломства, воровства, обмана и мошенничества, ибо, поистине, кто обманывает мусульман, тот не имеет к ним отношения. Неуклонно совершайте молитву, посещайте пятничные и коллективные молитвы в мечети, уважайте клятву Аллахом, не давайте её впустую, и не прикрывайте ею ложь в тяжбах. Опасайтесь лжесвидетельства, ибо, поистине, в Книге Аллаха оно упоминается сразу после ширка.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Воистину ваша кровь, ваше имущество и Ваша честь священны и неприкосновенны друг для друга так же, как и святость этого дня, в этом святом месяце, в этом святом городе!» И он повторил это несколько раз, а затем он поднял голову и сказал: «Вот! Разве я не довел до вас Послание?»
Это праздник для тех, кто повинуется Аллаху и в своих действиях, и в своём сердце и страшится грозного Дня расчёта. В Праздник жертвоприношения верующий должен радоваться не еде и питью, и не дорогой одежде, и не шикарным автомобилям. Он должен радоваться прощению грехов, освобождению от Огня и своей покорности Всевышнему, ибо именно это делает праздник праздником. Если же всё упомянутое обошло человека стороной, то ему нечему радоваться в день Праздника.
Аль-Хасан (да помилует его Аллах) сказал: «Каждый день, в который мы ни разу не ослушались Аллаха — праздник. Каждый день, который верующий проводит в покорности Аллаху, поминании Его и выражении благодарности Ему, — праздник для него».
Всевышний Аллах сказал:
فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الْأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ
«Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (22:30).
Жизнь на Этом Свете коротка, используйте ее в поклонении, душа наша стремится к наслаждениям (жизненным интересам и выгодам), научите себя довольствоваться малым.
Источник: alhakk.ru