Понедельник 17 июня 2024 г.
Фаджр
01:41
Восход
03:41
Зухр
12:42
Аср
18:31
Магриб
21:36
Иша
23:06
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Жизнь после смерти

Жизнь после смерти

С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!

Одна из обязанностей мусульманина – это вера в жизнь после смерти. Что происходит с человеком после захоронения, что спросят у него в могиле, в каком положении будут воскрешены люди и сколько будет длиться Судный День – об этом упоминается в Священном Кур`ане и пророческих хадисах.

Мучения, благоденствия и допрос в могиле

Сказал Всевышний Аллаh:

﴿ النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ ﴾

«Ад будет показан им (до Дня Суда), утром и вечером. А в день, когда наступит Судный Час (будет сказано Ангелам-стражам Ада): "Введите сборище Фараона в более суровое наказание!"» (Гафир: 46).

И сказал Всевышний:

﴿ وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا ﴾

«Тому, кто отвратится от Веры в Аллаhа уготована трудная жизнь» (Та-hа: 124). То есть мучения в могиле.

Эти два аята переданы о мучениях в могиле для неверующих. Что касается грешных мусульман, которые совершили большие грехи и умерли без покаяния, то они делятся на две категории: те, кого Аллаh подвергнет страданиям, затем их страдания в могиле прекратятся, а оставшееся наказание продолжится в ахирате.

Передали аль-Бухарий[1], Муслим, ат-Тирмизий[2], Абу Дауд[3] и ан-Насаи[4] от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ проходил мимо двух могил и сказал:

إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ وَمَا يُعَذَّبَانِ فِى كَبِيرِ إِثْمٍ قَالَ بَلَى أَمَّا أَحَدُهُمَا فَكَانَ يَمْشِى بِالنَّمِيمَةِ وَأَمَّا الآخَرُ فَكَانَ لا يَسْتَتِرُ مِنَ الْبَوْلِ ثُمَّ دَعَا بِعَسِيبٍ رَطْبٍ فَشَقَّهُ اثْنَيْنِ فَغَرَسَ عَلَى هَذَا وَاحِدًا وَعَلَى هَذَا وَاحِدًا ثُمَّ قَالَ لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا

«Поистине, они подвержены мучениям и не подвержены мучениям по причине большого греха (то есть в видении некоторых людей их грех не велик)». Затем сказал: «Нет же (то есть на самом деле этот грех велик), что касается одного из них, то он распространял сплетни (намима), а что касается другого, то он пачкался мочей», и попросил принести ему зеленую ветку пальмы, которую он разделил на две части и, посадив их на могилу каждого из них, сказал: «Возможно, это облегчит им [мучения]».

Возвращение души в тело после захоронения

Знай, что возвращение души в тело в могиле установлено достоверными преданиями, как например, хадис от аль-Бара́` ибн ‘А́зиба, который передали аль-Хаким[5], аль-Байhакый[6] и Абу ‘Увана, которому несколько ученых дали степень достоверного хадиса, а также хадис, переданный Ибн ‘Аббасом от Пророка ﷺ:

مَا مِنْ أَحَدٍ يَمُرُّ بِقَبْرِ أَخِيهِ الْمُؤْمِنِ كَانَ يَعْرِفُهُ فِى الدُّنْيَا فَيُسَلِّمُ عَلَيْهِ إِلَّا عَرَفَهُ وَرَدَّ عَلَيْهِ السلَّامَ

«Когда кто-то проходит мимо могилы своего верующего брата, которого он знал в мирской жизни, когда дает ему салям, тот узнает его и отвечает на его приветствие», передали Ибн ‘Абдиль-Барр и ‘Абдуль-Хакк аль-Ишбили, дав ему степень хасан. Это доказывает возвращение души ко всему телу, согласно внешнему смыслу хадиса, или к части тела. Возвращение к жизни в могиле подкрепляется дополнительным подтверждением относительно Пророков. Передано в хадисе Анаса от Пророка ﷺ:

الأَنْبِيَاءُ أَحْيَاءٌ فِى قُبُورِهِمْ يُصَلُّونَ

«Пророки живы в своих могилах и совершают там молитвы», аль-Байhакый дал ему степень сахих, и подтвердил это хафиз̣ ибн Хаджар аль-‘Аскаля́ни.[7]

Передали аль-Бухарий[8] и Муслим[9] от Анаса, что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا وُضِعَ فِى قَبْرِهِ وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ وَإِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ إِذَا انْصَرَفُوا أَتَاهُ مَلَكَانِ فَيُقْعِدَانِهِ فَيَقُولانِ مَا كُنْتَ تَقُولُ فِى هَذَا الرَّجُلِ مُحَمَّدٍ فَأَمَّا الْمُؤْمِنُ فَيَقُولُ أَشْهَدُ أَنَّهُ عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ فَيُقَالُ لَهُ انْظُرْ إِلَى مَقْعَدِكَ مِنَ النَّارِ أَبْدَلَكَ اللهُ بِهِ مَقْعَدًا مِنَ الْجَنَّةِ فَيَرَاهُمَا جَمِيعًا وَأَمَّا الْكَافِرُ أَوِ الْمُنَافِقُ فَيَقُولُ لا أَدْرِى كُنْتُ أَقُولُ مَا يَقُولُ النَّاسُ فِيهِ فَيُقَالُ لا دَرَيْتَ وَلا تَلَيْتَ ثُمَّ يُضْرَبُ بِمِطْرَقَةٍ مِنْ حَدِيدٍ بَيْنَ أُذُنَيْهِ فَيَصِيحُ صَيْحَةً يَسْمَعُهَا مَنْ يَلِيهِ إِلَّا الثَّقَلَيْنِ

«Воистину, когда раба кладут в могилу и уходят его товарищи, то он слышит звук их шагов. Когда же они уходят, к нему приходят два Ангела, сажают его и говорят: "Что ты говорил о Мухаммаде?". Что касается верующего (то есть полноценного), то он скажет: "Я свидетельствую, что он раб Аллаhа и Его Посланник", ему скажут: "Посмотри на свое место в Аду – Аллаh заменил тебе его местом в Раю", и он увидит оба места. Что касается неверующего или мунафика, то он скажет: "Я не знаю, я говорил о нем то, что говорили люди", ему скажут: "Ты не знал", затем ударят его железным молотом между ушей так, что он закричит таким криком, что услышат его находящиеся рядом, кроме людей и джинов».



[1] «Сахих аль-Бухарий», 8/17, № 6052.

[2] «Сунан ат-Тирмизий», 1/124, № 70.

[3] «Сунан Аби-Дауд», 1/31, № 19.

[4] «Сунан ан-Насаий», 1/59, № 31.

[5] Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак», 1/93, № 107.

[6] Аль-Байхакый, «Шу‘абуль-Иман», 1/355, № 395.

[7] Аль-Байхакый, «Хаятуль-Анбия», стр. 70; Ибн Хаджар, «Фатхуль-Барий», 6/387.

[8] «Сахих аль-Бухарий», 2/98, № 1374.

[9] «Сахих Муслим», 8/161, № 7395. 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме