Понедельник 17 июня 2024 г.
Фаджр
01:41
Восход
03:41
Зухр
12:42
Аср
18:31
Магриб
21:36
Иша
23:06
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Вера а Аллаhа

Вера а Аллаhа

С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!

Вера в Аллаhа является фундаментом религии. Наиважнейшим обязательством раба Аллаhа перед Всевышним является признание существования Создателя вселенной и наличие правильных убеждений о Нем. Познание Аллаhа обязательно для каждого половозрелого и разумного человека и заключается в познании того, что обязательно присуще Ему и что недопустимо в отношении Него.

Сыфаты Аллаhа

Приведенные ниже Сыфаты (Атрибуты) многократно упоминаются в религиозных источниках: в Священном Кур`ане и пророческих хадисах, в связи с чем богословы утвердили, что знать их значение должен каждый мукалляф. В своих книгах они подробно рассматривают следующие Сыфаты Аллаhа:

1. Существование;

2. Вечность без начала;

3. Вечность без конца;

4. Всеслышание;

5. Видение;

6. Речь;

7. Воля;

8. Могущество;

9. Знание;

10. Жизнь;

11. Единственность;

12. Независимое существование;

13. Отличие от созданных;

14. Сотворение.

Существование

Всевышний Аллаh существует вечно без начала и конца и нет сомнения в Его существовании. Весь этот мир является доказательством существования Аллаhа. Подобно тому, как мы не можем представить себе существования картины без написавшего ее, книги без автора, строения без построившего, так же наш разум не может представить существование вселенной без того, кто создал ее. В свою очередь, изменения, происходящие в ней, указывают на то, что вселенная имеет начало и не вечна, следовательно, есть Тот, кто определил ее появление, то есть предпочел существование вселенной ее небытию. Сказано в Кур`ане:

﴿قَالَتْ رُسُلُهُمْ أَفِي اللَّهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ﴾

«Сказали их Посланники: Разве есть сомнение в Аллаhе, Создателе небес и земли?!», то есть нет никакого сомнения в существовании Создателя небес и земли. (Ибраhим: 10).

Всевышний Аллаh существует вечно без начала и без конца, без места и образа и не похож на созданных. Сказал имам Ахмад ар-Рифа‘ий (512-578х):

غَايَةُ الْمَعْرِفَةِ بِاللهِ الإيقَانُ بِوُجُودِهِ تَعَالَى بِلا كَيْفٍ وَلا مَكَانٍ

«Предел знания [созданных] об Аллаhе – признавать и верить в Его существование без подобия и без места»[1].

Вечность без начала

Существование Аллаhа не связано со временем. Он – вечный без начала. Аллаh существовал до сотворения всего: до сотворения небес и земли, до сотворения Трона, до сотворения людей и джиннов. Не допускается спрашивать о Нем: «Когда Он появился?», так как возникновение не присуще Ему.

Рациональная аргументация извечности Аллаhа заключается в следующем: если бы Он не был извечным, то Ему бы обязательно было присуще возникновение, что означало бы нужду в создателе, определившем его появление[2].

Вечность без конца

Вечность без конца – это обязательный Сыфат Аллаhа, который означает, что не настигнет Его исчезновение. И так же, как Аллаh вечен без начала, Он вечен без конца, ведь если бы небытие могло настигнуть Его, то Он был бы возможно-сущим и не был бы Вечным без начала. Всевышний Вечен по Своей сути, и нет кроме Него ничего вечного по своей сути. Рай же и Ад будут вечно, потому что Аллаh хотел для них вечности, но не по собственной сути. Если посмотреть на сущность Рая, то с точки зрения разума допустимо его исчезновение, как и исчезновение Ада.

Довод из Кур`ана, указывающий на вечность Аллаhа без начала и без конца, это аят:

﴿هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ﴾

«Он – Вечный без начала и Вечный без конца» (аль-Хадид: 3), то есть ничего не могло быть до Него и не может быть ничего после Него.

Всеслышание

Всеслышание – это вечный Сыфат Аллаhа. Он слышит звуки вечным Слышанием, которое не подобно нашему слуху. Он не нуждается в органах слуха. Ничто не скроется от Его Слышания, даже если мы не слышим этого или оно находится вдали от нас.

Довод разума об обязательности Слышания Аллаhа в том, что если бы Ему не было присуще Слышание, то была бы присуща глухота, а это недостаток, и любой недостаток в отношении Аллаhа недопустим.

Всевидение

Всевидение – это вечный Сыфат Аллаhа. Он не нуждается в органах зрения, так как органы чувств являются качествами созданных, и Он не нуждается в освещении. Довод разума заключается в том, что если бы Он не был Видящим, то был бы незрячим, что является недостатком, а недостатки недопустимы в отношении Аллаhа.

Сказано в Кур`ане:

﴿ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾

«Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура: 11). И сказал Пророк ﷺ, перечисляя прекрасные Имена Аллаhа[3]:

السَّمِيعُ البَصِيرُ

«Слышащий, Видящий».

Речь

Речь – это вечный Сыфат Аллаhа, который не подобен нашей речи и не является следующими друг за другом буквами, и не является звуком. Аллаh повелевает, запрещает, обещает и предупреждает Своей Речью.

Сказал имам Абу Ханифа (80-150х) в книге аль-Фикх аль-Абсат[4]:

وَيَتَكَلَّمُ لا كَكَلامِنَا، نَحْنُ نَتَكَلَّمُ بِالآلاتِ مِنَ المَخَارِجِ وَالحُرُوفِ واللهُ يتَكَلّمُ بِلا ءَالَةٍ وَلا حَرْف

«Речь Аллаhа не подобна нашей речи. Мы говорим при помощи органов речи, произнося звуки и буквы. Аллаh говорит без органов речи и букв».

Слово «Кур`ан» имеет два значения:

Первое – это ниспосланные выражения Пророку Мухаммаду на арабском языке. Когда кто-то говорит: «Я прочитал половину или треть Кур`ана» или «Чтение Кур`ана в намазе является обязательным», то имеются в виду ниспосланные выражения. Все ниспосланные Писания являются выражением того вечного Сыфата, присущего Аллаhу. Эти ниспосланные выражения также называются Речью Аллаhа, так как не являются сочинением человека или Ангела.

Второе – это вечная сущностная Речь, которая не является ни буквой, ни звуком, ни арабским, ни другим языком.

Воля

Все происходит по Воле Всевышнего Аллаhа. Воля – это вечный Сыфат Аллаhа, которым Он определяет бытие возможно-сущего вместо небытия и наделяет определенными качествами вместо других и одним временем существования вместо другого.

Воля Аллаhа объемлет абсолютно все, в том числе и деяния рабов – хорошие и плохие, произвольные и непроизвольные. Хорошие дела и плохие, вера и неверие, покорность и ослушание – все это происходит по Воле Аллаhа. При этом добро одбрено Им, а зло нет. Если бы во владении Аллаhа происходило то, чего Он не хочет, то это указывало бы на слабость. А слабость недопустима в отношении Аллаhа.

Воля Аллаhа вечная без начала и без конца и не меняется. Изменение воли происходит исключительно у созданных и указывает на их возникновение, что является недопустимым по отношению к Аллаhу. Изменение созданных происходит по Воле Аллаhа.

Все, что хотел Аллаh, непременно случится в определенное Им время, а чего Он не хотел, никогда не произойдет.

Сказано в Священном Кур`ане:

﴿وَماَ تَشَاءُونَ إِلاَّ أَنْ يَشَاءَ اللهُ رَبُّ العَالَمِينَ﴾

«И не пожелаете вы ничего, кроме того, что Аллаh Господь миров хотел [чтобы вы захотели]» (ат-Таквир: 29).

Могущество

Аллаh могуществен над всем. Ему не присуща слабость и нет ничего трудного для Него.

Всемогущество Аллаhа – это Его вечный Сыфат, который не имеет ни начала, ни конца. Своим Всемогуществом Аллаh дает существование и лишает его. Аллаh могуществен творить все, что Он хочет в соответствии со Своей вечной Волей. Аллаh Всемогущ над всем, существование чего является возможным (то есть разум воспринимает возможность его существования в определенное время или небытия в другое время).

Аллаh властен над каждым Своим созданием – Он делает со Своими созданиями все, что хочет. Никто и ничто не может препятствовать Ему. Он не нуждается в чьей-либо помощи, Он создает без труда и усилий и не устает.

Сказано в Священном Кур`ане:

﴿إِنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ﴾

«Воистину, Аллаh Могуществен над всем» (аль-Бакара: 109).

Знание

Знание Аллаhа вечное без начала и без конца. Аллаh знает абсолютно все: Он знает о Себе, о Своих Сыфатах, и знает все о Своих созданиях. Аллаh знает обо всем в общем и в подробностях. Он знает о том, что было, есть, будет и не будет.

Сказано в Священном Кур`ане:

﴿وَأَنّ اللهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلّ شَىْءٍ عِلْمًا﴾

«И, воистину, Знание Аллаhа охватывает абсолютно все» (ат-Таляк: 12).

Знание Аллаhа не подобно знаниям созданных. Оно не меняется, то есть не увеличивается, не уменьшается и не обновляется. А людям свойственно забывать, вспоминать, узнавать что-то новое. Знание Аллаhа не связано со временем. Он вечно знал обо всем еще до того, как оно происходит.

Некоторые му‘тазилиты, подобно Абуль-Хусейну аль-Басрий (умер 436х), говорили, что Аллаh не знает, что сделает раб, пока тот не совершит своего действия. Данное воззрение является явным противоречием убеждению мусульман.

Жизнь

Аллаh Живой. Его Жизнь вечная без начала и конца, и не подобна жизни созданных, без плоти и души.

Сказано в Кур`ане:

﴿اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ﴾

«Аллаh, нет бога, кроме Него, Живого, Вечно-сущего» (аль-Бакара: 255).

Единственность

Аллаh един и нет у Него сотоварища. Аллаh Един в сущности, в делах и Сыфатах, то есть нет ничего подобного Ему, и нет ни у кого свойств, подобных Его Сыфатам, и ни у кого нет действия, подобного Его действию.

Сказано в Кур`ане:

﴿وَإِلٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ﴾

«Ваш Бог – Единый Бог» (аль-Бакара: 163).

Независимое существование

Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем. Он создал людей и не нуждается в людях, Он создал Ангелов и не нуждается в Ангелах, он создал небеса и землю, Трон и Престол и не нуждается в Своих творениях. Если бы все Его творения стали покорны Ему, то это ни насколько не увеличило бы Его Власти, и если бы все творения ослушались Его, то это ни насколько не уменьшило бы Его Власти. Сказано в Кур`ане:

﴿فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ﴾

«Воистину, Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем» (Áль ‘Имран: 97).

Отличие от созданных

Всевышний Аллаh не подобен Своим созданиям. Он не подобен человеку, не подобен Ангелу, Он не похож на душу и не похож на свет. Не дозволяется пытаться представить Всевышнего Аллаhа в мыслях. Все, что человек может представить себе, Аллаh на это не похож.

Сказано в Кур`ане:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ﴾

«Нет ничего подобного Ему» (аш-Шура: 11).

Сказал имам Абу Ханифа (80-150х) в некоторых своих трудах по науке калям:

أَنَّى يُشْبِهُ الْخَالِقُ مَخْلُوقَهُ

«Не может Создатель быть подобным Своим творениям». То есть ни разум, ни шариатские тексты не допускают подобие Аллаhа Своим творениям.

Абу Джа‘фар ат-Тахавий (238-321х) сказал[5]:

وَتَعَالَى عَنْ الحُدُودِ وَالغَايَاتِ وَالأَرْكَانِ وَالأَعْضَاءِ وَالأَدَوَاتِ لَا تَحْوِيهِ الجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ المبْتَدَعَاتِ

«Аллаh превыше границ, пределов, сторон, органов, как больших, так и малых и не окружают Его шесть направлений, которые окружают созданных».

Сотворение

Аллаh – Создатель всего, и нет того, кто соучаствовал бы Ему в сотворении чего-либо из этого мира. Му‘тазилиты, считающие, что человек сам создает свои произвольные[6] действия, и считающие, что человек создает зло, а Аллаh способен творить только добро, противоречат основе таухида. Аллаh – единственный Создатель, нет бога, кроме Него. Сказано в Священном Кур`ане:

﴿ اللهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ ﴾

«Аллаh – Создатель всего» (аз-Зумар: 62), также сказано:

﴿ وَاللهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴾

«А (ведь) Аллаh создал вас и то, что вы делаете (то есть ваши действия)» с-Саффат: 96).

И поскольку Аллаh вечен без начала, то и Его Cыфаты вечные без начала, так как тот, кому присущи возникающие свойства, сам является возникшим, созданным.



[1] «Аль-Хикам ар-Рифа‘ия», стр. 3.

[2] Это невозможно, так как ведёт к концепции о замкнутом круге (смысл которого состоит в том, что один создал другого, а тот создал его) или концепции о бесконечной последовательности (тасальсуль) создателей. Но ни первое, ни второе невозможно (абсурд). Вследствие чего установлено, что Его возникновение является абсурдом, а извечность обязательна.

[3] «Сунан ат-Тирмизий», 11/412, № 3429.

[4] «Аль-Фикх аль-Абсат», стр. 26.

[5] «Аль-‘Акыда ат-Тахавия», стр. 15.

[6] То есть совершаемые сознательно.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме