Понедельник 17 июня 2024 г.
Фаджр
01:41
Восход
03:41
Зухр
12:42
Аср
18:31
Магриб
21:36
Иша
23:06
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Туареги – коренные жители бескрайних просторов африканской Сахары

Туареги – коренные жители бескрайних просторов африканской Сахары

В конце июля 2023 года в Санкт-Петербурге прошёл международный форум «Россия-Африка», в котором приняли участие главы ряда африканских государств, а также президент России Владимир Путин. Среди гостей северной столицы можно было увидеть представителей африканских стран в самой разнообразной одежде. Кто-то был в цветастых традиционных туниках, кто-то предпочёл прийти на Форум во фраке. Но интерес российских участников Форума вызывали высокие люди в головных уборах, которые закрывали их лица. Оказалось, что они представляют не какую-то конкретную страну, а свой собственный народ – туарегов. Кто же эти загадочные люди без собственного государства, но с собственными интересами? Попытаемся разобраться в нашей статье.

С незапамятных времён по бескрайним просторам африканской Сахары кочуют туареги – народ родственный известным всему миру берберам. Ореол расселения туарегов очень широк: Алжир, Нигер, Мали, Буркина-Фасо. Часто туарегов называют «синим народом» из-за их традиционных одеяний синего цвета.

Среди исследователей нет единого мнения об этническом происхождении туарегов. Часть учёных склоняется к тому, что корни этого народа следует искать среди химьяритов Йемена, которые после прорыва Марибской плотины переселились в Египет, а оттуда начали заселять территорию Сахары. Другие учёные считают туарегов частью автохтонного населения северной Африки, берущих своё начало от гарамантов, в древнюю эпоху населявших юг современной Ливии.

Нет и однозначного мнения относительно этнонима «туарег», происходящего от арабского слова «таварик». Некоторые специалисты предполагают, что этот этноним напрямую связан с исламским полководцем берберского происхождения Тариком бин Зиядом. Другие предпочитают версию, согласно которой этноним «туарег» произошёл от названия местности Вади Тариджа (Ливия), которую населяют преимущественно представители «синего народа». Сами туареги себя называют «имухаг» (на диалекте туарегов Ливии и Алжира), «имушаг» (диалект туарегов Мали), и «имаджгн» (диалект туарегов Нигера). Согласно одной из трактовок, самоназвание этого народа означает «свободные люди».

Об их свободолюбии говорит их образ жизни. Издавна туареги перемещались вдоль пустыни Сахары, однако колонизация африканского континента западными державами, установление границ между колониями, а также утверждение государственных границ между африканскими странами в постколониальный период привели к разделению туарегского общества, а также создали ряд проблем, связанных с их культурной и языковой адаптацией, так как большинство туарегов по сей день предпочитают вести традиционный образ жизни, противостоя культурной и языковой ассимиляции.

Туареги имеют свой собственный язык, разделённый на три основных диалекта: тамашук, тамаджук и тамахук. Туарегами на ряду с арабским письмом используется и древний вариант письменности «тифинаг».

Точное количество представителей этого народа неизвестно, так как государственные службы стран, где они проживают не ведут точную фиксацию туарегского населения. Некоторые зарубежные источники говорят о 3-х с половиной миллионах туаергов, подавляющее большинство которых расселены в Мали и Нигере. Меньшая часть проживает на территории Алжира, Ливии и Буркино-Фасо.

Наибольшая концентрация туарегов в Ливии сосредоточена на юго-запале страны. Здесь живут представители племен Каль Ахгаз и Каль Аджр. Часть из них проживает в Алжире. В Мали туареги проживают преимущественно на северо-востоке страны. В Нигере их крупные поселения можно встретить в центральных и северных провинциях страны.

Стоит отметить, что вышеперечисленные районы расселения туарегов являются самыми малонаселёнными по причине тяжёлого засушливого климата и отличаются скудостью плодородных земель и источников пресной воды. Однако, как ни странно, для туарегов именно такие климатически сложные и засушливые районы являются привычными для их уклада жизни.

Именно туареги, будучи искусными воинами, на протяжении веков обеспечивали караванную торговлю, связывавшую север и юг, запад и восток Африки. Они прекрасно ориентировались по звёздам, с лёгкостью обнаруживали подземные и наземные источники воды. Именно их навыки и умения способствовали сохранению культурных и экономических контактов между множествами стран севера и юга африканского континента.

С начала проникновения ислама в Северную Африку туареги начали приобщаться к учению Пророка Мухаммада, мир ему. В дальнейшем наряду с другими народами береберской группы они вносили большой вклад в развитие исламской цивилизации. Туареги принимали участие в создании нескольких сильных мусульманских государств на территории Северной Африки и южной Испании.

Общество туарегов делится на классы и касты, отличающиеся своими обязанностями и родом деятельности. Самая главенствующая каста туарегов контролирует вопросы экономики, безопасности и управления. Эта каста именуется по самоназванию народа, то есть имаджгн, имухаг и имушаг в зависимости от территории, где распространён тот или иной диалект. После них на втором месте идёт класс «инсалимн», представляющий собой сообщество богословов и преподавателей религиозных дисциплин.

На следующем месте в классовой иерархии туарегов стоит каста «имгад». Особенность этой касты заключаются в том, что её представители не участвуют в решении управленческих вопросов племён, но при этом очень тесно взаимодействуют с кастой управленцев. Имгады составляют основу боевых отрядов управленцев. Их охотно нанимают для ведения хозяйственных работ.

Причина, по которой имгады занимают отдельную от управленцев касту заключается в том, что их предки были исключены из касты управленцев за нарушение законов племени. Также среди имгадов немало потомков нетуарегских племён, которые были захвачены ими и включены в социальную систему туарегского общества.

Есть среди них и потомки тех, кто добровольно вошёл в состав туарегов. Ряд упомянутых обстоятельств делает имгадов отдельной кастой, но как было упомянуто выше, они тесно взаимодействуют с кастой управленцев.

Каста крестьян «изакгн». Представители данной касты в большинстве своём живут в оазисах Алжира. Они под руководством более высших каст возделывают немногочисленные плодородные земли оазисов. Каждый род каст управленцев и имгадов имеет договор с крестьянами, согласно которому крестьяне выращивают посевные культуры на земельных участках, принадлежащих родам и семействам управленцев и имгадов. Последние снабжают крестьян семенами, орудием труда, спецодежой. За свой труд крестьяне получают одну пятую урожая. По этой причине туарегских крестьян иногда называют арендателями одной пятой.

Предполагается, что представители касты крестьян являются потомками эфиопов, находившихся под властью гарамантов. Крестьяне имеют смешанный расово-этнический тип. То же можно сказать и об их языке, представляющем помесь арабского и различных диалектов туарегского и берберского языков.

Ещё одна каста - ремесленники «инхадн». Представители инхадн занимаются традиционными ремёслами, изготавливая предметы быта, орудия труда и украшения, необходимые для жизни кочевых и полукочевых племён. Как и земледельцы имеют смешанную генеалогию. Есть сведения, что в этногенезе данной касты приняли участие, в том числе евреи Северной Африки. Как и земледельцы инхадны прикреплены к определённому племени из числа касты управленцев.

Пятая каста - «Иклян» - рабы. Большинство членов этой касты являются представителями негроидной расы. Они являются потомками людей, которые по разным причинам попадали в туарегские племена в качестве рабов. Были те, кто покупался в качестве раба на невольничьих рынках. Были и те, кто готов был примкнуть к туарегам даже в качестве рабов, лишь бы спастись от засухи, голода или врагов, которых они не могли одолеть.

Представители этой касты занимаются выпасом скота своих хозяев. Они выполняют различные работы по хозяйству. Иклян не объединены в какое-то особое племя. Они распространены среди различных племён туарегов.

Есть у туарегов ещё одна подкаста, находящаяся между икляном и всеми другими кастами. Она называется «мавали» - вольноотпущенники. Это потомки бывших рабов, получивших свободу в ходе перехода туарегов в исламскую религию.

Культурные особенности туарегов

Культура и быт туарегов полностью адаптирована под сложную окружающую среду и тяжёлый пустынный климат. Часть туарегов живёт в палатках, которые изготавливаются из козьей кожи. Некоторые из них живут в домах из глины, которые надёжно защищают их от палящего солнца африканской Сахары.

Туарегов от других африканских народов отличают некоторые культурные особенности, обычаи и традиции, которые не встречаются у их соседей. Среди подобных обычаев – покрытие лиц мужчин синими материями.

Оказывается, каждый туарег, достигший совершеннолетия (15-18 лет) должен скрывать своё лицо от посторонних повязкой, которая называется «лисам». Лисам представляет собой часть головного убора, обворачиваемого вокруг головы. Общая его длина достигает 12 метров.

Туарег на протяжении всей своей жизни должен скрывать своё лицо. Ему не позволено раскрывать его ни при приёме пищи, ни во время сна, ни при других обстоятельствах. Эта отличительная особенность примечательна ещё тем, что в отличие от других мусульманских сообществ Африки, где нередко женщины скрывают лицо, от туарегских женщин это не требуется. Здесь своё лицо скрывает только мужчина.

По причине использования лисама, арабы, которые соседствуют с туарегами на севере в разное время называли их «أهل اللثام» (ахлю-ллисам), «صنهاجة اللثام» (санхаджату-ллисам), «الملثمون» (альмуляссамун).

О причинах появления традиции ношения лисама есть разные версии. Так средневековый арабский историк Ибн Асир сообщил, что однажды племя туарегов вышло в поход, но другие их оппоненты запланировали нападение на их лагерь, в котором находились только женщины и дети. Почуяв опасность, старейшина племени приказал всем повязать свои головы и лица и взять в руки оружие. Враги, увидев перед собой вооружённых людей с повязанными лицами, решили, что перед ними воинственные мужчины туареги и отступили. После этого мужчины туареги начали скрывать свои лица, повязывая их лисамом.

Есть также предположения, что лисам используется с практической точки зрения для защиты от песчаных бурь, ветра, палящего солнца. Однако повсеместное ношение лисама помимо практического придаёт ему другой, возможно даже магический смысл. Так другой арабский историк Ибн Хаукаль объясняет постоянное ношение лисама туарегами тем, что рот в их понимании считается ауратом по причине того, что он является источником мерзких речей, приводящих к божьему гневу.

То, что прикрытие рта и других частей лица помимо глаз является более важным, чем прикрытие срамных частей тела подтверждается свидетельством арабского историка, который сказал: «Дошла до меня история об одном из старейшин туарегов Марокко. Однажды он стирал свою одежду в реке будучи абсолютно нагим. Правой рукой он стирал одежду, а левой прикрывал свою лицо, придерживая лисам. Человек из нетуарегов подошёл к нему и попросил прикрыть его срамные места левой рукой, на что тот ответил, что левой рукой он придерживает лисам, дабы прикрыть своё лицо».

Возможно, что, прикрыв лицо, туарег таким образом скрывает себя не давая возможность другим людям идентифицировать его. Это даёт ему некую возможность даже находиться нагишом, так как окружающие всё равно не узнают его и соответственно ему не будет стыдно.

Согласно утверждениям самих туарегов. Лисам защищает мужчин от сглаза и влияния джиннов, которые могут вселяться в человека через рот и нос. Что же касается женщин, то они, по их мнению, достаточно защищены, так как постоянно читают заклинания, оберегая себя от вреда джиннов.

Лисамы имеют определённые отличия в своей расцветке и длине. По этим отличительным особенностям туареги определяют касту, к которой относится человек носящий тот или иной вид лисама.

Когда юноша достигает совершеннолетия, лисам он надевает в торжественной обстановке. По этому поводу устраиваются торжества, в ходе которых члены племени соревнуются в скачках, борьбе, стрельбе из лука и фехтовании.

Заключение

Туареги относительно немногочисленный народ, соседствующий с более крупными этносами. Несмотря на многовековые контакты с разными культурами и цивилизациями сумел в полной мере сохранить свою культурную, этническую, языковую идентичность, а также традиционный образ жизни. Туареги, как и раньше продолжают играть серьёзную роль в политических и геополитических процессах различных стран Северной Африки, обретая все большее значение для континента.

P.S.

В августе 2023 года в Тюмени прошёл круглый стол "Противодействие распространению идеологии экстремизма в молодёжной среде в условиях информационной войны в медиапространстве, направленной на разобщение российского общества по религиозным, расовым, этническим, социальным и политическим признакам". В ходе обсуждения участниками мероприятия был поднят вопрос о сохранении языковой, этнической и духовной идентичности коренных народов юга Тюменской области. Было отмечено, что представители коренных народов сталкиваются с активными ассимиляционными процессами, которые в конечном счёте могут привести к утрате родного языка и прочих культурных особенностей. В этой связи кажется уместным изучать опыт народов, которые не имеют собственной государственности, а стало быть системы образования, но при этом они имеют стойкое чувство привязанности к родной культуре и традициям, что делает их непоколебимыми перед глобализацией и другими явлениями, влияющими на сохранение самобытной культуры. В данном случае туареги являют собой один из ярких примеров.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме