Воскресенье 14 апреля 2024 г.
Фаджр
02:51
Восход
05:31
Зухр
12:42
Аср
17:25
Магриб
19:46
Иша
21:52
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Не обсуждай людей за спиной

Не обсуждай людей за спиной

Довольно часто, совершенно не задумываясь, мы начинаем обсуждать чьи-либо недостатки или жаловаться на кого-нибудь, не замечая, что подобный разговор плавно переходит в разряд сплетни. Объектами наших «рассказов» часто становятся наши же братья и сёстры по вере. Это значит, что мы забываем те Божественные установления, которые категорически запрещают сплетничать и обсуждать других за спиной.

Сплетня является одним из самых серьёзных прегрешений. В Коране в 12-ом аяте суры «Аль-Худжурат» Всевышний Аллах дал этому греху очень пугающую характеристику, сказав:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ ۖ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах-Принимающий покаяния, Милосердный».

Передаётся от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дал нам чёткое определение сплетни, сказав:

أتدرون ما الغيبة؟ قالوا: الله ورسوله أعلم، قال: ذكرك أخاك بما يكره. قيل أفرأيت إن كان في أخي ما أقول؟ قال: إن كان فيه ما تقول، فقد اغتبته، وإن لم يكن فيه فقد بهته

«Знаете ли вы что такое сплетня?», (Сподвижники) сказали: «Аллах и Его Посланник знают лучше», тогда он сказал: «Это упоминание твоего брата тем, что ему не нравится». (Один человек) спросил: «А что, если в моем брате действительно есть то, о чём я говорю?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если в нём есть то, о чем ты сказал, то ты сделал сплетню на него, а если в нём нет того, о чем ты сказал, то ты сделал на него навет» (Муслим).

Сплетня – это упоминание о физических недостатках человека (слишком большой или маленький рост, цвет кожи и т.д.) что неприятно человеку. Иногда мы говорим – «О, как он пополнел». Если кто-то обсуждает врождённые физические недостатки другого, значит, он совершает сразу два греха: первый — сплетня, второй — недовольство Аллахом, ведь

того, обсуждаемого, таким сотворил Сам Всевышний, а это значит, что в этом есть определённый смысл. То есть искать, видеть недостатки в Божьем создании – это значит искать недостатки в Боге.

Сплетня – то же самое, что говорить о нравственных качествах другого, что он высокомерный, скупой или обладатель дурного характера, или малодушный, слабый, или делает хорошее только напоказ людям и так далее. Сплетни запрещены, это преступление против чести человека.

В достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано:

لا يدخلُ الجنةَ عاقٌّ ، و لا منَّانٌ ، و لا مُدمنُ خمرٍ ، و لا ولدُ زنيةٍ

«Не войдет в Рай ослушавшийся родителей, сплетник, пристрастившийся к вину, и рождённый во грехе». Приводит Ан-Насаи и Ахмад.

Всевышний запрещает мусульманам плохо думать о верующих, так как плохие мысли могут стать достоянием языка и быстро распространиться, что в большинстве случаев приводит к появлению смуты среди мусульман, а после к их дальнейшему разобщению.

В хадисе, приведённом Абу Садом и Джабиром бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) говорится о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الغِيبَة أشدُّ من الزِّنا” قيل كيف؟ قال: “الرجل يَزْني ثم يتوب فيتوب الله عليه، وإن صاحب الغِيبَة لا يُغْفَر له حتى يَغْفِرَ له صاحبُه

«"Сплетни хуже, чем прелюбодеяние". Сподвижники спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощён, пока его не простит тот, о ком он сплетничал"». Приводит Ибн Аду Ад-Дунья.

Как правило, сплетни имеют особенность быстро распространяться. Пути их распространения различны: беседа, письмо, газеты, журналы и даже жесты. Сплетня может совершаться словом, жестом, покачиванием головы, намеком, подмигиванием, и даже едва заметным движением. Любое действие, которое несет информацию, понятную окружающим, может быть оценено как сплетни.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

قلتُ للنبيِّ صلى الله عليه وسلم حسبُك من صفيةَ كذا وكذا, قال: غيرُ مُسَدِّدٍ تعني قصيرةً. فقال: لقد قلتِ كلِمَةً لو مُزِجت بماءِ البحرِ لمزجته .قالت: وحكيْتُ له إنسانًا , فقال: ما أُحِبُّ أني حَكيْتُ إنسانًا وأن لي كذا وكذا

«Я сказала Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Достаточно для тебя, что у Сафии такие-то недостатки», и она упомянула, что она маленького роста, на что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, ты сказала такое слово, которое если смешается с морем, изменит его». Я рассказала ему об одном человеке (то есть о его плохих качествах) и он сказал: «Я не желаю обсуждать человека, даже если мне за это дадут огромное богатство». Приводит Абу Дауд в сборнике «Сунан», хадис №4875.

Слушать сплетню также запрещено, как и рассказывать, и за то, и за другое полагается одинаковое наказание. Поэтому мусульманину необходимо сторониться мест, где рассказывают сплетни.

Всевышний Аллах в 68-ом аяте суры «аль-Ана'ам» говорит:

وَإِذَا رَأَيْتَ الَّذِينَ يَخُوضُونَ فِي آيَاتِنَا فَأَعْرِضْ عَنْهُمْ حَتَّىٰ يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ ۚ وَإِمَّا يُنسِيَنَّكَ الشَّيْطَانُ فَلَا تَقْعُدْ بَعْدَ الذِّكْرَىٰ مَعَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же сатана заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь».

Если кто-то начинает сплетничать, необходимо сразу же его остановить, но делать это необходимо очень корректно и вежливо.

Хасан Аль-Басри сказал: «Если кто-то передал тебе слухи от другого, то знай, он донесет до других и услышанное от тебя».

К мудрецу прибежал человек и говорит:

– Слушай, знаешь, что говорит о тебе твой друг…

– Подожди, подожди, – перебил его мудрец. – Просеял ли ты то, что хочешь мне сказать, через три сита?

– Какие сита?

– Первое сито – это сито правды: то, что ты хочешь мне сказать – это правда?

– Не знаю, я так слышал…

– Значит, ты не знаешь правда это или нет… А просеял ли ты эти слова через

второе сито – сито доброты? То, что ты хочешь рассказать о моем друге – это доброе?

– Наверное, нет!

– Значит, ты мне хочешь сказать что-то плохое, и не уверен, что это правда…

Тогда просеем еще через одно сито – сито необходимости. Так ли уж необходимо услышать то, с чем ты прибежал?

– Нет, необходимости в этом нет…

– Значит, – сказал мудрец, – в том, что ты хочешь мне сказать нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда мне это говорить?

Поэтому, дорогие верующие, перед тем, как что-то сказать, надо тысячу раз подумать, есть ли польза в наших словах и стоит ли их говорить? Будем же использовать свой язык только для благих слов. Для зикра, для поминания Аллаха и для наставления. Амин.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме