С точки зрения исламского мировоззрения, человек явился в бренный мир будучи наместником Аллаха на земле, дабы он благоустраивал ее, управлял ей мудро, а также направлял человечество к достижению духовно-нравственных идеалов.
Наряду с внешним миром, человек сталкивается с проблемами, возникающими внутри него самого, врождёнными отрицательным качествами, среди которых невежество и несправедливость. Преобразование этих отрицательных качеств в противоположные – одно из главных задач мусульманина в земной жизни. Для её достижения требуется усердие. Но стоит учесть, что изменение отрицательных качеств является невозможным без главного инструмента – прощения.
Часто непонимание важности прощения и причин поступков обидчика делает сложным реализацию прощения как на глобальном уровне, так и на уровне личных отношений. В результате набирают обороты социальные явления, связанные с военными действиями, нарушением прав и посягательством на жизни и ценности людей. Это истощает и наносит серьезный ущерб материальному, интеллектуальному и духовному развитию человечества в целом. И как показывает история подобные негативные события происходили с давних времен, становясь причиной исчезновения целых цивилизаций и культур.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّا عَرَضْنَا ٱلأَمَانَةَ عَلَى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلأَرْضِ وَٱلْجِبَالِ فَأبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا ٱلإِنْسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُوماً جَهُولاً
«Воистину, Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя аманат, но они отказались нести его, испугавшись. Но человек понес, будучи, поистине, несправедливым и невежественным». Сура «Аль-Ахзаб» — «Союзные племена», 72 аят.
Сказал Абдулла бин Амр бин Аль-Ас (да будет доволен им Аллах): «Первое, что сотворил Всевышний Аллах в человеке - это половой орган. Создав его, Аллах сказал: «Это то, что Я вверил тебе на время (аманат)». Ноги, руки, язык, глаза, уши - всё это аманат (вещь, отданная на хранение). И нет веры у того, кому ничего нельзя доверить. И предложил Всевышний Аллах обязательство (аманат) Небесам, Земле и горам, сообщив об этом: «إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ» - «Воистину, предложили Мы аманат Небесам, Земле и горам». Сура «Аль-Ахзаб» - «Союзные племена», 72 аят. И сказал им Аллах: «Взвалите ли вы его на себя с тем, что с ним причитается?» Они спросили: «О Господь! А что же причитается с ним?» Аллах изрёк: «Вершите благое и воздастся вам, ослушаетесь - кара вас настигнет». Они ответили: «О Господь! Мы во власти Твоей. Не надо нам ни воздаяния, ни наказания». И они сказали это в страхе перед Аллахом, возвеличивая религию Аллаха и боясь не выполнить Его обязательств, а не в ослушании Его. « فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ ۖ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولً» - «... но отказались они нести его (аманат) и устрашились они принять его, но принял его человек, ибо несправедлив он и невежественен». Сура «Аль-Ахзаб» - «Союзные племена», 72 аят.
В аяте говорится о следующем: еще до сотворения человека, его душе была предложена жизнь в мирской обители по установлениям и предписаниям Создателя. Он же добровольно согласился пройти путь земной жизни, зная о нём только малое. Он не имел четкого представления о ней, об ответственности, которую несет любой, кто соглашается пройти этот путь.
В аяте в отношении человека применено прилагательное «جهول» — «джахууль» – «невежественный», так как он не ведал о последствиях принятия аманата, кроме базового принципа: «за благое дело воздастся благом, а за злодеяние – наказание будет суровым».
В рассматриваемом аяте человек также описан как «ظلوم» — «залуум» – «несправедливый» (к себе), так как он взвалил на себя тяжёлую ношу до конца не ведая о её особенностях, таким образом, проявив несправедливость по отношению к себе. Другие же создания устрашились и отказались нести эту ответственность (мирскую жизнь по велениям Всевышнего), боясь прожить ее неподобающим (несправедливым) образом.
Представленный аят является отправной точкой в понимании причин и мотивов прощения в исламской традиции. В нем кроются три ключевых фактора, помогающих выявить суть прощения: 1) аманат (временно вверенная ценность); 2) качества, которыми описывается человек (залюма и джахуля); 3) возможность, данная Аллахом человеку, в виде устранения своего невежества посредством познания сути вверенной ему ответственности.
Что касается такого фактора как аманат, следует отметить, что в арабском языке это означает вверенную на хранение вещь, которую необходимо вернуть владельцу в целости и сохранности. В терминологическом значении в шариате, под словом «аманат» подразумевается все то, что Аллах вверил человеку во временное пользование: жизнь, тело, время, неискаженную религию, материальные ценности.
Вторым фактором является само возложение ответственности Аллахом на человека, то есть факт передачи аманата во временное пользование.
Говоря о третьем факторе – качествах несправедливости в отношении себя, и невежества, отметим, что слово «зульм» в арабском языке означает использование чего-либо не по назначению, то есть неподобающим образом. Именно «залуум» - несправедливым описывается человек в Коране. И это описание указывает на то, что несправедливость является одним из природных качеств человеческой души.
Абдульмалик Абдуррахман Ас-Са’ди в толковании к знаменитому «Шарх ан-насафиййа фи-л-‘акида ал-исламиййа» подразделяет несправедливость (грех), на три категории:
1) несправедливость в отношениях между Аллахом и Его рабом (прелюбодеяние, употребление алкогольных напитков);
2) несправедливость раба в отношении самого себя (оставление молитв, постов, закятов и паломничеств);
3) несправедливость в отношениях между людьми (грабеж, воровство, причинение обид).
Невежественный – джахууль – второе качество, которым описывается человек. Этот термин означает: не имеющий знания, не сведущий в чем-либо. В аяте же невежество человека относится к делу, за которое он берется нести ответственность.
Эти два качества – невежество и несправедливость тесно связаны между собой. «اللهم اغفر لقومي فإنهم لا يعلمون» — «О Аллах! Прости народу моему, воистину, они не знают», говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) относительно несправедливой и жестокой реакции жителей Таифа на его призыв. То есть не ведают, потому и творят несправедливость.
Связь перечисленных трех факторов с понятием прощения заключается в следующем: аманат – мирская жизнь является ареной борьбы добра и зла. В мирской жизни человек обретает навыки прощения посредством изучения себя, своих действий.
Прощение по сути является актом помощи тому, кто, верша несправедливость в отношении окружающих, не осознаёт, что совершаемое им является грехом.
Если мы говорим не о Божественном, а о межличностном прощении, то, после мирской жизни, эта категория перестанет быть актуальной.
Действующим останется принцип справедливого расчета, на что указывает хадис пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует):
من كانت عنده مَظْلِمَةٌ لأخيه، من عِرضِه أو من شيءٍ، فلْيتحلَّلْهُ منه اليوم قبل أن لا يكون دينارٌ ولا درهم؛ إن كان له عمل صالحٌ أُخِذ منه بقدر مَظلِمتهِ، وإن لم يكن له حسناتٌ أُخِذ من سيئات صاحبه فحُمِل عليه
«Пусть допустивший (какую-либо) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, (ибо тогда), если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него (обидчика)». Приводит Аль-Бухари.
Хадис раскрывает суть проявления несправедливости в отношении себя. Важно добиться прощения у того, кому ты нанёс обиду, ибо в противном случае обидчика настигнет кара в виде того, что те, кого он притеснил в мирской жизни будут забирать у него духовные награды за благие дела и отдавать свои грехи.
Всевышний Аллах сказал Адаму (мир ему): «Воистину, предложил Я обязательство Небесам и Земле, но они не смогли взвалить на себя его. Возьмёшь ли ты его со всем, что с ним причитается?» Адам (мир ему) спросил: «О Господь мой! А что же причитается с ним?» Аллах ответил: «Верши благое - воздастся тебе, согрешишь - кара тебя настигнет». И взвалил обязательство на себя Адам (мир ему), и возвестил ему Всевышний Аллах: «Если ты понесёшь его, Я помогу тебе. Я сотворил покров для взора твоего и, если побоишься ты узреть запретное, закрой покров глаз твоих в страхе перед наказанием Моим. Сотворил Я врата с двумя створами для языка твоего и, когда ты побоишься злословить, закрой врата языка твоего в страхе перед наказанием Моим. Сотворил Я тебе уши и, когда побоишься услышать запретные речи, оберегай уши свои. Прикрой наготу свою одеждами, в страхе перед наказанием Моим. И удерживай руки свои и ноги от запретного и помни о наказании Моём». Всё вышеперечисленное является обязательством (аманатом) Всевышнего Аллаха.
В другом аяте Всевышний Аллах сказал:
«يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَخُونُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَ وَتَخُونُوۤاْ أَمَانَاتِكُمْ وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ وَٱعْلَمُوۤاْ أَنَّمَآ أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلاَدُكُمْ فِتْنَةٌ وَأَنَّ ٱللَّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ»
«О уверовавшие! Не предавайте Аллаха и Посланника, и не предавайте своих обязательств, и вы знаете, и знайте, что имущество ваше и дети – искушение, и что у Аллаха – великое вознаграждение». Сура «Аль-Анфаль» — «Трофеи», 27, 28 аяты.
В тафсире Кады Аль-Байдави сказано:
«يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَخُونُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَ» - «О уверовавшие! Не предавайте Аллаха и Посланника ...» ... не выполняя фарды Аллаха и сунны Пророка, лицемеря, или присваивая трофеи.
«وَتَخُونُوۤاْ أَمَانَاتِكُمْ» - «...и не предавайте своих обязательств...» ... меж вами, то есть предавая Аллаха и Посланника, вы предаёте свои обязательства, а фарды и сунны в данном случае являются этими обязательствами.
«وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ» - «...и вы знаете...» ... о том, что предаёте (или вы знаете, что есть благо, а что скверна).
«وَٱعْلَمُوۤاْ أَنَّمَآ أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلاَدُكُمْ فِتْنَةٌ وَأَنَّ ٱللَّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ» - «И знайте, что имущество ваше и дети ваше - искушение, и что у Аллаха великое вознаграждение» тем, кто предпочтёт довольство Аллаха и будет придерживаться Его законов. Так стремитесь же к этому».
В Суре «Аль-Бакара» Всевышний Аллах сказал:
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَٰئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي ٱلأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ ٱلدِّمَآءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّيۤ أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ. وَعَلَّمَ ءَادَمَ ٱلأَسْمَآءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى ٱلْمَلَٰئِكَةِ فَقَالَ أَنْبِئُونِي بِأَسْمَآءِ هَـٰؤُلاۤءِ إِن كُنْتُمْ صَٰدِقِينَ
«Когда сказал Господь твой ангелам: «Воистину, Я сотворю на Земле наместника». Спросили ангелы: «Неужели Ты сотворишь на ней того, кто будет чинить нечестие на ней и проливать кровь, а мы всегда воздаём хвалу Тебе и чествуем Тебя?». Он ответил: «Воистину, Я знаю, то чего вы не знаете». «И обучил Аллах Адама всем именам, затем представил их ангелам и сказал Аллах ангелам: «Сообщите же вы Мне имена их, если вы честны».
Ответили ангелы: «Свят Ты! О Аллах! Нет знания у нас, кроме тех, которым Ты обучил нас. Воистину, Ты – Всезнающий!» (30–32-е аяты).
Ибн Касир сказал, что мудрость Аллаха в поселении людей на Земле заключается в том, что они принесут больше пользы. То есть люди будут способны на большее созидательное, конструктивное посредством улучшения себя, пытаясь устранять от себя невежество – посредством стремления к познанию. А что касается качества несправедливости – то базовым инструментом в его устранении является прощение.
Все процессы познания, роста и развития в мирской жизни происходят посредством проб и ошибок. Иногда эти ошибки наносят ущерб окружающим и воспринимаются как несправедливость. Умение прощать такие последствия, делают человека тем, кому обещано Всевышним Его прощение:
«إِن تُبْدُواْ خَيْراً أَوْ تُخْفُوهُ أَوْ تَعْفُواْ عَن سُوۤءٍ فَإِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَفُوّاً قَدِيراً » — «Если вы будете совершать благое явно или скрывая, и прощать зло, то воистину, Аллах — прощающий, могучий». Сура «Ан-Ниса» — «Женщины», 149 аят. Так же в Коране сказано:
« وَجَزَآءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى ٱللَّهِ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ ٱلظَّالِمِينَ» — «Возмездие за зло — такое же зло, но кто простит и уладит, награда тому у Аллаха. Воистину, Он не любит несправедливых». Сура «Аш-Шура» — «Совет», 40 аят.
Согласно исламскому вероучению, когда человек действительно решил простить несправедливость, причинённую ему кем-либо, ему стоит вести себя с этим человеком, не намекая и не напоминая ему о том, что было им совершено.
Аллах в Коране говорит:
« فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ ٱللَّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظّاً غَلِيظَ ٱلْقَلْبِ لاَنْفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ فَٱعْفُ عَنْهُمْ وَٱسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي ٱلأَمْرِ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلْمُتَوَكِّلِينَ»
«По милости Аллаха ты мягок к ним, а если был бы ты грубым, с чёрствым сердцем, то они покинули бы тебя, так прости же их, и попроси для них прощения и советуйся с ними в делах. А когда примешь решение, то уповай на Аллаха, поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него». Сура «Аль Имран», 159 аят.
В Коране в 99 местах упоминается атрибут Аллаха «غفور» — «Прощающий.
Более 100 раз употребляются слова с корнем «عفو» — «афвун» - «Прощение».
Таким образом, согласно исламскому мировоззрению, прощение является средством достижения одной из главных целей человека – преображения, изменения своих слабых нравственных качеств и доведение их до высоких степеней. Это возможно только посредством стремления понять сам предмет (несправедливость, невежество) прощения. Не разбирая их, на наш взгляд, невозможно понять причины поступков обидчика, а значит, и реализовать прощение на любых уровнях, как глобальном, так и на уровне личных отношений.
Всевышний Аллах сказал:
بَلِ ٱتَّبَعَ ٱلَّذِينَ ظَلَمُوۤاْ أَهْوَآءَهُمْ بِغَيْرِ عِلْمٍ فَمَن يَهْدِي مَنْ أَضَلَّ ٱللَّهُ وَمَا لَهُمْ مِّن نَّاصِرِينَ
«Однако злодеи следуют за своими страстями без знания. Так кто же поведёт правильным путём того, кого сбил Аллах?! Нет им никаких помощников». Сура «Ар-Рум» — «Византийцы», 29 аят.
В аяте описывается образ действия тех, кто без должного внимания относится к преображению своего нрава; принимают решение и действуют, будучи ведомыми природными деструктивными качествами (своей несправедливостью и невежеством). То есть удел таковых – это только лишь следование своим страстям путём распространения нечестия и пролития крови. В сердцах таких людей нет места милости, прощению и милосердию.
Аллах, наделив людей разными качествами, как положительными, так и отрицательными, избирает из их общества тех, кто имеет способность познавать внутренний (духовный) и внешний (материальный) мир. Благодаря этой способности у данной категории людей чувство прощения присутствует в качестве естественной реакции на ошибки окружающих, которые они совершают на основе своих врождённых отрицательных качествах. Именно таким людям в первую очередь обещаны несметные блага вечного мира.
Источник: alhakk.ru