Среди учёных (да смилуется над ними Аллах) есть разные мнения. Наш величайший имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах), его ученики, имам двух запретных мечетей и многие из аш’аритов считают, что иман не прибавляется и не убавляется, и они сказали: «Если иман будет прибавляться, то это будет сомнением и неверием». Имам Аш-Шафии, имам Ахмад бин Ханбал, имам Малик бин Анас, Суфьян Ас-Саури, большая группа сподвижников и табиинов, факихи городов, и большинство аш’аритов (да смилуется над ними всеми Всевышний Аллах) считают, что иман прибавляется с прибавлением поклонения и убавляется с убавлением поклонения.
Их доказательства из Писания.
Слово Всевышнего Аллаха:
لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَّعَ إِيمَانِهِمْ
«Дабы прибавили они веры к вере своей». Сура «Аль-Фатх» — «Завоевание», 4-й аят.
Слово Всевышнего Аллаха:
أَيُّكُمْ زَادَتْهُ هَٰذِهِ إِيمَانً
«Кому из вас эта сура добавляет веры?» Сура «Ат-Тауба» — «Покаяние», 124-й аят.
Слово Всевышнего Аллаха:
وَلَمَّا رَأَى الْمُؤْمِنُونَ الْأَحْزَابَ قَالُوا هَٰذَا مَا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَصَدَقَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ ۚ وَمَا زَادَهُمْ إِلَّا إِيمَانًا وَتَسْلِيمًا
«И когда увидели верующие союзные племена, сказали они: «Это то, что обещал нам Аллах и Его Посланник, и выполнили обещание Аллах и Его Посланник», и не прибавляет им это ничего, кроме веры и покорности». Сура «Аль-Ахзаб» — «Союзные племена», 22-й аят.
Их доказательства из сунны.
Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Мы спросили: «О Посланник Аллаха! Прибавляется ли вера или уменьшается?» Он ответил: «Да, прибавляется настолько, что её обладатель попадёт в Рай и убавляется настолько, что обладатель её попадёт в Ад».
Суфьян ибн Уяйна сказал: «Иман (вера) — это слово и дело, и она увеличивается и уменьшается». Его брат Ибрахим сказал ему: «Не говори убавляется». Суфьян ибн Уяйна рассердился и воскликнул: «Замолчи, о младенец! Да, убавляется так, что от неё не останется ничего».
Они сказали: «Доказательством убавления веры является то, что всё способное прибавляться, естественно, способно и убавляться». Имам Абу Бакр Мухаммад «Аш-Шайбани» сказал в своём труде «Акыда аш-шайбания»:
Вера наша — это слово, дело и намерение
Прибавляется с богобоязненностью и убавляется грехом.
Аль-Хаттаби сказал: «Иман (вера) — это слово, и оно не прибавляется и не убавляется, иман (вера) — дело, прибавляется и убавляется, а иман (вера) — убеждение — прибавляется, но не убавляется, потому что, убавившись, исчезнет».
Один из учёных сказал: «Кто говорит, что разница между исламом и иманом лексическая — тот ошибается».
Учёные — ханафиты и все, кто сними согласен, сказали, что под прибавлением имеется в виду прибавление в продолжительности, прочности и количестве времени, или прибавление того, во что он верует, или прибавление плодов веры и его сияния в сердце, и другие объяснения по этому вопросу.
К другим вопросам относится следующее: как сказал Ас-Сафири (да смилуется над ним Аллах): «Бытуют разные мнения среди учёных относительно веры мукаллида. Мукаллид — это тот, кто услышал, как люди говорят, что у творений есть Господь, который их сотворил и сотворил всё остальное, и только Ему единому они должны поклоняться, и нет у Него никакого сотоварища, и он верит услышанному от них». Предпочтительное мнение факихов и многих учёных заключается в том, что вера такого человека действительная, хоть и без размышления и поиска доказательства, потому что он убеждён в вере, достигаемой посредством доказательства. Так сподвижники (да будет доволен ими Всевышний Аллах) считали правильной веру простолюдинов, живших в освобождённых мусульманами городах, хотя их вера не основывалась на поиске доказательства.
Источник: alhakk.ru