Сплетни – это упоминание перед людьми о недостатках какого-либо человека в его отсутствии. Однажды, Пророк, мир ему, обратился к верующим, спросив: «Знаете ли вы, что такое сплетни (злословие)?» Верующие сказали: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Пророк, мир ему, сказал: ‘‘Упоминание о брате своем так, что это не понравилось бы ему’’. Его спросили: ‘‘А что если мой брат таков, как я о нем говорю?’’ На что посланник Аллаха сказал: « إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدِ اغْتَبْتَهُ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدْ بَهَتَّه » ‘‘Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты злословишь о нем (гъибат), а если он не таков, значит, ты возводишь на него клевету (бухтан)’’». [«Сахих» Абу Дауд 4874, ат-Тирмизи 1934, Ахмад 2/384].
Мусульманский ученый одиннадцатого века, толкователь Корана и филолог арабского языка Ар-Рагиб Исфахани, разъясняя понятие «гъибат», сказал:
أن يذكر الإنسان غيره بسوءٍ من غير محوجٍ إلى ذلك
«Гъибат - это злословие в отношении человека в его отсутствии, совершаемое без какой-либо необходимости в этом».
Ибн Асир сказал: هي ذكر الإنسان في غيابه بسوءٍ حتى وإن كان فيه
«Гъибат – это злословие в отношении человека в его отсутствии, в том числе упоминание того, что в нём действительно присутствует».
Имам Ан-Навави сказал:
هي ذكر المرء بما يكرهه، سواءً كان ذلك في بدن الشَّخص، أو دينه، أو دنياه، أو نفسه، أو خَلقه، أو خُلقه، أو ماله، أو ولده، أو زوجه، أو خادمه، أو ثوبه، أو حركته، أو طلاقته، أو عبوسته، أو غير ذلك ممَّا يتعلَّق به، سواءً ذكرته بالَّلفظ أو بالإشارة والرَّمز، فالغيبة لا تكون بالِّلسان فقط، فهي تشمل كُلَّ ما يفهم منه الغير ذكر ما يكرهه المُغتاب، سواءً بالفعل، أو الإشارة، أو الكتابة، وغير ذلك، وقد يمشي كمشيته استهزاءً فهو غيبة.
«Гъибат – это злословие в отношении человека, независимо от того, касается ли это его тела, религиозности, мирских дел, души, нравственности, имущества, детей, супруги, слуги, одежды, мимики, весёлости или хмурости, в общем всего, что касается обсуждаемого человека. И нет разницы в том, упоминается ли он посредством языка, каких-либо знаков или изображений. Гъибат (злословие) совершается не только языком. Оно включает в себя всё то, что используется в качестве плохого упоминания о человеке, будь то какое-либо действие, изображение, надпись и прочее. Если кто-то изобразит с издёвкой походку кого-либо, то он совершил гъибат в отношении человека».
Запретность и греховность сплетен и злословия подтверждается Кораном, Сунной Пророка, мир ему, и единогласным мнением учёных ислама. Коран и Сунна указывают на плохой исход тех, кто злословит о своих братьях и сёстрах, отмечая отвратительность данных грехов.
Сказал Аллах Всевышний:
(أيحب أحدكم أن يأكل لحم أخيه ميتاً فكرهتموه) [الحجرات: 12]
«Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (Сура «Комнаты», 12 аят).
Анас ибн Малик передает, что Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: :لما عرج بي مررت بقوم لهم أظفار من نحاس يخمشون وجوههم وصدورهم، قلت من هؤلاء يا جبريل؟ قال: هؤلاء الذين يأكلون لحوم الناس ويقعون في أعراضهم «Когда меня вознесли на небо, я прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и спросил: ‘‘Кто они, Джибриль?’’ Он сказал: ‘‘Это — поедавшие мясо людей и бесчестившие их’’» [«Сахих» Ахмад 3 / 224, Абу Дауд 4878].
Аллах сказал:
وَلَا تُطِعْ كُلَّ حَلَّافٍ مَّهِينٍ. هَمَّازٍ مَّشَّاءٍ بِنَمِيمٍ.
«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни…» (Сура «Письменная трость», аяты 9-10).
هَمَّازٍ «Хаммаз» - это хулитель. مَّشَّآءِ بِنَمِيمٍ «Машаин бинамим» - разносящий сплетни, провоцирующий конфликты между людьми, донося одним на других.
В обоих «Сахихах» от Ибн ‘Аббаса сообщается: «Однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо двух могил, сказал:
،إنهما ليعذبان، وما يعذبان في كبير، أما أحدهما فكان لا يستتر من البول، وأما الآخر، فكان يمشي بالنميمة ‘‘Поистине их подвергают мучениям, и мучают их не за великие грехи. Что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не прикрывался от собственной мочи’’. [Фатх аль-Бари 1/358, Муслим 1/240].
Хаммам ибн аль-Харис сказал: «В присутствии Хузайфы упомянули человека, который донес разговор правителю, на что Хузейфа сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « لا يدخل الجنة قتات » ‘‘Не войдет в Рай доносчик’’» [«Сахих» Бухари 6056, Муслим 105, Абу Дауд 4871, ат-Тирмизи 2026, Тафсир ан-Насаи 634, Ахмад 5/382].
Также и Абу Ваиль сообщил, что когда Абу Хузейфе стало известно об одном человеке, который рассказывал сплетни, он сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « لا يدخل الجنة نمام » ‘‘Сплетник не войдет в Рай’’» [«Сахих» Ахмада 5/396]
Имам Ахмад также передал от Асмаа бинт Язида ибн ас-Сакана, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « ألا أخبركم بخياركم » «Сообщить ли вам, кто относится к наилучшим из вас?» Ему ответили: «Да, о, Посланник Аллаха». Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « الذين إذا رؤوا ذكر الله عز وجلّ » «Те, один лишь вид которых заставляет вспомнить об Аллахе, Всемогущем и Великом». Затем он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « ألا أخبركم بشراركم؟ المشاؤون بالنميمة، المفسدون بين الأحبة، الباغون للبرآء العنت » «А не сообщить ли вам, кто относится к наихудшим из вас? Это — распространяющие сплетни, сеющие раздоры между теми, кто любит друг друга, и стремящиеся опорочить тех, кто этого не заслуживает» [Ибн Маджа 4119, Ахмад 6/459]
Запретность и столь сильное наказание за злословие и сплетни продиктованы тем, что сплетни и злословие приводят к разрушению семей, порыванию родственных связей, друзья начинают враждовать друг с другом, компаньоны начинают лгать друг другу, в обществе возникают смуты, конфликты, увеличивается недоверие, сомнения, из сердец людей уходит радость и спокойствие. К таким последствиям приводят сплетни, независимо от того, соответствуют ли они правде или являются ложью.
Говоря о причинах, из-за которых некоторые люди начинают сплетничать и злословить о других, учёные отмечают, что одним из главных факторов в данном случае выступает зависть. Так как завистливый человек не желает блага другим и старается всячески опорочить честь человека. Другой причиной может служить чувство ненависти одного человека к другому.
Верующему человеку стоит осознать, что данные качества не приличествуют последователям ислама, поэтому верующий должен всегда быть гарантом честности и благородства в отношении своих единоверцев и других людей. Его честность и благородство должны выражаться в защите чести и достоинства человека. Если он слышит, что злословят о ком-либо ему стоит сделать замечание, если он начинает ощущать внутреннюю тягу к тому, чтобы о ком-то рассказать дурные вести, то стоит ему подумать о том, что Всевышний всевидящий и невозможно от Него скрыть что-либо.
Источник: alhakk.ru