Хвала Аллаху, и кто помимо Него достоин хвалы?! Нет никакого бога, помимо Аллаха, и какой может быть бог, помимо Аллаха?! Свят Аллах и никто не имеет святости, помимо Него! Аллах Велик, и нет никого величественнее Него! Я прошу прощения у Аллаха, ибо кто же, помимо Него, простит прегрешения? Это Аллах – Господь ваш, и приводится доказательство Его господства в Писании: - «Свидетельствует Аллах, что нет божества кроме Него…». Сура «Семейство Имрана», 18-й аят.
Он – Един, и это подтверждает аят:
لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّه
«Если были бы на Небе и Земле боги, помимо Аллаха». Сура «Аль-Анбия» – «Пророки», 22-й аят.
Всевышний говорит:
لَا تَتَّخِذُوا إِلَٰهَيْنِ اثْنَيْنِ
«Не поклоняйтесь двум богам». Сура «Ан-Нахль» – «Пчела», 51-й аят.
Он – Всезнающий, это доказывают слова Корана:
قُلْ إِن تُخْفُوا مَا فِي صُدُورِكُمْ أَوْ تُبْدُوهُ يَعْلَمْهُ اللَّهُ
«Скажи: "Если вы скрываете или показываете, что в ваших сердцах, то об этом знает Аллах"». Сура «Семейство Имрана», 29-й аят.
Он – Всеслышащий, и сказано об этом качестве Всевышнего:
قَدْ سَمِعَ اللَّهُ قَوْلَ الَّتِي تُجَادِلُكَ فِي زَوْجِهَا وَتَشْتَكِي إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ يَسْمَعُ تَحَاوُرَكُمَا
«Аллах услышал слова той, которая обсуждала с тобой своего мужа и жаловалась Аллаху, и Аллах слышал ваш разговор».
Он – Всевидящий:
وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ
«И скажи: "Совершайте благие деяния, и Аллах увидит ваши деяния"». Сура «Ат-Тауба» – «Покаяние», 105-й аят.
Он – Ведающий:
وَمَا يَخْفَىٰ عَلَى اللَّهِ مِن شَيْءٍ فِي الْأَرْضِ وَلَا فِي السَّمَاءِ
«И не скроется от Аллаха ничего ни на Земле, ни на Небе». Сура «Ибрахим», 38-й аят.
Он – Всемогущий:
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّه
«И, если ты спросишь их, кто их сотворил, ответят они: "Аллах"». Сура «Аз-Зухруф» – «Украшение», 87-й аят.
Он обладает властью:
أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ ۗ تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«Воистину у Него творение и власть, Велик Аллах – Господь Миров». Сура «Аль-А’раф» – «Преграды», 54 аят.
Он вещающий:
وَكَلَّمَ اللَّه
«И Аллах говорил». Сура «Ан-Ниса» – «Женщины», 164-й аят.
У Него нет сотоварища:
وَادْعُوا مَنِ اسْتَطَعْتُم مِّن دُونِ اللَّهِ
«И призовите, кого сумеете, помимо Аллаха». Сура «Юнус», 38-й аят.
У Него нет потомства:
مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِن وَلَدٍ
«Аллах не взял себе ребёнка». Сура «Аль-Му’минун» – «Верующие», 91-й аят. Этим аятом Аллах опроверг слова иудеев и христиан, сказавших: نَحْنُ أَبْنَاءُ اللَّهِ – «Мы сыновья Аллаха». Сура «Аль-Маида» – «Трапеза», 18-й аят.
Я воздаю хвалу Ему за Его милости, и благословляю Мухаммада, которого Он избрал, наделил и возлюбил, возвеличил и доволен им, вознёс его и поставил превыше всех других. Да благословит его Аллах, его семейство и сподвижников, в особенности Абу Бакра, о котором был низведён аят:
إِلَّا تَنصُرُوهُ فَقَدْ نَصَرَهُ اللَّه
«Если вы не поможете ему, то ему уже помог Аллах». Сура «Ат-Тауба» – «Покаяние», 40-й аят.
И Умара, решение которого совпало с решением Всевышнего:
لَّوْلَا كِتَابٌ مِّنَ اللَّهِ سَبَقَ
«И, если бы не было это прежде предначертано Аллахом». Сура «Аль-Анфаль» – «Трофеи», 68-й аят.
И Усмана, которого охватывает аят:
إِنَّ الَّذِينَ يُبَايِعُونَكَ إِنَّمَا يُبَايِعُونَ اللَّه
«Воистину присягнувшие тебе, присягнули Аллаху». Сура «Аль-Фатх» – «Завоевание», 10 аят.
И Али, о котором снизошёл аят:
إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ
«Воистину мы кормим вас ради лика Аллаха». Сура «Аль-Инсан» – «Человек», 9-й аят.
Вечные благословения и приветствия, пока сияет свет дня, и ночь покрывает всё мраком. А затем …
Воистину я передаю по своей цепочке, доходящей до знаменитого имама, великого мухаддиса Абу Аль-Хусейна Муслима бин Аль-Хаджаджа бин Муслима Аль-Кушайрий по происхождению и Ан-Найсабури по месту жительства, который не перестаёт, находясь в могиле своей, получать награды, и он передал в своём достоверном сборнике и по своей цепочке, заслуживающей доверия, что Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Поведал мне мой отец Умар бин Аль-Хаттаб:
بينما نحن جلوس عند رسول الله صلى الله عليه وسلم ذات يوم ، إذ طلع علينا رجل شديد بياض الثياب ، شديد سواد الشعر ، لا يرى عليه أثر السفر ، ولا يعرفه منا أحد ، حتى جلس إلى النبي صلى الله عليه وسلم فأسند ركبته إلى ركبتيه ، ووضع كفيه على فخذيه ، وقال : " يا محمد أخبرني عن الإسلام
«Когда в один из дней мы были у Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), явился к нам человек в ослепительно белых одеждах, с волосами как смоль, на нём не было следов путешествия, и никто из нас не знал его. Он сел к Пророку (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) и прислонился своими коленями к его коленям, положил ладони себе на бёдра и промолвил: «О Мухаммад! Поведай мне об исламе».
Об этом хадисе шла речь на предыдущем уроке, и мы говорим, и только Всевышний Аллах податель успеха, и Он наставляет на самый прямой путь.
Слово Умара: «حتى جلس إلى النبي صلى الله عليه وسلم» - «Он сел к Пророку (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует)», то есть приблизился и сел рядом с ним. Знайте же, что сподвижники (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сидели в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но, соблюдая высшую степень смирения и почёта, сидели так, будто на их головах восседали птицы. Сподвижники не стояли перед Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и не поднимались друг перед другом, потому что вставать перед пришедшим – это традиция инородцев. Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал:
خرج علينا رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو متوكئ على عصا فقمنا إليه فقال لا تقوموا كما تقوم الأعاجم يعظم بعضها بعضا
«Вышел к нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), опираясь на посох, и мы встали перед ним, на что он сказал: «Не вставайте, как встают инородцы, возвеличивая друг друга».[1]
Когда один человек поднялся перед Муавией (да будет доволен им Аллах), то он велел ему сесть, сказав: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من أحبَّ أن يتمثَّلَ له النَّاسُ قيامًا ، فليتبوَّأْ مقعدَه من النَّارِ
«Кому нравится, чтобы люди вставали перед ним, тот пусть уготовит себе место в Аду».[2] Сказано, что имеется в виду, когда он сидит, а другие перед ним стоят.
Молчать и слушать друг друга тоже является сунной сподвижников. От Мухаммада бин Ка’б Аль-Куразый приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ما تجالس قوم مجلسا فلم ينصت بعضهم لبعض إلا نزع الله من ذلك المجلس البركة
«Если люди сидят на собрании и не слушают друг друга, то Аллах отнимет благодать этого собрания».[3]
От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من استمع إلى حديث قوم وهم له كارهون، أو يفرون منه، صُبَّ في أذنه الآنك يوم القيامة
«Кто слушает разговор людей, когда они этого не желают, или бегут от него, тому в его ухо зальют расплавленное олово в День суда».[4]
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил находиться в сомнительных местах и на собраниях, где обсуждают других людей, на собраниях музыки и песен и собраниях сказателей.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пояснил, что самые лучшие места – это мечети, а самые худшие места – это рынки.
Он запретил сидеть на дороге, как передаёт Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إيَّاكم والجلوسَ في الطُّرقاتِ» فقالوا: يا رسولَ اللهِ ما لنا مِنْ مجالسِنا بدٌ؛ نتحدَّثُ فيها! فقال رسولُ الله صلَّى اللهُ عليه وسلَّم: «فإذا أبَيْتُم إلَّا المجلِسَ فأعطوا الطريقَ حقَّه» قالوا: وما حقُّ الطريقِ يا رسولَ اللهِ؟ قال: «غضٌ البصرِ، وكفُّ الأذَى، وردُّ السَّلامِ، والأمرُ بالمعروفِ، والنَّهيُ عن المنكرِ» متفقٌ عليه.
«Остерегайтесь сидения на дорогах!» Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! Мы не можем обойтись без наших собраний, там мы общаемся». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы не можете обойтись без этих собраний, то соблюдайте право дороги». Сподвижники спросили: «Каково же право дороги о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Опускание взора, воздержание от причинения вреда, ответ на приветствие, побуждение к благому и удерживание от греховного». Хадис передаётся Аль-Бухари и Муслимом.[5]
В риваяте от Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) добавляется:
و إِرْشَادُ الضَّالِّ
«… и указывание пути заблудившемуся».
К этикету дороги относятся также доброе слово и помощь попавшему в беду. Эти темы будут разъяснены подробно в следующих статьях.
Из книги «Благоухание проповедей» шейха Алюси.
مسند الإمام أحمد » باقي مسند الأنصار » حديث أبي أمامة الباهلي الصدي بن عجلان بن عمرو بن وهب الباهلي عن النبي صلى الله عليه وسلم
[2] أخرجه أبو داود (5229)، والترمذي (2755)، وأحمد (16830) باختلاف يسير
[3] فيض القدير » حرف الميم
[4] رواه البخاري (7042).
[5] Аль-Бухари. «Сахих», хадис №2465. Абу Дауд. «Сунан», хадис №4815.
Источник: alhakk.ru