Вторник 23 апреля 2024 г.
Фаджр
02:02
Восход
05:08
Зухр
12:40
Аср
17:38
Магриб
20:05
Иша
22:25
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Достоинства и особенности суры «Ан-Ниса»

Достоинства и особенности суры «Ан-Ниса»

Как известно, сура «Ан-Ниса» одна из крупных сур, которая была низведена в лучезарной Медине. Она содержит законодательные аяты, аяты о вероубеждении, нравственности и аяты, затрагивающие другие темы. По единогласному мнению учёных, сура «Ан-Ниса», как уже было сказано, была низведена в Медине. Это подтверждается словами матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах), приводимыми имамом Аль-Бухари:
«وما نزلت سورة البقرة والنساء إلا وأنا عنده» – «Снизошли суры «Аль-Бакара» и «Ан-Ниса», когда я уже была у него (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)».[1]

Муфассиры не упоминают, почему именно эта сура получила название «Ан-Ниса» - «Женщины». Некоторые говорят, что сура была так названа, потому что в её аятах речь идёт о женщинах. Некоторые учёные сказали:

«وسميت سورة النساء; لأنها افتتحت بذكر النساء، وبعض الأحكام المتعلقة بهن» – «Эта сура была названа «Ан-Ниса» - «Женщины», потому что она начинается с упоминания женщин, и в ней идёт речь о некоторых законах, касающихся женщин».[2]

Аль-Файрузабади сказал:
«سورة (النساء) تسمى سورة (النساء الكبرى)، وسورة الطلاق تسمى سورة (النساء الصغرى» – «Сура «Ан-Ниса» - «Женщины», называется «большой сурой «Ан-Ниса», а сура «Ат-Таляк» - «Развод», называется «малой сурой «Ан-Ниса».[3]

Конечно, нельзя не упомянуть о достоинствах этой суры и награде, которую получает человек, прочитавший её. Как приводит Аль-Бухари и Муслим, Абдулла бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал:

قال لي النبي صلى الله عليه وسلم: (اقرأ علي)، قلت يا رسول الله: آقرأ عليك، وعليك أُنزل؟ قال: (نعم)، فقرأت سورة النساء، حتى أتيت إلى هذه الآية: {فكيف إذا جئنا من كل أمة بشهيد وجئنا بك على هؤلاء شهيدا} (النساء:41)، قال: (حسبك الآن) فالتفتُ إليه، فإذا عيناه تذرفان – «Сказал мне Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Прочти мне Кур’ан». Я сказал: «О Посланник Аллаха! Как я его буду тебе читать, ведь он нисходит тебе?» Он сказал: «Да (то есть читай)». Я прочёл суру «Ан-Ниса» - «Женщины», и дошёл до этого аята: «И как будет, когда Мы приведём свидетеля из каждой уммы, и приведём Мы тебя для них (твоей уммы) свидетелем». Сура «Ан-Ниса» – «Женщины», 41-й аят. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Теперь хватит». Я повернулся к нему и увидел слёзы на его глазах».[1]

Приводит Ат-Табарани, что Абдулла бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал:

«إن في النساء لخمس آيات ما يسرني بهن الدنيا وما فيها، وقد علمت أن العلماء إذا مروا بها يعرفونها: {إن تجتنبوا كبائر ما تنهون عنه نكفر عنكم سيئاتكم وندخلكم مدخلا كريما} (النساء:31)، وقوله: {إن الله لا يظلم مثقال ذرة وإن تك حسنة يضاعفها ويؤت من لدنه أجرا عظيما} (النساء:40)، وقوله: {إن الله لا يغفر أن يشرك به ويغفر ما دون ذلك لمن يشاء} (النساء:48)، {ولو أنهم إذ ظلموا أنفسهم جاءوك فاستغفروا الله واستغفر لهم الرسول لوجدوا الله توابا رحيما} (النساء:64)، وقوله: {ومن يعمل سوءا أو يظلم نفسه ثم يستغفر الله يجد الله غفورا رحيما} (النساء:110» – «Воистину в суре «Ан-Ниса» - «Женщины» есть пять аятов, и из-за них не мил мне свет и всё, что в нём. Я убеждён, что учёные, прочитывая их, узнают это. «Если вы будете остерегаться великих грехов, которые запрещены вам, то Мы простим вам ваши мелкие грехи и введём вас в Рай с почётом». 31-й аят. Другой аят: «Воистину, Аллах не причинит ни на пылинку несправедливости, а если это благое деяние, то Он увеличит его и даст от Себя великую награду». 40-й аят. Другой аят: «Воистину Аллах не простит того, что Ему придают сотоварища, но простит всё помимо этого, кому пожелает». 48-й аят. Другой аят: «И, если они причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, и попросил прощения за них Посланник, обнаружили они, что Аллах – прощающий, милосердный». 64-й аят. Другой аят: «Если совершивший прегрешение или причинивший несправедливость себе, попросит прощения у Аллаха, то обнаружит, что Аллах прощающий, милосердный». 110-й аят.[2]

Саид бин Джубейр сказал:

قال لي عمر بن الخطاب رضي الله عنه: (من قرأ البقرة وآل عمران والنساء في ليلة، كان أو كُتب من القانتين) – «Сказал мне Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах): «Прочитавший суры «Аль-Бакара», «Аль Имран» и «Ан-Ниса» за одну ночь будет записан в усердно поклоняющиеся».[3]

Приводит Ад-Дарими, что Абдулла бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «من قرأ آل عمران فهو غني، والنساء محبِّرة» – «Кто прочёл суру «Аль Имран», тот богат, а сура «Ан-Ниса» – украшение».[4]

Также мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщает о достоинствах этой суры, передавая слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «مَنْ أَخَذَ السَّبْعَ الأُوَل مِنَ الْقُرْآنِ فَهُوَ حَبْرٌ» – «Кто возьмёт семь первых из Кур’ана, тот хабр».[5] То есть семь первых сур из Кур’ана: «Аль-Бакара», «Аль Имран», «Ан-Ниса», «Аль-Маида», «Аль-Ан’ам», «Аль-А’раф» и «Ат-Тауба». «Взять их», означает выучить, познать и соблюдать их заповеди. Хабр – это учёный с глубокими познаниями и это не удивительно, потому что в этих сурах содержится очень много законов.

От Василя бин Аль-Аска’ (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أُعْطِيتُ مَكَانَ التَّوْرَاةِ السَّبْعَ، وَأُعْطِيتُ مَكَانَ الزَّبُورِ الْمَئِينَ، وَأُعْطِيتُ مَكَانَ الْإِنْجِيلِ الْمَثَانِيَ، وَفُضِّلْتُ بِالْمُفَصَّلِ» – «Вместо Таурата мне были даны семь, вместо Забура мне были даны миин, вместо Инджиля мне были даны аль-масани, и я был наделён аль-муфассаль».[6]

Сура «Ан-Ниса» из семи первых по порядку крупных сур, которые были даны нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вместо писания пророка Всевышнего Аллаха Мусы (мир ему).

Харис бин Мудар сказал: «كَتَبَ إِلَيْنَا عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ أَنْ تَعَلَّمُوا سُورَةَ النِّسَاءِ وَالْأَحْزَابِ وَالنُّورِ» – «Написал нам Умар бин Аль-Хаттаб: «Изучайте суры «Ан-Ниса», «Аль-Ахзаб» и «Ан-Нур».[7]


[1] أخرجه البخاري (4582)، ومسلم (800)، وأبو داود (3668)، والترمذي (3024)، وابن ماجه (4194) باختلاف يسير، وأحمد (4118) واللفظ له

[2] القرآن الكريم - تفسير الطبري - تفسير سورة النساء - الآية 31

[3] القاسم بن سلام في كتابه (فضائل القرآن)

[4] سنن الدارمي المجلد الثاني

[5] رواه أحمد والبزار

[6] رواه الطبراني في الكبير (8003) (8/258)، (186) (22/75)، (187) (22/76)، وفي مسند الشاميين (2734) (4/62،63)، وأحمد (17023) (4/107)، والطيالسي في مسنده (1012) (1/136)

[7] فتح القدير - الشوكاني - ج ٤ - الصفحة ٣


[1] «Сахих» Аль-Бухари, хадис №4993.

[2] تفسير محمد عبده

[3] الفيرزرآبادي في كتابه "بصائر ذوى التمييز في لطائف الكتاب العزيز"

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме