В прошлых публикациях нами была рассмотрена тема восприятия Корана в шиитской традиции. В этом номере нам бы хотелось вкратце рассмотреть другие источники шиитского учения.
Данная статья направлена не на разжигание ненависти в отношении представителей одного из крупнейших направлений ислама, она носит сугубо просветительский, ознакомительный характер. Подготовка данной публикации обусловлена тем, что в сети интернет идет активная дискуссия между представителями суннитской и шиитской ветви ислама, к сожалению, оппоненты не всегда могут найти в себе силы воздержаться от гнева и неприязни в отношении друг друга. Мы считаем, что любое обсуждение, затрагивающее те или иные аспекты какого-либо религиозного учения должно проходить в рамках взаимоуважения и цивилизованного, культурного, межконфессионального диалога.
Надеемся, что данная статья поможет читателям информационно-просветительского портала «Аль-хакк» более подробно познакомиться с этим видом вероучения. Это очень важно, так как в современном мире на просторах сети интернет, в том числе в социальных сетях размещается огромное количество информации, в том числе религиозного характера. Нередко, нам стремятся навязать определенное понимание религии, при этом, выдавая за истину в последней инстанции позицию того или иного вероучения. В этих условиях верующему очень важно приобретать теоретические и практические навыки при помощи, которых он мог бы определить к какому религиозному учению относится та или иная информация.
Хабар (предание) – второй источник шиитского вероучения после Корана.
Шиитские предания (слова пророка, сподвижников и безгрешных имамов) делятся на четыре вида: сахих (достоверное), хасан (хорошое), мувассак (надежное), даиф (слабое).
Сахих (достоверное). Это предание цепочка передатчиков которого сохранилась полностью от сегодняшних поколений до кого-либо из непорочных имамов, и каждый из этих передатчиков был справедливым и правдивым шиитом, доверенным лицом кого-либо из непорочных имамов.
Хасан (хорошее). Это предание, передатчики которого не входят в категорию справедливых, но при этом имеют хорошую характеристику с точки зрения шиитского хадисоведения. Цепочка передатчиков также доходит до непорочных имамов.
Мувассак (надежное). Это предание заслуживает доверия, но включает в цепочку передатчиков людей, не принадлежащих к шиитскому направлению, однако при этом отличаются справедливостью
Даиф (слабое). В таком предании цепочка передатчиков является неполноценной или содержит в себе имена лжецов и несправедливых людей.
Иджма. Понятие иджма общее, как для суннитских, так и шиитских правоведов, означающее согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Однако, по мнению шиитов, иджма может быть санкционирована только Ахлюль-Байт, то есть потомками Али и Фатимы, дочери Пророка.
Акл (разум). Шииты принимают аргументы в вопросах шариата, основанные на словах непорочных имамов и являющихся продуктом их интеллектуальной деятельности.
В данном разделе мы рассмотрели источники шиитского шариата подход в изучении, которых отличается от суннитского. Как стало известно, каждый шариатский довод в шиитском правоведении должен быть подтвержден одним из непорочных имамов. Это является главным условием при выведении религиозного заключения относительно какого-либо вопроса. Непорочными имамами шииты признают 12 человек из потомков Али и Фатимы. Двенадцатый имам, по их мнению, находится в сокрытии. В период сокрытия двенадцатого имама его функции исполняют:
А) Факихи - исламские богословы-законоведы, знатоки фикха (исламского права);
Б) Муджтахиды - высокопоставленные факихи, обладающие способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права;
В) Марджа’ ат-такли́д (другое название «Великий аятолла») (тот, кому подражают, образец для подражани) – высшее духовное звание шиитских муджтахидов, главный религиозный авторитет в вопросах права и богословия. Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.
Согласно учению джафаритов, марджа ат-таклид непогрешим и считается у шиитов наместником скрытого имама, чьи поведение и поступки являются образцом для подражания. Марджа ат-таклид должен иметь способность воздержаться от неверного поступка, защищать веру, и быть абсолютно покорным Богу. В Исламской Республике Иран данное звание закреплено конституционно.
Для сравнения скажем, что в суннитском исламе также имеется четыре источника шариата – это Коран, Сунна, иджма и кияс. Исключением является ханбалитский мазхаб в котором отсутствует кияс.
Кия́с (араб. - измерение) - суждение по аналогии, один из источников мусульманского права. Кияс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне.
Такой метод вынесения решений принят в среде авторитетов мусульманского права, поскольку находят место ситуации, по разрешению которых нет указаний в таких источниках, как Коран и Сунна, и по которым не достигнут иджма.
Шииты отвергают данный научный метод. Они считают, что Коран и три других источника шиизма (хабар, иджма, акл) являются достаточными и полноценными для исламского права. По их мнению, в них указано на все, что является запретным и на все, что является дозволенным. В книге «Усул аль-кафи» есть глава об обращении к Книге и хабарам, где говорится, что, поистине, нет ничего из запретного (харам) и дозволенного (халал), и чего бы то ни было ещё, в чём нуждаются люди, чего не было бы в Книге и в Сунне. В той же главе приводятся доводы, критикующие применение кияса.
Сборники хадисов
Как было рассмотрено выше, вторым источником шиитского правоведения являются предания (ахбары, хадисы), все они собраны в четыре сборника, имеющие общее название «Кутуб аль - Арбаа» (Четыре книги). Важное значение для шиитских ученых имеет книга «Нахдж аль-Балага». Эта книга является одним из важнейших сакральных текстов для шиитов и авторитетным источником для правоведов джафаритского мазхаба.
Сунниты не принимают шиитские своды хадисов, они имеют свои шесть основных сборников (аль-Кутуб ас-Ситта), которые в свою очередь отвергаются шиитами.
Источник: alhakk.ru