Великие учёные арабского языка и литературы говорят, что есть в арабском языке слово, которое имеет сто значений, это слово "العين" - "аль-а'йн". Если мы посмотрим в толковом словаре "لسان العرب" - "Язык арабов" Ибн Манзура Джамалюддин Мухаммад бин Мукаррам (ум. 711 г.х.), то обнаружим примерно пятьдесят смыслов этого слова. Это и буква арабского алфавита, и орган зрения, и руководитель, и предводитель войска, шпион, потому что он наблюдает за людьми своими глазами и передаёт эти сведения. Это слово также означает сглаз, порчу. Если буква " 'айн" будет с фатхой, то это слово переводится как "широкий зрачок".
"العين" - "аль-а'йн" - источник воды, место откуда она берёт исток.
"العين" - "аль-а'йн" - это облака, пришедшие со стороны кыблы.
Это слово означает также дождь, если это дождь из облаков со стороны кыблы, то он называется "مطر العين" - "матар аль-а'йн".
"العين" - "аль-а'йн" - это Солнце и солнечные лучи.
"عين الشمس" - "а'йн аш-шамс" - это подсолнух.
Муртада Аз-Зубайди (1145-1205 х.) - автор толкового словаря "Тадж аль-арус" - "Корона невесты" тоже подтверждает, что это слово имеет более ста смыслов. Он в своём словаре приводит около пятидесяти смыслов этого слова. «Аль-а'йн» - это:
- жители города;
- наличие чего-либо;
- лучшее;
- отборное;
- маленькие пятна на коже;
- динар;
- золото;
- предмет или человек;
- ростовщичество;
- господин;
- облако;
- солнце;
- величие;
- знание;
- богатство;
- тип человека;
- склонение весов;
- знатный человек;
- группа людей.
Так же "العين" - "аль-а'йн" - это основа, это половина даника (одна шестая дирхама), преднамеренность, направление и близость (расстояния).
Автор толкового словаря "Ас-Сыхах" - "Правильные" Аль-Джаухари Исмаиль бин Хаммад (ум. 393 г.х.) приводит ещё больше смыслов этого слова.
"العين" - "аль-а'йн" - это углубление в коленной чашке.
"العين" - "аль-а'йн" - это предмет или явление как в выражении "لقيته أول عين" - "Прежде всего я встретился с ним".
"العين" - "аль-а'йн" - это один человек как в выражении "ما بها عين" - "Там нет никого".
"العين" - "аль-а'йн" - это то, что указывает на особенность какого-либо предмета или явления.
Файрузабади (729-817 х.) в своём словаре "المحيط" - "Охватывающий" тоже приводит более пятидесяти значений этого слова.
"العين" - "аль-а'йн" - порок, недостаток.
"العين" - "аль-а'йн" - сторона, направление.
"العين" - "аль-а'йн" - растение или растения.
"العين" - "аль-а'йн" - милость.
В самом древнем словаре арабского языка, который так и называется "العين" - "аль-а'йн" Аль-Халиля бин Ахмад Аль-Фарахиди (ум. 170 г.х.) добавляется ещё несколько смыслов к вышеперечисленному.
"العين" - "аль-а'йн" - это места которые изнашиваются при наборе воды.
"العين" - "аль-а'йн" - это имущество в наличии, то есть, имеющееся при себе.
Наличие такого большого количества смыслов этого слова стало предметом гордости арабов. Шейх Бахауддин Ахмад бин Али бин Абдулькафи Ас-Субки написал целую поэму, где привёл тридцать пять смыслов этого слова. Аз-Зубайди приводит один бейт этой поэмы в своём словаре и говорит, что это произведение шейха Бахауддина. Другие учёные говорят, что это произведение его родного брата - главного кадыя Абу Мухаммада Абдульваххаба бин Наср бин Али.
هَنِيئًا قد أقرّ الله عَيْني /// فَلَا رَمت العدى أَهلِي بِعَين
وَقد وافى المبشّر لي فَأكْرم /// بِخَير ربيئة وافى وَعين
يُخَبِّرنِي بِأَن أخي أَتَاهُ /// مُنَاهُ وسَعْدُهُ من كلِّ عين
فَلَو سمح الزَّمَان لَكُنْت أُعطي /// لَهُ مَا فِيهِ من ورِقٍ وَعين
Даровал мне Аллах свет очей (аль-а'йн),
И не навредят враги сглазом (аль-а'йн) семье моей.
Отплатил мне сполна Аль-Мубашшир и облагодетельствовал
благом - отрядом исполнительным и наблюдательным (аль-а'йн).
Сообщил он мне, что пришла к брату моему
смерть его и счастье его со всех сторон (аль-а'йн).
Если было бы у меня время, то дал бы я
Ему всё серебро и злато (аль-а'йн).
В первом случае "العين" - "аль-а'йн" - это глаз; во втором - сглаз; в третьем - наблюдатель; в четвёртом - сторона; и в пятом - золото.
Также это слово означает равный, сущность, человек, всё, месторождение, место сокрытия, охранник, надсмотрщик, название животного, название города, так называется всё явное и полноценное, всё достоверное и истинное, суть чего-либо, доверие и доказательство.
Приводит Мухаммад бин Ахмад Аль-Харави Аль-Азхари (ум. 370 г.х.) в своём словаре "تهذيب اللغة" - "Упорядочение языка", что это слово также означает золотые или серебряные монеты.
Арабы говорят: "على عيني قصدت زيدًا" - "Из милосердия (аль-а'йн) направился я к Зайду".
Источник: alhakk.ru