Имам Аш-Шафии - один из четырёх имамов суннитов и основатель своего мазхаба. У известного профессора Наср Хамид Абу Зайда есть очень серьёзная книга посвящённая имаму Аш-Шафии, в которой автор говорит о толерантности имама в его методике выведения законов из священных текстов. Помимо того, что имам Аш-Шафии был одним из четырёх имамов, он был великим поэтом. Его поэзия проникнута человечностью, вечными ценностями, мудростью и размышлением. Всё это стало причиной того, что многие стихи имама Аш-Шафии стали крылатыми фразами, как например:
"И почешешься только собственным ногтем
И заботы ты лишь на себя нагружай.
Как только решишься с проблемой бороться,
Надежды свои на себя возлагай".
В другом стихе имам говорит:
"Довольно мне знаний и пользы от них,
Но нет унижения бесславней расчёта.
Набожный лишь покаяния достиг
От прегрешений, лишаясь почёта.
И птица не воспарит без помех,
И упадёт после взлёта без счёта".
В другом стихе:
"Порочим мы время - пороки все в нас.
Его упрекаем, причин не имея.
Во времени нет изъянов, но нас
Оно упрекнуло бы, речью владея".
Надо отметить, что когда имам Аш-Шафии переехал из Ирака в Египет, то изменился и его мазхаб. Этому есть объективные причины, исследуя которые становится ясно, что фетвы должны соответствовать времени и месту. Так произошло и с мазхабом Аш-Шафии. Он применял фетвы, которые соответствовали мышлению, социальному обустройству и традициям места, куда он переехал. Поэтому у имама Аш-Шафии есть старый мазхаб, который был разработан им в Ираке, и новый, разработанный в Египте.
В свое время имам Аш-Шафии был учеником имама Малика и, что вполне естественно, находился под влиянием своего наставника. Постепенно, по мере увеличения знаний и опыта, имам Аш-Шафии стал применять свою методику при вынесении религиозного решения по некоторым вопросам. Когда имам Аш-Шафии собирался в путь для переезда в Египет, он уже к этому времени изучил фикх имама Ал-Лейс бин Са'д - факиха и шейха Египта, фикх Аль-Аузаи - шейха и имама Шама. Также он обучался у двух самых известных учеников имама Малика - Ашхаб бин Абдульазиз и Абдулла бин Абдульхакам. Имам Аш-Шафии встречался с имамом Мухаммадом Аш-Шайбани - учеником имама Абу Ханифы и, как передаёт сам имам Аш-Шафии, записал от него столько знаний, сколько может унести верблюд. С таким огромным багажом знаний имам Аш-Шафии перебрался в Египет.
Таким образом, имам Аш-Шафии сформировал два мазхаба: один мазхаб в Ираке, который называется "старый мазхаб". Этот мазхаб переняли ученики имама Аш-Шафии, а он написал книги по этому мазхабу. Впоследствии, когда он переезжал в Египет, его путь пролегал через Почтенную Мекку, где он встретился с некоторыми учёными и хадисоведами и вынес новые фетвы, эти фетвы стали основой «нового мазхаба» Аш-Шафии.
Некоторые исследователи считают, что "новый" мазхаб имама сформировался ещё в Ираке, незадолго до отъезда в Мекку. Другие утверждают, что незадолго до отъезда из Мекки. Но достоверно известно, что он документально изложил "новый" мазхаб и написал по нему книги в Египте.
Имам Аш-Шафии подробно изложил основы своего мазхаба и условия, которых он придерживался в своём иджтихаде, в своём знаменитом труде по основам фикха "Ар-Рисаля". В этой книге он связал основы с практикой и поэтому эта книга считается больше практической, чем теоретической.
Дамир-хазрат Нафиков.
Источник: alhakk.ru