Общее описание.
Хариджиты (от араб. «хаваридж» — выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман (суннитов). Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом ‘Али ибн Аби-Талибом и Му‘авией.
Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии ‘Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Му‘авией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города.
Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф ‘Али, ранен Му‘авия) и мятежи как способ достижения своих целей.
Со временем хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением. В настоящее время существуют в небольшом количестве (главным образом в Омане, где ибадиты составляют большинство населения).
Первыми предводителями хариджитов являются «мухаккимы», которые выступили против повелителя правоверных ‘Али, когда он принял решение назначить двух судей для урегулирования конфликта и обсуждения условий мирного соглашения с Му‘авией. Хариджиты собрались в местности Харура (точнее Хураура) вблизи города Куфа и их руководителями были ‘Абдаллах ибн аль-Каува аль-Йашкури ат-Тамими, ‘Итаб ибн аль-А’ур, ‘Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Йазид ибн Абу-‘Асым аль-Мухариби и Харкус ибн Зухайр, известный по прозвищу Зу ас-Садиййа.
Среди них также находился ‘Абдар-Рахман ибн Мульджам, который впоследствии убил ‘Али, когда тот совершал утреннюю молитву. Это был человек, которого в свое время хвалил сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Имам аз-Захаби в “аль-Мизан” рассказывал о нем: “Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо он убил повелителя правоверных ‘Али ибн Аби-Талиба, желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!”.
Главой иракских хариджитов был Нафи‘ ибн аль-Азрак, а самыми свирепыми в своем мятеже против ‘Али были хариджиты Йамамы, во главе которых стояли Наджда ибн ‘Амир, аль-Аш‘ас ибн аль-Кайс, Мисар ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайн ат-Таи.
Религиозные взгляды хариджитов совпадают со многими взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу-Бакра и ‘Умар ибн Хаттаба, не признавая ‘Усмана, ‘Али и всех остальных (Омейядов, Аббасидов и др.).
Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шуры). Проповедовали также идею множественности халифов.
Выработали представления о малом и большом грехе. Обычно они не различают между малыми и большими грехами. По их мнению, мусульманин, совершивший грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному, которого как вероотступника убивают.
Они отличались от общей массы мусульман особым рвением к выполнению предписаний и рекомендаций ислама, буквальным пониманием текстов Корана и хадисов. Внешне выглядели очень набожными и богобоязненными людьми, вели аскетический образ жизни, скромно и бедно одевались, очень много молились, постились и читали Коран. Многие из них были хафизами (знали наиузусть Коран). Но при этом прославились своими убийствами сподвижников Пророка, и вообще женщин и детей, в случае с азракитами. Правители ислама, начиная с халифа ‘Али, вели против них военные действия, так как они наносили вред исламской умме.
Существуют пророческие хадисы о хариджитах. Главным образом, они цитируются в шести известных сборниках достоверных хадисов. В большинстве своём эти хадисы были собраны в следующих книгах «Мисбахаль-анам ва джаля аз-залям фи радд шубах аль-бид‘и аль-наджди аль-ляти адалля биха аль-‘аввам» [«Светоч человечества и освещение темноты относительно опровержения ошибок новатора из Неджда, которыми он ввел в заблуждение массы людей»] аль-‘Аляви ибн Ахмад аль-Хаддада и «Хулясат аль-калям фи байан ‘умара’ аль-биляд аль-харам» [«Изложение речи, касающейся амиров (лидеров) священных земель»] (история ваххабитской смуты в Неджде и Хиджазе) Ахмада ибн Зайни ад-Дахляна (ум. 1304/1886), муфтия Мекки и Шайх аль-Исляма Хиджаза в Оттоманском государстве, написанные их авторами как опровержение ваххабизму. Эти авторы посчитали своих современников, последователей призыва имама Ибн-Абдальваххаба, хариджитами, о которых предсказывал Пророк Мухаммад. Ученые обратили внимание на то, что ваххабиты выступили против власти османского халифата и убивали мусульман, которых считали неверными.
Ибадиты.
Ибадиты (ибадыййа) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Течение ибадитов возникло в VII веке в Ираке, получило название по имени ‘Абдаллаха ибн Ибада, сформулировавшего взгляды ибадитов.
Ибадиты вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X веков). В современном мире ибадиты составляют большую часть населения Омана и имеют общины в Алжире, Тунисе, Ливии и на острове Занзибар.
Шейх Са‘ид Фуда, перечислил следующие основные различия между Ахлю-с-Сунна (аш‘аритами и матуридитами) и ибадитами:
1) Ибадиты отрицают возможность видения Аллаха в будущей жизни, тогда как аш‘ариты утверждают, что «руъйа» (видение) Всевышнего в будущей жизни возможно.
2) Ибадиты утверждают, что Коран, Речь Всевышнего Аллаха, сотворен, в то время как аш‘ариты отличают Коран, находящийся у нас в руках (состоящий из бумаги, чернил и выведенных чернилами букв), который является сотворенным, от извечного, являющегося несотворенным сыфатом Аллаха, т.е. Речью (аль-Калям ан-нафси).
3) Ибадиты считают, что человек, совершивший большой грех (аль-кябира), если не принесет покаяние, будет навечно ввергнут в Огонь. А аш‘ариты оставляют это дело на Волю Аллаха: если Всевышний пожелает его наказания, то он будет наказан, если пожелает его прощения, то он будет прощен. Однако даже если этот человек будет помещен в Ад, то через какое-то время он может быть выведен из него благодаря наличию в нем веры (имана).
Ибадиты сохранились до наших дней по причине своей умеренности, в то время как остальные хариджиты исчезли. Ибадиты своих оппонентов из числа мусульман считают мусульманами и даже называют их земли термином «дар ат-таухид». То есть они
в их глазах не являются многобожниками (мушрикун), но и верующими (муминун) тоже не являются. Ибадиты называют остальных мусульман термином «куффар ан-ни‘ма» (неверующие в благо Аллаха), то есть не считают их обычными неверными (куффар аль-милля).
Сегодня говорят о т.н. неохариджитах. Некоторые суннитские богословы считают, что хадисы о хариджитах — пророчество о позднем ваххабитском течении ислама. Это заметно на примере крайних ваххабитов, которые действительно также, как хариджиты, убивают мусульман. История свидетельствует и о крайности первых ваххабитов. Видный ханафитский учёный Ибн-‘Абидин (1784-1836) сказал: «Название «хариджиты» применяется к тем, кто отделяется от мусульман и объявляет их неверующими, как это было в наше время с последователями Ибн-‘Абдальваххаба, который пришёл из Неджда (на востоке арабского полуострова) и напал на два благородных святилища (Мекку и Медину). Они (ваххабиты) утверждали, что следуют ханбалитской школе, но их вера, по их мнению, была такова, что только они являются мусульманами, а все остальные это мушрики (политеисты). Под этой маской они сказали, что разрешается убивать людей из ахль ас-сунна и их учёных, пока Аллах Великий не уничтожил их в 1233 х. (1818 г.) руками мусульманской армии».
Другие богословы, особенно из числа приверженцев ваххабизма или его умеренных форм, термином «хариджиты» называют радикалов и экстремистов из числа последователей «Братьев-мусульман», а также последователей организации «Джама‘ат ат-такфир валь-хиджра» или в общем такфиритов, или тех, кто себя называет саляфитами-джихадистами. Современные же ибадиты практически не похожи на своих предшественников, их с трудом можно назвать хариджитами, если только в плане некоторых теологических вопросов. Сами они себя с хариджитами не ассоциируют и мирно уживаются с суннитами, вступая с ними в браки, допуская наследование с ними и признавая их свидетельство в суде
Д.А. Шагавиев, «Исламские течения и группы», Казань, 2016
Источник: alhakk