Ислам – это религиозная система, призванная облегчить жизнь человека. Ислам дает облегчения определенным категориям людей в исполнении их религиозных обязательств.
Всевышний Аллах повелел в своем великом писании соблюдать пост в месяц рамадан. В тоже время Всевышний Аллах выделил, несколько категорий людей для которых предусмотрены определенные льготы в исполнении данного религиозного обязательства. Так согласно шариату, путники, больные, женщины у которых менструальный цикл, женщины у которых послеродовые кровотечения, кормящие грудью женщины и беременные, имеют право прерывать свой пост на период пока не уйдет причина, по которой им даны послабления. Всем вышеперечисленным группам людей повелевается восполнить, пропущенные дни поста после того как уйдет причина его оставления, а что касается немощных стариков, то для них предусмотрена выплата милостыни под названием «фидия».
Слово фидия имеет несколько значений. Первое – это выкуп пленника, второе – искупление, то есть определенная мера, назначаемая Аллахом за невыполнение Его повеления. В таком значении слово «фидия» использовано в 184 аяте суры «Корова»: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление (фидия) накормить бедняка». Третьим значением этого слова является понятие «возмещение».
В шариате под этим словом подразумевается замена милостыней выполнение обязательства мукалляфа, которое он не в состоянии выполнить.[1]
Слово «саум» в арабском языке означает воздержание от чего-либо. В шариатском понимании это слово означает поклонение мукалляфа (совершеннолетнего, разумного мусульманина) Аллаху, путем отказа от приема пищи, питья и других действий, предусмотренных шариатом с появлением второй утренней зари и до захода солнца, имея при этом соответствующее намерение.[2]
Кто должен выплачивать фидию?
Ученые-правоведы сходятся во мнении относительно того, что фидию должны выплачивать две категории людей.
Первыми в эту категорию включены старые люди, для которых пост является очень обременительным действием. По мнению ученых, в случае если такой человек из-за своего преклонного возраста не может поститься, шариат освобождает его от этого обязательства. Согласно мнению большинства ученых ханафитского, шафиитского и ханбалитского толков, такому человеку за каждый пропущенный день поста является обязательным (ваджиб) выплата фидии. Маликиты считают выплату этого вида милостыни рекомендуемым действием (мандуб). Свое мнение они подкрепляют 78 аятом суры «Хадж», где в частности сказано: …и не сделал (Аллах) для вас никакого затруднения в религии…
Выплата фидии обязательна также тем, кто не в состоянии поститься и возмещать пост по болезни, так как соблюдение поста может привести к ухудшению состояния больного. Постановление шариата относительно таких людей подобно постановлению относительно стариков. Такие люди имеют право оставить пост и за каждый оставленный день поста они обязаны выплачивать фидию.[3]
Ученые некоторых мазхабов считают, что фидию должны платить также беременные и кормящие грудью женщины в случае если они не соблюдают пост из-за боязни того, что его соблюдение может принести вред здоровью ребенка. По мнению шафиитских и ханбалитских ученых таким женщинам нужно восполнить пропущенные дни поста и к тому же за каждый пропущенный день они должны кормить одного бедняка. В своих суждениях они также опираются на 184 аят суры «Корова».
Ученые – ханафиты, а также такие известные факихи, как Ата бин Абу Рабах, аль-Хасан, Саид бин Джабир, аз-Зухри, ад-Дихак, аль-Аузаи, ас-Саури и некоторые шафиитские ученые считают, что кормящие грудью и беременные женщины, оставившие пост на период кормления или беременности не обязаны выплачивать фидию, но для них это является желательным действием (мустахаб).
Маликитские ученые, законовед аль-Лайс бин Саад и некоторые шафииты делают различие между кормящей грудью женщиной и беременной. По их мнению, беременной женщине необходимо возместить все пропущенные дни поста без уплаты фидии. Кормящая грудью обязана восполнить пропущенные дни поста и за каждый пропущенный день выплатить фидию, так как кормящая может обеспечить молоком своего ребенка из другого источника, а плод беременной женщины находится внутри нее, что делает его частью женщины и поэтому страх за плод внутри утробы подобен страху за какой-либо из своих органов или части тела. Положение беременной подобно положению больного человека. В случае с кормящей грудью женщиной подобную аналогию провести невозможно, поэтому наряду с возмещением поста для нее также предусмотрена выплата фидии.
Размер фидии
По мнению ученых маликитского и шафиитского мазхабов, за каждый пропущенный день поста человек должен выплатить один мудд зерна (согласно мазхабу имама аш-Шафии один мудд равен 544 гр. зерна). Этого мнения придерживались такие ученые как Саид бин Джабир, ас-Саури, аль-Аузаи. По мнению ханафитов, размер фидии за один пропущенный день поста составляет 1 са (4 мудда по мнению Абу Ханифы) фиников, или 1 са ячменя или половина са пшеницы. Ханбалиты считают, что минимальным размером для выплаты фидии стоит считать 1 мудд ячменя, или половину са фиников, или половину са пшеницы (Хисамуддин Афана, «Разница между фидией и каффаратом»).
Согласно ханафитскому мазхабу, фидию можно выплачивать в денежном эквиваленте, равному стоимости, вышеуказанных продуктов.
Разница между фидией и искупительными действиями (каффарат) за пропущенный пост
Фидия выплачивается старыми и немощными людьми, не имеющими по состоянию здоровья возможности соблюдать пост и восполнять пропущенные дни поста. Фидия должна выплачиваться за каждый пропущенный день поста в виде, определенной шариатом продукции или в денежном эквиваленте беднякам и нуждающимся.
Часть ученых считает, что фидию должны также выплачивать, оставляющие соблюдение поста беременные и кормящие грудью женщины. Ханафиты не считают выплату ими фидии обязательной, а говорят лишь о необходимости восполнения пропущенных дней поста.
Об искупительных действиях за нарушенный пост говорится в хадисе Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «(Однажды,) когда мы сидели вместе с Пророком к нему пришёл какой-то человек и воскликнул: “О Посланник Аллаха, я погиб!”. (Пророк ) спросил: “Что с тобой (случилось)?”. Он сказал: “Я переспал с женой во время поста (в дневное время)”. Посланник Аллаха спросил: “Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?”. Он сказал: “Нет”. (Пророк ) спросил: “А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?”. Он сказал: “Нет”. (Пророк ) спросил: “А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?”. Он сказал: “Нет”». (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах), сказал: «(После этого) Пророк (некоторое время хранил молчание), и, пока мы находились в подобном положении, Пророку принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил: “Где (человек,) который задал вопрос?”. Он отозвался: “Я (здесь)”. (Тогда Пророк ) сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Этот человек сказал: “(Должен ли я раздать это) тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей!”. Тогда Пророк стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: “Накорми ими (членов) своей семьи”» (аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса’и). 10
Согласно шариату, человек, нарушивший пост преднамеренно и без причины обязан освободить одного раба, если нет такой возможности, тогда он должен поститься в течение 60 дней, причем искупительный пост должен соблюдаться непрерывно на протяжении всего указанного периода если нет уважительной причины прерывать его. Прерывание возможно в случае болезни или других случаях, предусмотренных шариатом. Если человек не сможет соблюдать искупительный пост, тогда он должен накормить 60 бедняков.
Вышеуказанные искупительные действия обязан выполнить человек, нарушивший пост без причины и преднамеренно путем приема пищи, воды или совершения полноценного совокупления. Некоторые ученые считают, что это положение действует только относительно людей, совершивших полноценное совокупление.
[1] Министерство вакуфов и исламских дел – эль-Кувейт (1427 х.), Кувейтский правовой справочник (издание первое), Египет: Издательский дом «Дар ас-Сафва, стр., 65, часть 32
[2] Доктор Саид бин Али бин Вахф аль-Кухтани, Достоинства поста и намаза таравих – понятие, пользы, достоинства и особенности, Саудовская Аравия: Издательство «Сафир», стр. 5-6
[3] Абу Малик Камаль бин ас-Сайид Салим (2003), «Подлинный фикх пречистой сунны, его доказательства и разъяснение правовых школ имамов», Египет: аль-Мактаба ат-тауфикыййа, стр. 124-125, том 2