С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Сура "Воскресение":
«В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя. Но человек будет свидетельствовать против самого себя, даже если он будет оправдываться» (13-15).
«В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя». В День Суда человеку сообщат о совершенных им деяниях, а также о деяниях, которые он откладывал и не смог совершить по причине ухода из жизни. Ему сообщат о деяниях, которые послужили благим или дурным примером для последующих поколений. Ему сообщат о его имуществе, которое он накапливал, тратил, жертвовал и расходовал. Ему сообщать о всем том, что он совершал и о том, что намеревался совершить, но не сделал.
«... Но человек будет свидетельствовать против самого себя, даже если он будет оправдываться». В тот день человек сам будет свидетельствовать о своих деяниях и сможет определить свой исход. Всевышний Аллах изрёк в суре «Разъяснены»: «Когда дойдут они до Ада и будут свидетельствовать против них их же слух, зрение и кожа о сотворённом ими. И вопросят они: «Почему вы свидетельствуете против нас?». Ответят им: «Заставил нас заговорить Аллах, который властен над любой вещью, Он сотворил вас изначально, и к Нему вы возвратитесь» (20 аят). Оправдания человека и его извинения не будут приняты. Напротив, тем самым он лишь подтвердит содеянное и сознается в этом. Поэтому Всевышний сказал: «Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (17:14). Даже если раб попытается отрицать содеянное или оправдаться, его отрицание и оправдания не принесут ему никакой пользы, поскольку его слух, взор и все части тела будут свидетельствовать против него, рассказывая обо всем, что он совершил. Время для покаяния уже пройдет, и от него не будет никакого прока. Поэтому Аллах сказал: «В тот день беззаконникам не принесут пользы их извинения (или оправдания), и от них не потребуют покаяния» (30:57).
Сказал факих Абу Ал-Ляйс: «В День Суда приведут четырёх людей и каждый из них будет оправдываться, но ни у одного из них оправдания приняты не будут. Первый из них - богач он будет оправдываться, сетуя: «Я был богат и был занят, управляя своим богатством и поэтому не мог поклоняться Тебе». Всевышний Аллах упрекнёт его, сказав: «Воистину, Сулейман владел всем, от Востока до Запада и не ослушался своего Господа, а потому твоё оправдание не принимается». Этого человека ввергнут в Ад. Второй – бедняк, он будет оправдываться своей бедностью и скажет: «О, Господь! Нужда моя не давала мне поклоняться Тебе», тогда ответит ему Всевышний Аллах: «Кто беднее, ты или Иса (мир ему) ?! Нужда Исы не мешала ему поклоняться Мне». Третий – раб, он будет оправдываться служением своему хозяину, тогда приведут ему в пример Юсуфа (мир ему). Раб скажет: «О, Господь! Я был рабом и рабство мешало мне поклоняться Тебе». Всевышний Аллах ответит ему: «Воистину, Юсуфу рабство не мешало поклоняться Мне». Четвёртый – больной, он будет оправдываться своей болезнью, тогда приведут ему в пример Аюба (мир ему)». Больной скажет: «О, Господь! Болезнь не давала мне поклоняться Тебе». Всевышний Аллах скажет ему: «Чья болезнь была страшнее, твоя болезнь или Аюба (мир ему) ?! Его болезнь не мешала ему поклоняться Мне». Из книги «Пробуждение пренебрегающих».