Алишина Ханиса Чавдатовна доктор филологических наук, профессор,
Тюменский государственный университет, Тюмень
Сегодня в Тюменском регионе проживают представители более 150
этносов, действуют 113 национальных общественных объединений, 211
религиозных организаций. Тема ислама занимает особое место в духовной
жизни многонациональной и многоконфессиональной Тюменской области. Не
случайно областным правительством издано постановление "Об утверждении
государственной программы Тюменской области "Основные направления
деятельности по реализации государственной политики в сферах
национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических
отношений и профилактике экстремистских проявлений" до 2020 г.
В Тюменской области насчитывается около 150 татарских населенных
пунктов, имеется более 50 средних, основных и начальных школ с
этнокультурным компонентом, действуют зарегистрированные мусульманские
общины (более 80), построены новые и реставрируются старые мечети.
Количество мусульманских религиозных организаций в Ямало-Ненецком
автономном округе – около 20, в ХМАО зарегистрировано более 25 общин.
Известно, в распространении ислама большую роль сыграли духовные
миссии из государств Средней Азии (1394-1572). Иными словами, ислам был
принесен на берега Тобола и Иртыша бухарцами. Бухарцами в Сибири условно
называли переселенцев из Бухарского ханства, феодального государства
Средней Азии, в котором правили эмиры из династии Мангыт. Наибольшего
влияния и расширения территории Бухарское ханство достигло в 1557-98 гг.
при Абдулле хане II. «Начало поселению бухарцев в Сибири было положено
приездом их с Кучумом и Али-Гиреем. Позднее, уже после подчинения Сибири
русскими, бухарцы также продолжали переселяться в Сибирь» [Трофимова
1947]. Довольно значительная по численности группа бухарцев давно утратила
свой язык и обычаи, смешавшись с местным татарским населением и передав
ему лишь некоторые особенности языка и отдельные детали быта.
Сибирские бухарцы были приписаны к крупным городам Сибири –
Томску, Таре, Тобольску, Тюмени. Так, например, Тобольская бухарская
волость насчитывала в своем составе 11 населенных пунктов, Тарская
бухарская волость – 24 населенных пункта. Бухарская волость в Тюмени
состояла из 8 селений (Ембаево, Тураево, Акияры, Каскара, Казарово, Якуши,
юрты Матияровские, юрты Новые) и существовала до 1923 г.
Как видим, самой многочисленной группой была тарская. Часть тарских
бухарцев в 1908 г. эмигрировала в Турцию. «Бухарцы в течение нескольких
столетий поддерживали экономические, культурные, семейно-родственные
контакты с сибирскими татарами и были ассимилированы последними, однако
всегда помнили свое среднеазиатское «узбекское» происхождение, - писал Ф.Т.
Валеев в 1992 г. Из аулов Аубаткан, Еланлы, Каракуль, Уленкуль, Царналы,
Утлыкуль и других Бухарской волости Тарского округа Тобольской губернии
бухарцы в количестве 371 человек уехали и поселились «на выделенной им
турецким правительством земле» в с. Бюгределик в вилайете Конья.
Большую роль в переезде жителей Тарской бухарской волости в Турцию
сыграл Абдрашит-хазрат Ибрагимов.
Абдрашит Гумерович Ибрагимов родился 23 апреля 1857 г. в Тарском
уезде Тобольской губернии. Его предки по языку и происхождению были
тюрки. Полное имя - Габдеррашит бин Гумер бин Ибрагим бин Габдеррашид
бин Габдеррахим. Абдрашит Ибрагимов относил себя к татарам. Отец
Абдрашита принадлежал к бухарскому сословию. Между татарами и
бухарцами заключались браки и складывались родственные отношения.
Состоятельные бухарцы женили своих сыновей на татарках, казашках,
башкирках. Среди бухарцев были и земледельцы, кожевники, ткачи, строители,
но основным их занятием была торговля. Были и крупные торговцы,
занимавшиеся как внутренней, так и внешней торговлей. На базарах и ярмарках
в Тобольске, Тюмени, Таре, Омске, Ирбите продавали живой скот, шкуры,
мясо, говяжье, баранье, конское сало, жир, шерсть, др. Насколько старательно и
прилежно вели торговлю, настолько строго соблюдали предписания и каноны
ислама. Бухарцы считали своим долгом и обязанностью заботиться об
укреплении ислама в Сибири. В одной руке у них был товар, в другой – книга.
С середины XYIII до первой половины XIX в. татары участвовали в
налаживании торговых отношений с Востоком. На юго-восточной окраине
России они выступали ключевым градообразующим элементом. Так возникли
исламские анклавы и мечети в городах Сибири. В России с 1744 г. было
официально разрешено строительство мечетей. Дед Рашита, Абдрашит баба,
избранный ахуном г. Тары, приложил немало сил и энергии к тому, чтобы в
Таре появилась каменная мечеть. Каменные мечети возводилась людьми
состоятельными, заинтересованными в том, чтобы пожертвованный на
богоугодное дело капитал и спустя столетия служил единоверцам. Таковы
знаменитые мечети в Ембаево, в Тобольске, в д. Тоболтуры Тобольского района
Тюменской области. С момента постройки мечеть получает статус
неприкосновенности и поступает под государственную опеку, которая
сводилась к полицейскому контролю. По мнению доктора исторических наук
И.К. Загидуллина, первые официально разрешенные властями каменные мечети
были построены в 1768 г. в Касимове, в 1771 г. в Казани. В 1790 г. Абдрашит
баба посетил Ирбитскую ярмарку, вернулся оттуда с добровольными
пожертвованиями от купцов-мусульман. В 1793 г. каменная мечеть в г. Тара
была возведена силами Саид баба из с. Аялы и Абдрашит баба. После кончины
отца дела в мечети стал вести его сын Ибрагим бай, от имени которого
произошла фамилия Ибрагимов. Ибрагим бай был занят торговыми делами, но
находил время для занятий в мечети и медресе, преподавал основы
поэтического искусства. В 1823 г. он произвел ремонт мечети, сделал железную
кровлю, лично покрасил ее в зеленый цвет. Отец матери Абдрашита
Ибрагимова, которого звали Ибрагим, был башкирского происхождения. Его из
с. Альменево Челябинского уезда пригласили в Тару исполнять должность
муллы. Мама, Гафифа бине Ибрагим бине Жагъфар, от природы наделенная
талантом педагога, учительствовала почти 40 лет. Многие женщины в Таре
были ее ученицами. Начальное образование Абдрашит получил от учителя по
имени Зейналбашир. В десятилетнем возрасте любознательного и способного
мальчугана отправили учиться в родное село матери Альменево. В возрасте 17
лет юноша остался круглым сиротой. Он едет в Тюмень и зарабатывает на
жизнь физическим трудом, в то же время продолжает обучение в тюменском
медресе Яна авыл (Парфеново). Далее получает образование в медресе с.
Кышкар современного Арского района Татарстана. В летний период вместе с
другими шакирдами отправляется в казахские степи, занимается учительским
ремеслом. Заработав немного денег, возвращается в родные края.
Тяга к знаниям и стремление к неизведанному позволяет юноше попасть в
Саудовскую Аравию. В 1877 г., минуя Стамбул, добирается до Хиджаза, далее
в г. Медина. В течение четырех лет он усердно учится, изучает основы ислама,
общается с учеными, мыслителями разных стран, совершающими хадж. Этот
период был посвящен углублению знаний, полученных в Сибири и в Поволжье.
В 1881 г. снова едет в Стамбул, знакомится с передовыми представителями
турецкого общества. В эти годы он начинает понимать, что необходимо
изменить методику преподавания, в учебные программы следует ввести
светские дисциплины. С большими планами возвращается домой. С 1885 по
1892 гг. занимает должности имама и мударриса. Знакомится с передовыми
деятелями своего времени, такими, как Шигабутдин Маржани, Каюм Насыри,
Ризаэтдин Фахретдин.
Рашит хэзрэт с 1892 по 1895 гг. трудится в должности казыя (мировой
судья) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. В 1894 г. он вновь
едет в Стамбул, пишет книгу "Чулпан йолдызы" (Утренняя звезда), в которой
анализирует современное национальное и политическое положение и состояние
мусульман России, говорит о перспективах. Галимджан Ибрагимов, прочитав
книгу, дал ей свою оценку: "Это первая книга первых татарских эмигрантов.
Она быстро была напечатана в 1895 г. и быстро распространена. Эту книгу
читали, передавая из рук в руки, из уст в уста, дабы не слышала полиция,
вплоть до революции 1905 г."
В 1896 г. Р.Г. Ибрагимов возвращается в Тару. В 1897-1900 гг. совершает
путешествие из Стамбула в Египет, Палестину и Хиджаз, затем во Францию,
Италию, Австрию, Сербию, Болгарию. Через юг России на Кавказ, вдоль
Каспийского побережья в Бухару, Туркестан, область Семиречья. Сибирским
караванным путем вновь возвращается в Тару. В 1899 г. прибывает в
Петербург с намерением издавать татарскую газету. Не получив на это
разрешения, Р.Г. Ибрагимов начинает печатать альманах "Миръат" (Зеркало).
Этот альманах был настольной книгой молодежи вплоть до 1905 г. (всего
вышло в свет 22 номера).
После событий Первой русской революции 1905 г. А.Г. Ибрагимов
открывает в Петербурге собственную типографию. В 1905-07 гг. он издает и
редактирует татарскую газету "Ульфат" (Дружба), а на арабском языке - журнал
"Ат-Тилмиз" (Студент). Газета "Ульфат" быстро завоевывает популярность, ее
тиражи достигают рекордного количества 4000 экземпляров. Но жизнь газеты
оказалась недолгой - через полтора года по решению властей ее издание было
приостановлено. Вскоре такая же участь постигла и "Ат-Тилмиз". Правда,
после "Ульфат"а вышло два номера газеты "Нажжат", но и она вскоре была
закрыта. В эти годы А.Г. Ибрагимов публикует свое программное произведение
"Автономия". "Это произведение написано на самую актуальную проблему.
Ибрагимов первый поднял тему федерализма и сумел изложить ее письменно.
Но в тех условиях автора никто не понял. Ничего кроме насмешек книга не
могла вызвать", - писал его современник Гатаулла Исхаки.
А.Г. Ибрагимов много сил отдает объединению соотечественников на
волне революции 1905 г. Он один из организаторов Всероссийских съездов
мусульман в 1906-07 гг. В русской партии кадетов выполняет роль
представителя тюркских народов, организует партию "Иттифак аль-муслимин",
избирается руководителем партии. В 1907 году газеты и журналы закрылись,
Ибрагимов был вынужден продать типографию и отправиться снова в
путешествие. Вначале он едет в Восточный Туркестан, Самарканд, Бухару,
Семиречье, оттуда вновь на родину. Через некоторое время увозит семью в
Казань. В сентябре 1908 г. Абдрашит-хазрат отправляется в самое знаменитое
своѐ путешествие и описывает все, что видит в пути. Таким образом на свет
появляются книга "Исламият дөньясы" или "Дәүре галәм". Это произведение
печатается одновременно на двух языках в двух газетах - в Казани "Баянел-
хак", в Стамбуле "Сираты Мостакыйм". Благодаря этой книге А.Г. Ибрагимов
прославился как талантливый публицист, мастерски владеющий пером. Он стал
известен не только в Сибири и в Турции, но и во всем мусульманском мире.
Путешествие в Японию заняло приблизительно полгода. Эта страна
заинтересовала Ибрагимова своим быстрым экономическим развитием. Здесь
он не встречает противодействия исламу и старается распространить знания о
тюркских народах, об их вере. Под влиянием его миссионерской деятельности
некоторые японцы приняли ислам. Просветитель основывает здесь общество
"Азия гекай" или "Сила, способная сохранить Азию", руководителем назначает
известного японского дипломата Охару, который принял имя Абубакир. В
Турции Ибрагимов становится членом движения "Младотурки". Несмотря на
возраст, едет на фронт в Африку и на Балканы, чтобы оказать моральную
помощь молодым воинам-туркам. Когда началась I мировая война, добивается
освобождения многих военнопленных-мусульман, содержавшихся в Австро-
Германии. В 60-десятилетнем возрасте Абдрашит-хазрат из Стамбула
отправляется на конференцию в Стокгольм, на которой должны были
рассмотреть вопросы прекращения войны. По неизвестным причинам
конференция откладывается. После начала Великой Октябрьской революции
Ибрагимов вновь возвращается на родину. По воспоминаниям нашего земляка,
работавшего главным архитектором Ташкента, доктора архитектуры Мидхата
Булатова, А.Г. Ибрагимов организует в Тобольске и других городах митинги,
выступает с речами перед татарским населением, призывая сбросить оковы
колониализма.
С 1921 г. Абдрашит Ибрагимов находится в эмиграции. При жизни нашего
земляка о нем было написано две статьи. В 1920 г. в учебник "Әдәбият юллары"
была включена статья Гатауллы Исхаки "Габдеррашид хазрат Ибрагимов". В
1922 г. вышла статья Галимджана Ибрагимова ((1887-1938) "Тарихи
кыңгыравык өзелде". Интересна история этой заметки. В мировой печати того
времени распространилась весть о смерти Ибрагимова, которая дошла и до
Казани. Так, в февральском номере (№ 46, 1922) газеты "Татарстан хәбәрләре"
промелькнула информация о смерти буржуазного журналиста Р. Ибрагимова и
поэта Вакифа Жалаля на вокзале Ташкента. А в это время живой и невредимый
Абдрашит Ибрагимов пересекает китайскую границу и переходит в Восточный
Туркестан. Через некоторое время вновь совершает паломничество.
С 1933 г. жизнь Абдрашита Ибрагимова навсегда связана с Японией. Он
добирается до Японии. Здесь восстанавливает организацию "Азия гекай",
которая сохранилась до наших дней. Абдрашит хазрат был близко знаком с
женой будущего императора Японии Хирокито императрицей Нагако, был
приближен к императорской семье. Интересная деталь – учительницей Нагако
была татарская женщина по имени Алтынчэч. Старания "императора ислама"
не прошли даром. Он признан мусульманами Индии, Малайзии, Индонезии.
Последние годы жизни Ибрагимов целиком посвятил служению исламу,
исполнял должность имама, воспитывал шакирдов, способных продолжить его
дело. Ушел из жизни 31 августа 1944 г., похоронен в Токио.
Как мы уже сказали, Абдрашит Ибрагимов оказал большое влияние на
своих земляков, волею судьбы оказавшихся в с. Бюгределик. Сам Ибрагимов
проживал со своей семьей в этом селе с 1925 по 1933 гг. Его стараниями в 1926
г. здесь была открыта начальная школа, а мечеть была построена еще в 1912 г.
В этом селе побывала съемочная группа тюменского телевидения ГТРК
«Регион-Тюмень» и сняла телефильм «Кантуган» (Кровная родня), который
впервые был продемонстрирован в 1996 г. на телефестивале «Белые пятна
истории Сибири». Всемирный конгресс татар наладил контакты с сибирскими
татарами, проживающими в Турции. В 2007 г. был отмечен столетний юбилей
с. Бюгределик, организована международная научно-практическая
конференция с участием ученых Японии, Германии, России, посажены деревья,
разбит парк, названный именем Абдрашита Ибрагимова. Сегодня в с.
Бюгределик проживает около 300 человек, многие работают в странах Европы,
на лето возвращаются в родные края, соблюдая традиции предков.
Член Союза писателей РТ, известная общественная деятельница Ф.А.
Байрамова собрала богатый полевой материал, записав из уст старожилов
рассказы о переселении на чужбину ради веры, образцы устного народного
творчества – длинные и короткие лирические песни, баиты и т.д. Часть этих
материалов увидела свет в 6,7,8 номерах еженедельной казанской газеты
«Мэдэни жомга» в начале 2016 года.
Источники
1. Габдерәшит Ибраhимов. Тәрҗемәи хәлем. Китапны нәшер итү өчен Ф.В.
Ахметова-Урманче әзерләде. Казан: "Иман" нәшрияты, 2001. 136 б.
2. Габдерәшит Ибраhимов. Дәуре галәм (Дөнья тирәли). Китапны нәшер итү
өчен Ф.В. Ахметова-Урманче әзерләде. Казан: "Иман" нәшрияты, 2001. 132 б.
3. Габдерәшит Ибраhимов. Дәуре галәм. Китапны нәшер итү өчен Ф.В.
Ахметова-Урманче әзерләде. Мөхәррир Б.Агишев. Нәшер итү өчен җаваплы
Р.Тимиров. Төмән: изд-во «Искер», 2007. 176 с.
Литература
4. Алишина Х.Ч. Исторический ономастикон сибирских татар. Тюмень,
2016.
5. Алишина Х.Ч. Этнические и языковые данные о происхождении
сибирских татар // Сибирские татары: история и современность. Материалы
научно-практической конференции. Тобольск: Изд-во ТГИАМЗ, 1990.
6. Бәйрәмова Фәүзия. Себер иленә сәяхәт. Габдрәшит Ибраhимов укыган
авылда // Казан утлары. - 2008. - № 9. - 169-173 бб.
7. Бәйрәмова Фәүзия. Габдрәшит Ибраhимов һәм Тукай // Мэдэни жомга. -
2015. - № 13, 14. – 10, 17 апрель.
8. Бәйрәмова Фәүзия. h ижрэт // Мэдэни жомга. - 2016. - № 6, 7, 8. – 19, 26
февраль, 4 март.
9. Галимуллин Ф. Ислам императоры - Рәшит казый // Казан утлары. - 2000.
- № 3.
10. Госманов М. Котсыз еллар кайтавазы // Казан утлары. - 1994. - № 5.
11. Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: мечети в
европейской части России и Сибири. Казань: Татарское книжное издательство,
2007. 416 с.
12. Исхакова С.М. К характеристике лексики сибирских узбеков
(«бухарцев»). Материалы собраны в Большереченском и Тобольском районах //
Общественные науки в Узбекистане. - 1969. - № 7.
13. Томилов Н.А. Лингвистическая классификация и этническая
дифференциация тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины //
Ареальные исследования в языкознании и этнографии: (язык и этнос). - Л. -
1983.
14. Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского
Приобья. - Томск. - 1983.
15. Томилов Н.А. Сибирские татары - кто они? // От Урала до Енисея. -
Томск: изд-во ТомГУ. - 1995.
16. Томилов Н.А. Сибирские татары в системе историко-культурных
общностей (19 - нач. 20 вв.) // Сибирские татары. Материалы 1 Сибирского
симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». - Тобольск. -
1998.
17. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно -
Сибирской равнины в конце ХYI-начале ХХ в. Дис. ... д-ра ист. наук.- Омск. -
1981.
18. Томилов Н.А. Этнолингвистическая классификация и этнокультурная
дифференциация сибирских татар // Ареальные исследования в языкознании и
этнографии. - Л.: Наука. - 1978.
19. Трофимова Т.А. Тобольские и барабинские татары // Тр. инст. этнографии
им. Н.Н. Миклухо - Маклая. - Новая серия. - 1947.
20. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар в отношении к татарскому и
другим тюркским языкам: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1969. 50 с.
21. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар. Опыт сравнительного
исследования. Казань: Изд-во КГУ, 1977. 295 с.
22. Тумашева Д.Г. Отношение наречия барабинских татар к татарским
диалектам Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков
(Материалы международной конференции 11-13 мая 1969 г.). Томск: изд-во
Томского ун-та, 1969.
23. Тумашева Д.Г. Тевризский говор татарского языка // Вопросы
диалектологии тюркских языков. Т. II. Баку, 1960.
24. Тумашева Д.Г. Этнолингвистическая классификация сибирско-татарских
диалектов // Татар теле белеме. IV китап. Казань: изд-во КГУ, 1972.
25. Тумашева Д.Г. Язык сибирских татар. Ч. II. Казань: Изд-во КГУ, 1968.
182 с.
26. Храмова В.В. Заболотные татары // Изв. Всесоюзного географического
общества. 1950. Т. 82. № 2.
Поделится публикацией